САЛТОЗЕРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Салтозерской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Салтозеро, расположенный у станции Салтозеро — конечного пункта ветки от станции Пурнозеро железнодорожной линии Пукса — Дальний (Мехреньгской железной дороги).

Узкоколейная железная дорога на протяжении всей своей истории находилась в ведении структур, исполняющих наказание. Она была крупнейшей из узкоколейных железных дорог, примыкавших к «лагерной» Мехреньгской железной дороге.

Посёлок Салтозеро возник в 1955 году. Первый участок узкоколейной железной дороги был построен в близкий период времени.

На магистрали узкоколейной железной дороги были построены два посёлка: Кетозеро и Ледьозеро. Как и в Салтозере, в них были расположены исправительно-трудовые учреждения.

Объём грузовых и пассажирских перевозок, по меркам лесовозных узкоколейных железных дорог, на Салтозерской узкоколейной железной дороге был значительным. Имелось не меньше пятнадцати тепловозов (ТУ6А и другие).

Согласно информации, полученной от С. Костыгова, в какой-то период времени эта узкоколейная железная дорога официально называлась «Южная узкоколейная железная дорога».

В 1970-х годах был закрыт посёлок Кетозеро. Посёлок Ледьозеро оставался жилым до 1990-х годов.

В 1990-х годах вывозка леса по узкоколейной железной дороге прекратилась, была ликвидирована колония в Ледьозере и прилегающий к ней посёлок. Лесозавод в Салтозере в 1990-х годах перерабатывал лес, доставлявшийся по широкой колее из географически удалённого посёлка Янгоры.

По состоянию на 1995 год, узкоколейная железная дорога оставалась действующей. Однако, по неподтверждённым данным, регулярные перевозки были только на территории лесозавода в Салтозере.

В течение второй половины 1990-х годов узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. По информации от исследователя железных дорог С. Костыгова, побывавшего в посёлке Салтозеро в 2002 году, на тот момент сохранившихся участков пути в Салтозере не было. Имелись многочисленные кабины тепловозов и два паровозных тендера (предположительно от паровозов ВП). По слухам, не имеющим документальных подтверждений, паровозы эксплуатировались вплоть до 1990-х годов.

По состоянию на июнь 2009 года, в бывшем посёлке Салтозеро сохранялись шпалы на бывшей главной станции (здание диспетчерской было полностью разрушено), кабины тепловозов, фрагмент автомотрисы АМ1. Паровозных тендеров к этому времени не было.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ    












05.07.2009 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика