Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БЕЛОМОРСК — ОБОЗЕРСКАЯ







Протяжённость железнодорожной линии Беломорск — Обозерская составляет 351 километр. Железнодорожная линия пролегает по территории республики Карелия и Архангельской области, относится к Северной железной железной дороге (участок Обозерская — Маленьга) и Октябрьской железной дороге (участок Маленьга — Беломорск).

Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, электрифицирована на переменном токе. Железнодорожная линия является магистральной, пропускает почти максимально возможное для однопутного участка количество поездов.

Железнодорожная линия Беломорск (историческое название Сорокская) — Обозерская изначально строилась как связующий участок между двумя меридиональными линиями, долгое время рассматривалась как соединительная линия между двумя магистралями. В настоящее время линия Обозерская — Беломорск является в большей степени магистральной, чем меридиональная линия на Архангельск (то есть главная магистраль пролегает по направлению Коноша — Обозерская — Беломорск — Лоухи, линии Обозерская — Архангельск и Беломорск — Кочкома — Петрозаводск пропускают меньше поездов).

Строительство железнодорожной линии началось в 1939 году. Как и другие крупные стройки того времени, оно велось в основном силами заключённых. В Сороке находилось управление Сороко-Обозерского исправительно-трудового лагеря. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов строительство приостанавливалось, весной 1940 года возобновилось.

Сквозное движение по железной дороге было открыто в сентябре 1941 года. С первого дня железная дорога Сорокская — Обозерская приобрела неоценимое значение: она стала единственным средством сообщения с Северной Карелией, Мурманской областью и Мурманским портом. Меридиональная магистраль Волховстрой — Петрозаводск — Беломорск была частично захвачена финнами.

По линии Сорокская — Обозерская в годы войны был пропущен огромный объём воинских грузов из центра страны к местам боёв в Заполярье. В обратном направлении перевозились грузы, составлявшие военную помощь от союзников, которая поступала через Мурманский порт. Во многом благодаря наличию этой железной дороги удалось не допустить захвата противником севера Карелии и Мурманской области.




«Гулял в Малошуйке британский премьер». Публикация из газеты Онежского района «Онега», 27 января 1999 года.



В послевоенное время, несмотря на восстановление движения через Петрозаводск, на линии сохранялось регулярное движение поезда дальнего следования сообщением Москва — Мурманск.




Расписание движения поездов на лето 1948 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).
Станция Обозерская неправильно подписана как Обозёрская.



С момента открытия Череповецкого металлургического комбината (1955 год) железнодорожная линия используется для доставки сырья из Мурманской области в Череповец.

В 1994 году было открыто движение на электрической тяге на участке Беломорск — Сумский Посад, в 2000 году — на участе Обозерская — Вонгуда, в 2002 году — на участке Вонгуда — Малошуйка — Маленьга.

В 2003 году было открыто движение на электрической тяге по участку Маленьга — Сумский Посад. Тем самым, завершилась полная электрификация линии Беломорск — Обозерская и всего магистрального хода Вологда — Коноша — Обозерская — Беломорск — Мурманск. Меридиональный и более старый участок Волховстрой — Беломорск был полностью электрифицирован на два года позднее.




«Стальное плечо в 300 километров». Публикация из газеты
Онежского района «Онега», 13 июля 1999 года.



По состоянию на 2011 год, железнодорожная линия Беломорск — Обозерская пропускает один поезд дальнего следования сообщением Вологда — Мурманск (в ходу раз в двое суток), включающий прицепные вагоны Архангельск — Мурманск, Архангельск — Малошуйка, Котлас — Мурманск. Ранее существовал также поезд Архангельск — Онега. Несмотря на многочисленные просьбы сохранить маршут, он был ликвидирован.

Пригородные поезда курсируют по маршрутам Кемь — Беломорск — Маленьга (четырёхвагонный электропоезд ЭД9М, две пары поездов, причём обе в ходу по понедельникам, средам и пятницам), Маленьга — Малошуйка, Малошуйка — Емца, Малошуйка — Онега, Пукса — Обозерская — Онега (эти маршруты ежедневные, поезда состоят из локомотива и одного пассажирского вагона). В 2006 году по этим маршрутам были пущены автомотрисы РА1, но они проработали непродолжительное время.

