Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УСТЬ-НЕМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Усть-Немской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Югыдъяг (прежнее название Усть-Нем База), расположенный в Усть-Куломском районе Коми, вблизи левого берега реки Вычегда (Эжва). Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».

Будущий посёлок Югыдъяг возник в начале 1930-х годов как место ссылки «спецпереселенцев» — раскулаченных крестьян. С 1941 года в него привозили советских немцев, позднее — красноармейцев, побывавших в плену. Они работали на лесозаготовках. Узкоколейной железной дороги здесь первоначально не было.

Официально признанная дата начала строительства узкоколейной железной дороги — 1953 год, открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1954 год.

По другой версии, строительство узкоколейной железной дороги началось в 1948 году.

На топографической карте, изданной в 1966 году, узкоколейная железная дорога не обозначена. В силу возмутительной халатности и разгильдяйства картографов узкоколейная железная дорога отсутствует и во многих других картах. В том числе изданных в те годы, когда она активно работала и не являлась новой.




Строительство узкоколейной железной дороги. 1948 год. Фотография
из фондов библиотеки посёлка Югыдъяг. Есть версия, что это
на самом деле Смолянская узкоколейная железная дорога.


Узкоколейная железная дорога. 1960-е либо 1970-е годы. Оригинал фотографии,
по состоянию на 2008 год, находился в посёлке Югыдъяг.


Узкоколейная железная дорога. 1960-е либо 1970-е годы. Оригинал фотографии,
по состоянию на 2008 год, находился в посёлке Югыдъяг.


Узкоколейная железная дорога. 1960-е либо 1970-е годы. Оригинал фотографии,
по состоянию на 2008 год, находился в посёлке Югыдъяг.



Первоначальное название посёлка Югыдъяг, начального пункта узкоколейной железной дороги — Усть-Нем База (База). С 11 февраля 1971 года посёлок являлся центром Базовского сельсовета. 10 октября 1975 года посёлок был переименован в Югыдъяг. Название в переводе с языка коми означает «Светлый Бор».

В 1989 году население посёлка составляло 2247 человек — весьма много, по меркам данной местности. Здесь действовал аэропорт. Имелись регулярные рейсы на Усть-Кулом — Сыктывкар, Тимшер и другие населённые пункты.

В известном рассказе М. Веллера «Узкоколейка» (http://lib.ru/WELLER/narrgaug.txt), судя по встречающимся географическим названиям, действие происходит на Усть-Немской узкоколейной железной дороге.

Летом 1972 года в посёлке Усть-Нем База жил В.В. Путин, на тот момент являвшийся бойцом студенческого стройотряда. Работа стройотряда была связана со строительством ЛЭП, а не узкоколейной железной дороги. Тем не менее, не исключено, что В.В. Путин ездил по этой узкоколейной железной дороге. Нет сомнений, что В.В. Путин знаком с узкоколейной железной дорогой.

http://www.tomovl.ru/komi/chronograph1971.htm — упоминание проживания В.В. Путина в посёлке Усть-Нем База (ныне Югыдъяг).

Усть-Немская узкоколейная железная дорога в 1980-х годах была одной из самых крупных и развитых в регионе. Но затем она резко пришла в упадок.

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена в начале 1990-х годов. Вскоре после этого были разобраны первые 15 километров узкоколейной железной дороги — от посёлка Югыдьяг в сторону леса.

На 15-м километре жители Югыдъяга построили гаражи для мотодрезин. Они продолжали ездить в лес по сохранившемуся участку узкоколейной железной дороги.

Позднее сборщики металла разобрали ещё 13 километров магистрали. Начальным пунктом, ближайшим к Югыдъягу, стал 28-й километр.

Зимой 2007/2008 годов узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана. Разобравший узкоколейную железную дорогу предприниматель Эдуард Попов позднее стал обвиняемым по уголовной статье и был осуждён.



23-27 июня 2008 года автором были посещены узкоколейные железные дороги в Корткеросском и Усть-Куломском районах республики Коми (две разобранные и две сохранившиеся). Это Пезмогская узкоколейная железная дорога, Подъёльская узкоколейная железная дорога, Смолянская узкоколейная железная дорога, и наконец — Усть-Немская узкоколейная железная дорога.

Уцелевшие узкоколейные железные дороги в Приозёрном и Смолянке (по состоянию на 2012 год, разобраны и они) — это одни из последних сохранившихся узкоколейных железных дорог России, насколько известно, ещё ни разу не посещавшихся исследователями на тот момент.

Я разыскиваю исторические фотографии и письменные материалы в поселковой библиотеке и в домах жителей посёлка Югыдъяг. Удалось обнаружить один фрагмент тепловоза с определяемым номером — ТУ4-1001 (без полной уверенности).

Можно отметить, что Усть-Куломский район — самый комиязычный в регионе. Здесь имеется весьма ощутимый процент людей, разговаривающих на коми языке. В районном центре, селе Усть-Кулом, русская речь слышна нечасто. При этом все жители района имеют привычные для русских имена и фамилии, все владеют русским языком свободно и без акцента.

В районной газете Усть-Куломского района публиковались статьи о посёлке Югыдъяг, с упоминанием узкоколейной железной дороги. Однако все известные статьи — на коми языке. Они были скопированы мной, но в материале не выложены.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ПОСЁЛКЕ ЮГЫДЪЯГ И ВБЛИЗИ НЕГО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ПОСЁЛКЕ ЮГЫДЪЯГ И ВБЛИЗИ НЕГО)
   











17.06.2012 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Коми»

на главную страницу