Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ВИДАНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Виданская (Шуйско-Виданская) и Совдо-Сямозерская узкоколейные железные дороги составляли единую сеть, находились к северо-западу от города Петрозаводска. Эта сеть была одной из крупнейших узкоколейных железных дорог региона.

Начальный пункт — Виданской узкоколейной железной дороги — посёлок Чална, расположенный вблизи станции Чална-Онежская на железнодорожной линии Петрозаводск — Суоярви, начальный пункт Совдо-Сямозерской узкоколейной железной дороги — посёлок Кудама, расположенный на берегу озера Сямозеро.

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок Виданской (Шуйско-Виданской) узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. Вскоре на узкоколейной железной дороге появился лесной посёлок Речка (17 километров от начального пункта узкоколейной железной дороги — посёлка Чална).

Благодаря снимку в номере газеты «Ленинское знамя» от 16 января 1949 года известно, что узкоколейная железная дорога фактически была открыта раньше 1949 года. Уже как минимум в 1948 году она использовалась для вывоза леса.

http://ampiainen.narod.ru/88816a51fb5f.jpg — «Газогенераторный мотовоз производства Онежского завода в Шуйско-Виданском леспромхозе за перевозкой древесины к станции узкоколейной железной дороги Чална». Газета «Ленинское знамя», 16 января 1949 года, фото Н. Клишко. Предположительно, снимок сделан в конце 1948 года.

Совдо-Сямозерская узкоколейная железная дорога первоначально была изолированной.

Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок Совдо-Сямозерской узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. Лес вывозился на берег озера Сямозеро вблизи посёлка Кудама, далее транспортировался водным путём.

Не позднее 1960-х годов Шуйско-Виданская и Совдо-Сямозерская узкоколейные железные дороги были соединены и составили единую сеть. Объединённая узкоколейная железная дорога на протяжении некоторого времени была крупнейшей в регионе.

Протяжённость главной магистрали Чална — Речка — Лесная — Кудама составляла 75 километров. С учётом веток, протяжённость узкоколейной железной дороги доходила до 200 километров.

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Позднее — мотовозы и тепловозы (ТУ4 и другие).

На узкоколейной железной дороге осуществлялись регулярные пассажирские перевозки. Существовало несколько маршрутов пассажирских поездов. Летом по выходным дням назначались поезда, предназначенные для организованной доставки работников Шуйско-Виданского леспромхоза и жителей города Петрозаводска к местам рыбной ловли, сбора грибов и ягод.


Цитата из архивного материала о происшествиях за 1972 год (текст предоставлен А. Соколовым):

27 февраля 1972 года на узкоколейной железной дороге Шуйско-Виданского ордена Трудового Красного Знамени леспромхоза произошло крушение пассажирского поезда. Пассажирский поезд в составе тепловоза ТУ4-734 и двух цельнометаллических вагонов типа ПВ40, в котором находились рыбаки-любители (рабочие леспромхоза и жители города — рабочие городских предприятий, служащие и др.) в воскресенье 27 февраля в 5 часов 20 минут вышел со станции Чална до 31 пикета 15-й ветви, куда прибыл в 7 часов 20 минут. Имела место несанкционированная остановка на ст. Малая Суна. Тепловоз ушёл резервом на ст. Нелгомозеро, обратно возвратился на ст. Лесная.

В 14 часов 10 минут был отвлечен тепловоз до станции Лесная, который должен был следовать на 31 пикет 15-й ветви подцепить пассажирские вагоны с рыбаками-любителями и следовать в обратном направлении. Однако машинисты самовольно отправились со ст. Лесная до ст. Кудама, откуда выехали на 31 пикет 15-й ветви, распивали спиртные напитки, без разрешения диспетчера сделали остановку на ст. Речная, подсаживали в кабину тепловоза посторонних, останавливались на перегоне Чална — Новая Речка.

В 17-00 был сформирован пассажирский поезд, маршрут с 31 пикета 15 ветки до ст. Лесной — было получено разрешение на занятие перегона ст. Лесная — разъезд 265 пикета. При следовании по указанному перегону на 9 пикете 57 км от ст. Чална произошло крушение поезда с опрокидыванием вагонов и тепловоза по правую сторону движения, в результате чего получили травмы разной степени тяжести 8 человек (рыболовов-любителей). За слабый контроль и безответственную организацию безопасности движения пассажирских поездов при массовых выездах населения в лес в выходные дни, был объявлен выговор руководящему составу.



Во второй половине 1970-х годов значительная часть узкоколейной железной дороги (почти 90 процентов протяжённости линий) была разобрана. Сохранялся лишь головной участок магистрали — от Чалны до Речки. На топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1981 году, участок Чална — Речка был показан действующим, остальные участки были обозначены как полотно разобранной железной дороги.

В конце 1980-х годов (?) последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.

По состоянию на лето 2005 года (информация от В. Булавцева), в посёлке Чална сохранялось здание локомотивного депо, несколько разграбленных пассажирских вагонов ПВ40, кабина тепловоза ТУ4-248.


В мае 2011 года я побывал в Чалне, осмотрел начало разобранной узкоколейной железной дороги. Основное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2011lenderi.html.



________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________






Район бывшей главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Чална.
05.05.2011




Предположительно, бывшее депо узкоколейной железной дороги. Посёлок Чална.
05.05.2011




Район бывшей главной станции узкоколейной железной дороги в посёлке Чална.
05.05.2011









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    










05.02.2015 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Карелии»

на главную страницу