Линия Беломорск — Обозерская имеет два ответвления: Пост 243 км — Онега и Сулозеро — Золотуха. Линия Пост 243 км — Онега, протяжённостью 26 километров — общего пользования, не электрифицирована, на ней сохраняется движение пассажирских поездов. За станцией Онега она продолжается в виде ведомственной линии до Покровского гранитного карьера (13 километров).

Линия Сулозеро — Золотуха является ведомственной, построена для обслуживания гранитного карьера. По состоянию на 2007 год, линия имела пассажирское движение, что является удивительным случаем в современной России.

Главная на линии станция — Малошуйка. Вскоре после принятия железнодорожной линии в постоянную эксплуатацию здесь было построено локомотивное депо. На станции Малошуйка все поезда меняют локомотивную бригаду. Станция Маленьга, хотя и является междорожным стыкам, выглядит как крошечный разъезд в окружении почти вымершего посёлка. Отсчёт расстояния на километровых знаках ведётся от Сорокской (Беломорска).

Линия Беломорск — Обозерская является магистральной и отличается весьма высокой интенсивностью движения грузовых поездов, но имеет некоторые черты «глухой» железнодорожной линии. Она малоизвестна в широком кругу, так как пропускает небольшое число пассажирских поездов. На линии нет поездов из Москвы (хотя когда-то через неё курсировал поезд Москва — Мурманск, и ничто не мешало бы вернуть такой маршрут). Линия пролегает по отдалённым местам, находящимся в состоянии глубокого упадка и разрухи.

Между станциями Сумский Посад и 243 км (мост через реку Онегу) линия пролегает по району, который не имеет автомобильного сообщения с внешним миром. В Малошуйке, Нименьге и других посёлках на этом участке можно увидеть автомобили, но на них ездят исключительно по окрестностям посёлков.

Ещё одна редкая особенность линии Беломорск — Обозерская: наличие действующих станций (разъездов), не имеющих персонала. На таких станциях стрелки переводятся дистанционно из Центра управления перевозками в Ярославле. На десятки километров от действующей станции может не быть ни одного человека.








Западная горловина станции Нименга. Справа находится магистральный путь,
ведущий к станции Малошуйка, слева — подъездной путь, ведущий
на нижний склад Нименьгского леспромхоза.
10.06.2005








Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении — на восток,
в сторону центра станции Нименга.
10.06.2005








Пассажирская платформа на станции Нименга. Вид в западном направлении.
10.06.2005








Главное здание станции Нименга.
10.06.2005








Главное здание станции Нименга.
10.06.2005








Восточная горловина станции Нименга. Вид в западном направлении, в сторону центра станции.
10.06.2005








Подъездной путь широкой колеи, соединяющий станцию Нименга с нижним складом
Нименьгского леспромхоза. Вид в сторону нижнего склада.
10.06.2005








Подъездной путь вступил в пределы посёлка Нименьга. Вид в сторону нижнего склада.
10.06.2005








Тот же подъездной путь. Впереди — габаритные ворота, за ними — территория нижнего склада.
10.06.2005








Первая стрелка на подъездном пути, расположенная на территории нижнего склада. Вид в южном направлении.
10.06.2005








Старые полувагоны широкой колеи на нижнем складе.
10.06.2005








Вновь подъездной путь широкой колеи, соединяющий нижний склад со станцией Нименга. На шпале
высечено название города Иршава (Закарпатская область, Украина), где находится одна из
главных станций Боржавской узкоколейной железной дороги.
10.06.2005








Там же. Стрелка на подъездном пути. Вид в сторону станции Нименга.
10.06.2005








Тот же подъездной путь. Пересечение с автодорогой. Вид в сторону нижнего склада.
10.06.2005








Вид в противоположном направлении. Впереди — примыкание к магистральным путям.
10.06.2005








Подъездной путь, ведущий от станции Нименга в юго-восточном направлении.
10.06.2005










Расписание движения поездов по станции Маленьга (вывешено
в зале ожидания вокзала станции Маленьга).
10.06.2005








Двуязычная (на русском и финском языках) табличка с названием станции
на главном здании (вокзале) станции Маленьга.
10.06.2005










Станция Маленьга. Вид от пассажирской платформы в западном направлении.
10.06.2005










Главное здание (вокзал) станции Маленьга.
10.06.2005










Станция Маленьга, вид в восточном направлении. На первом пути стоит электропоезд
ЭД9М-0049, отправляющийся по маршруту Маленьга — Беломорск — Кемь.
10.06.2005










Главное здание станции Руйга (участок Маленьга — Беломорск).
10.06.2005













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ    










24.12.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу