Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УСТЬ-НЕМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Усть-Немской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Югыдъяг (прежнее название Усть-Нем База), расположенный в Усть-Куломском районе Коми, вблизи левого берега реки Вычегда (Эжва). Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Будущий посёлок Югыдъяг возник в начале 1930-х годов как место ссылки «спецпереселенцев» — раскулаченных крестьян. С 1941 года в него привозили советских немцев, позднее — красноармейцев, побывавших в плену. Они работали на лесозаготовках. Узкоколейной железной дороги здесь первоначально не было.

Официально признанная дата начала строительства узкоколейной железной дороги — 1953 год, открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1954 год.

По другой версии, строительство узкоколейной железной дороги началось в 1948 году.

На топографической карте, изданной в 1966 году, узкоколейная железная дорога не обозначена. В силу возмутительной халатности и разгильдяйства картографов узкоколейная железная дорога отсутствует и во многих других картах. В том числе изданных в те годы, когда она активно работала и не являлась новой.




Строительство узкоколейной железной дороги. 1948 год. Фотография
из фондов библиотеки посёлка Югыдъяг. Есть версия, что это
на самом деле Смолянская узкоколейная железная дорога.


Узкоколейная железная дорога. 1960-е либо 1970-е годы. Оригинал фотографии,
по состоянию на 2008 год, находился в посёлке Югыдъяг.


Узкоколейная железная дорога. 1960-е либо 1970-е годы. Оригинал фотографии,
по состоянию на 2008 год, находился в посёлке Югыдъяг.


Узкоколейная железная дорога. 1960-е либо 1970-е годы. Оригинал фотографии,
по состоянию на 2008 год, находился в посёлке Югыдъяг.



Первоначальное название посёлка Югыдъяг, начального пункта узкоколейной железной дороги — Усть-Нем База (База). С 11 февраля 1971 года посёлок являлся центром Базовского сельсовета. 10 октября 1975 года посёлок был переименован в Югыдъяг. Название в переводе с языка коми означает «Светлый Бор».

В 1989 году население посёлка составляло 2247 человек — весьма много, по меркам данной местности. Здесь действовал аэропорт. Имелись регулярные рейсы на Усть-Кулом — Сыктывкар, Тимшер и другие населённые пункты.

В известном рассказе М. Веллера «Узкоколейка» (http://lib.ru/WELLER/narrgaug.txt), судя по встречающимся географическим названиям, действие происходит на Усть-Немской узкоколейной железной дороге.

Летом 1972 года в посёлке Усть-Нем База жил В.В. Путин, на тот момент являвшийся бойцом студенческого стройотряда. Работа стройотряда была связана со строительством ЛЭП, а не узкоколейной железной дороги. Тем не менее, не исключено, что В.В. Путин ездил по этой узкоколейной железной дороге. Нет сомнений, что В.В. Путин знаком с узкоколейной железной дорогой.

http://www.tomovl.ru/komi/chronograph1971.htm — упоминание проживания В.В. Путина в посёлке Усть-Нем База (ныне Югыдъяг).

Усть-Немская узкоколейная железная дорога в 1980-х годах была одной из самых крупных и развитых в регионе. Но затем она резко пришла в упадок.

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена в начале 1990-х годов. Вскоре после этого были разобраны первые 15 километров узкоколейной железной дороги — от посёлка Югыдьяг в сторону леса.

На 15-м километре жители Югыдъяга построили гаражи для мотодрезин. Они продолжали ездить в лес по сохранившемуся участку узкоколейной железной дороги.

Позднее сборщики металла разобрали ещё 13 километров магистрали. Начальным пунктом, ближайшим к Югыдъягу, стал 28-й километр.

Зимой 2007/2008 годов узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана. Разобравший узкоколейную железную дорогу предприниматель Эдуард Попов позднее стал обвиняемым по уголовной статье и был осуждён.



23-27 июня 2008 года автором были посещены узкоколейные железные дороги в Корткеросском и Усть-Куломском районах республики Коми (две разобранные и две сохранившиеся). Это Пезмогская узкоколейная железная дорога, Подъёльская узкоколейная железная дорога, Смолянская узкоколейная железная дорога, и наконец — Усть-Немская узкоколейная железная дорога.

Уцелевшие узкоколейные железные дороги в Приозёрном и Смолянке (по состоянию на 2012 год, разобраны и они) — это одни из последних сохранившихся узкоколейных железных дорог России, насколько известно, ещё ни разу не посещавшихся исследователями на тот момент.

Я разыскиваю исторические фотографии и письменные материалы в поселковой библиотеке и в домах жителей посёлка Югыдъяг. Удалось обнаружить один фрагмент тепловоза с определяемым номером — ТУ4-1001 (без полной уверенности).

Можно отметить, что Усть-Куломский район — самый комиязычный в регионе. Здесь имеется весьма ощутимый процент людей, разговаривающих на коми языке. В районном центре, селе Усть-Кулом, русская речь слышна нечасто. При этом все жители района имеют привычные для русских имена и фамилии, все владеют русским языком свободно и без акцента.

В районной газете Усть-Куломского района публиковались статьи о посёлке Югыдъяг, с упоминанием узкоколейной железной дороги. Однако все известные статьи — на коми языке. Они были скопированы мной, но в материале не выложены.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ПОСЁЛКЕ ЮГЫДЪЯГ И ВБЛИЗИ НЕГО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ПОСЁЛКЕ ЮГЫДЪЯГ И ВБЛИЗИ НЕГО)
   











17.06.2012 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Коми»

на главную страницу