УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РЯЗАНСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА







Рязанский шпалопропиточный завод находится в посёлке Борки, входящем в черту города Рязани. Завод соединён подъездным путём широкой колеи со станцией Рязань I Московской железной дороги. Вблизи завода имеется пристань на реке Ока.

Рязанский шпалопропиточный завод действует с 1880 года. Основателем завода был предприниматель и инженер К.О. фон Мекк, построивший Московско-Рязанскую железную дорогу. Изначально завод являлся не только шпалопропиточным, но и лесопильным, он производил различную деревянную продукцию. Сырьё поступало на завод водным путём по реке Ока.

Скорее всего, лёгкие рельсовые пути действовали на заводе с первого дня его работы. Дата открытия полноценной узкоколейной железной дороги не установлена. Это произошло не позднее 1936 года (известно, что в этот год на завод поступил паровоз узкой колеи).

В 1941 году, в связи с возникшей угрозой оккупации Рязани, большая часть оборудования завода была вывезена на станцию Кулунда (Алтайский край), где в то время существовал небольшой шпалопропиточный завод. В 1944 году оборудование было возвращено на прежнее место.

28 мая 1970 года на заводе произошёл катастрофический по своим масштабам пожар, в результате которого была уничтожена значительная часть заводского имущества, в том числе и подвижной состав узкоколейной железной дороги.

По состоянию на 1993 год, на заводе работали два тепловоза ТУ6А и один тепловоз ТУ8. Известно, что до поступления тепловозов ТУ6А имелись тепловозы ТУ4.

По состоянию на ноябрь 2005 года, тяговый подвижной состав представлен двумя тепловозами: ТУ6А-1818 (достоверность номера под сомнением), и ТУ8-0232.

Своебразной достопримечательностью узкоколейной железной дороги можно назвать семафор, находящийся в южной части заводской территории (скорее всего, он был установлен не на узкоколейной железной дороге, а на пролегающем рядом с ней подъездном пути широкой колеи). По состоянию на 2005 год, семафор не действует и закрещен.

ОАО «Рязанский шпалопропиточный завод» не принадлежит Московской железной дороге. В подчинении Московской железной дороги, по состоянию на 2005 год, оставался лишь один шпалопропиточный завод — Навлинский.

Приблизительно в 2010 году Рязанский шпалопропиточный завод приобрёл на закрывшемся Сарептском шпалопропиточном заводе тепловоз ТУ4-2584. К сарептскому тепловозу «приклеилось» прозвище «Сапсан».

Приблизительно в 2013 году из закрывшегося Навлинского шпалопропиточного завода был привезён тепловоз ТУ6А-3432.

По состоянию на 2016 год, Рязанский шпалопроприточный завод — один из немногих в России шпалопропиточных заводов, сохранившихся в рабочем состоянии.









Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1941 году.










Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000
(выделена зелёным цветом). Обозначена не полностью.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    БРОШЮРА «РЯЗАНСКОМУ ШПАЛОПРОПИТОЧНОМУ ЗАВОДУ — 115 ЛЕТ»    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ    










10.11.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Рязанской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.