Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







КУРГАЛЬСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА









Начальным пунктом Кургальской узкоколейной железной дороги (неправильное название — Ефимовская узкоколейная железная дорога) является посёлок Ефимовский, расположенный в Бокситогорском районе Ленинградской области, вблизи станции Ефимовская на железнодорожной линии Тихвин — Подборовье («РЖД», Октябрьская железная дорога). Узкоколейная железная дорога принадлежит Ефимовскому комплексному леспромхозу.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана в 2015 году.


Ефимовский леспромхоз был основан в 1929 году. Первые участки узкоколейной железной дороги были открыты в конце 1940-х годов.

Впервые прибываю в Ефимовский автостопом из Тихвина 6 сентября 1999 года. 7 сентября 1999 года — весь день на проезжание узкоколейной железной дороги.

Вот что тогда было мной написано:

23 км — Алёшины Нивы — крайний пункт линии на Печнёвской ветке в районе бывшей деревни Амбарные Нивы 7:00, обратно отправление **17 :00 (1 бесплатный пасс. вагон). 23 км — район бараков Зимник (еще 6 км на север от 23 км, идет по ветке, обозначенной на картах) 7:10, обратно отправление **17 :00 (состав из тепловоза и приспособленной для перевозки пассажиров бортовой платформы со скамейками и без крыши — его называют «коробка» или «шаланда».

В те же пункты грузовое движение (за лесом), отправление составов из Ефимовского обычно чуть позже пассажирских поездов, а прибытие обратно — на 2-3 часа раньше. По выходным дням никакого движения обычно нет. С декабря по март узк. ж.д. не действует.

Личные дрезины — «пионерки» имеются только в Алёшиных Нивах. На них ездят в сторону рек Тутока и Ильмас — до **42 км. Раньше эта линия продолжалась до **56 км (на картах самый дальний ее участок не обозначен и сейчас разобран). Помимо дрезин, в сторону Тутоки никакого движения нет.

По состоянию на 2005 год, узкоколейная железная дорога частично сохранена, однако перспективы её дальнейшей работы являются неопределёнными. Вывозка леса производится лишь эпизодически. Протяжённость сохранившихся участков составляет приблизительно 60 километров.

Среди имеющегося на дороге тягового подвижного состава — тепловозы ТУ8-0207, ТУ8-0279, ТУ8-0449, один неустановленный тепловоз ТУ8, два «законсервированных» тепловоза ТУ6А, один из которых разграблен и едва ли пригоден для восстановления. Все тепловозы круглый год находятся под открытым небом — локомотивное депо не используется.

В посёлке Ефимовский сохранялась кабина тепловоза ТУ6А-0206. По внешним признакам следовало ожидать, что её ждёт скорая порезка на металлолом.


Местонахождение тепловозов на главной станции в посёлке Ефимовский,
по состоянию на 17 мая 2005 года.











Ефимовский комплексный леспромхоз (текст из книги «Ленлес: годы становления и развития», изданной в 1992 году)



Ефимовский леспромхоз создан в 1929 году. В состав леспромхоза входили четыре учлеспромхоза: Озерский, Озеревский, Заборский и Карабищенский. Каждый учлеспромхоз имел сезонный план вывозки в объёме 100—120 тыс. куб. м.

В 1931 году леспромхоз перешёл в подчинение вновь образованному тресту «Ленлес», а учлеспромхозы были расформированы. Образованы лесопункты Ефимовский, Чудецкий, Заборский, Тургошский, Озеревский, Абрамогорский, Сидоровский, Великодворский и Карабищенский.

Такая дислокация лесозаготовительных точек приближала лесозаготовки к населённым пунктам, так как работали на лесозаготовках в основном крестьяне. Годовой план леспромхоза составлял 300—400 тыс. куб. м. Основным инструментом в лесу были топор и пила, механизмом на вывозке — лошадь и дровни. Вывозка производилась по обыкновенным снежным дорогам с нагрузкой на воз от 0,6 до 1 куб. м. Леспромхоз располагал собственным обозом лошадей до 200 голов.

С 1931 года на вывозке стали применять ледяные дороги. Нагрузка на воз достигла 8-10 куб. м. План леспромхоза возрос до 500 тыс. куб. м.

В 1933 году на ст. Подборовье организуется механизированный Подборовский мехлесопункт. Строится пластинчатая лежнёвая дорога. Тяговым механизмом становится трактор «Фордзон».

В 1935 году на станции Фетино организуется Фетинский лесопункт. Строится круглолежнёвая дорога. Вывозка производится тракторами «Фордзон» и У-24, а в качестве подвижного состава внедряются двухребордные тележки. В Тургошском лесопункте внедряется вывозка автомашинами ГАЗ-АА.

С 1935 года вывозка леса переходит на круглогодовой период. Подбираются лесосеки по берегам рек. Для вывозки использовали волокуши и крестьянские телеги. С 1935 года внедряется лучковая пила. Условия работы и проживания сезонников в лесу были очень тяжёлыми: барак на 40—50 человек, двойные нары, керосиновая лампа.

До Отечественной войны на территории района работал только один Ефимовский леспромхоз. В 1943 году в районе создан Подборовский леспромхоз на базе Заборского, Тургошского, Великодворского и Коробищенского лесопунктов.

В 1947 году началось строительство узкоколейной железной дороги в Чудецком лесопункте.

В 1957 году в состав леспромхоза передан Ефимовский механизированный лесопункт треста «Леспромтяж» на базе УЖД, который объединили с Ефимовским лесопунктом, работающим ранее по автодорогам.

С 1986 года Ефимовский леспромхоз объединен с мехлесхозом и образован Ефимовский комплексный леспромхоз.

Леспромхоз базируется на площади 294,9 тыс. га, из которых 217,5 тыс. га покрыты лесом. В состав леспромхоза входят лесничества — Большедворское, Бокситогорское, Деревенское, Ефимовское, Новодеревенское, Пикалёвское, Мозолёвское, Анисимовское, Горское, Раменское, Важанское, Соминское и лесопункты — Ефимовский, Чудецкий, Бокситогорский, Тушемельский. Имеется два лесопитомника площадью 28 га, консервный цех по переработке ягод и грибов. Леспромхоз выращивает 4,5 млн. саженцев и ежегодно создаёт лесных культур на площади более 1 тыс. га.

В леспромхозе ежегодно заготавливается и вывозится 340 тыс. куб. м древесины, вырабатывается 50 тыс. куб. м пиломатериалов и 5,5 тыс. куб. м короткомерной пилопродукции. Общая численность работающих 1275 чел., в том числе в лесном хозяйстве — 210 чел.

Леспромхоз имеет 38,8 тыс. кв. м жилого фонда, 2 детских сада, 2 клуба и 5 магазинов.



Руководство леспромхоза:

Директор — Анатолий Николаев АФАНАСЬЕВ (тел. 511-25). Главный лесничий — Анатолий Александрович ВОРОНЦОВ (тел. 513-00). Главный инженер — Владимир Сергеевич ЛЕНЬГАЧЕВ (тел. 512-16). Заместитель директора — Виктор Алексеевич КУШИГИН (тел. 514-29).

Адрес: 198620, Ленинградская область, Бокситогорский район, пос. Ефимовский, ул. Гагарина, д. 30. Телетайп: 309569 «Лыко». Код АТС: 266















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 7)    










11.01.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»

на главную страницу