Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Это — ещё не начало страницы, страница начнётся чуть ниже. Это — «балластный» текст, который очень раздражает и меня. Он появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть. Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг.

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, когда-нибудь рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ПЯТОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Первый участок П́ятовской узкоколейной железной дороги был построен в 1950 году. Начальным пунктом являлась станция Сухона, расположенная в посёлке П́ятовка, который позднее был переименован в Советский (однако местные жители не признают переименования, называя посёлок по-старому). Первоначально вывезенный по узкоколейной железной дороге лес сплавлялся по реке Сухона, затем стал вывозиться автотранспортом.

На дороге находились лесные посёлки Матвеево (Октябрьский) и Крутая Осыпь. Линия, пролегавшая через посёлок Матвеево, центр Матвеевского лесопункта, первоначально являлась изолированной, «сплавной» (лес сплавлялся в период высокой воды по небольшой реке Еденьга). В 1960-х годах Матвеевская узкоколейная железная дорога была объединена с Пятовской узкоколейной железной дорогой.

В 1970-х годах наиболее дальняя линия была доведена до посёлка Рогна — центра Кулойского лесопункта Верховажского леспромхоза. Не исключено, что узкоколейная железная дорога в посёлке Рогна возникла задолго до этого момента, первоначально она являлась изолированной.

Приблизительно тогда же был разработан проект соединения Пятовской узкоколейной железной дороги с Семигородней узкоколейной железной дорогой, благодаря чему Пятовская узкоколейная железная дорога получила бы выход к железнодорожным магистралям широкой колеи. Велась отсыпка насыпей на участке Крутая Осыпь — Дружба, однако фактического соединения двух дорог не было: недостроенный соединительный участок был законсервирован.

В 1980-х годах узкоколейная железная дорога перестала быть основным средством сообщения с посёлками Октябрьский и Крутая Осыпь — к ним были подведены автомобильные дороги круглогодичного действия. Однако вывозка леса по узкоколейной железной дороге продолжалась вплоть до 2005 года.

В 2004 году часть имущества прежнего владельца узкоколейной железной дороги, ОАО «Тотьмалес» (бывшего Тотемского леспромхоза) была продана с аукциона. Дорога перешла в распоряжение ОАО «Корпорация Вологдалеспром». Новые владельцы решили разобрать узкоколейную железную дорогу, которая в то время продолжала работать.

21 апреля 2005 года машинист грузового состава, состоявшего из 6 гружёных сцепов, при следовании по перегону 19 километр — 32 километр обнаружил, что впереди рельсовый путь обрывается. Были приняты меры к экстренной остановке поезда, однако произвести её вовремя не удалось (как известно, на подавляющем большинстве узкоколейных железных дорог вагоны не имеют тормозного оборудования, поэтому тормозной путь достаточно велик). Тепловоз протащило много метров по пустой насыпи, лишь чудом не произошло его опрокидывания и человеческих жертв.

Пострадавших в происшествии не было, поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано. Движение прекратилось, разборка пути была возобновлена под прикрытием сотрудников охранного предприятия «Ягуар».

Через некоторое время в конфликт «двух хозяйствующих субъектов» вмешалась администрация Вологодской области. По решению заместителя губернатора области Н. В. Костыгова демонтаж был временно прекращён.

По неподтверждённым данным, ликвидация Пятовской узкоколейной железной дороги была почти полностью завершена в 2006 году (разобраны практически все линии).

Небольшой участок узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Рогна оставался действующим приблизительно до 2007 года. Позднее он был полностью разобран.

По состоянию на 2009 год, единственный сохранившийся фрагмент огромной когда-то Пятовской узкоколейной железной дороги — небольшой участок от посёлка Крутая Осыпь до моста через реку Сондуга (окрестности Сондужского озера). По информации от Дмитрия Адамского, этот участок был сохранён благодаря активной гражданской позиции жителей посёлка Крутая Осыпь, используется жителями Крутой Осыпи для поездок на мотодрезинах. Никакого подвижного состава, кроме съёмных дрезин, в Крутой Осыпи не осталось.







Здание диспетчерской на станции Сухона.
30.08.2005













Состояние узкоколейной железной дороги на 1999 год

Главная на сети станция Сухона находится в поселке Советский (неофициальное название — Пятовка), в 6 километрах от старинного города Тотьма. Здесь — нижний склад леспромхоза, крупнейшее на дороге депо, главная диспетчерская. В 8 километрах от Сухоны над магистралью построен путепровод, по которому пролегает асфальтированная автодорога Вологда — Великий Устюг. На разъезде 19 км главная линия разделяется: «западная магистраль» уходит на Крутую Осыпь, «восточная магистраль» — в Матвеево. Обе линии примерно равнозначны по грузопотоку.

Самая длинная линия проходит в меридиональном направлении, оканчиваясь в посёлке Рогна (Кулойский лесопункт Верховажского леспромхоза). Сквозного сообщения от Сухоны до Кулойского лесопункта нет уже давно. Движение поездов по этой линии возможно лишь до 46 километра от станции Сухона, далее — разрыв. Участок, ближайший к Кулойскому лесопункту, остаётся действующим. Де-факто он представляет собой отдельную узкоколейную железную дорогу.

На 29-м и 34-м километрах Западной магистрали в северном направлении отходят ветки, откуда производится вывозка леса. На ветку 29 километра курсирует рабочий поезд из Сухоны, на ветку 34 километра — из Крутой Осыпи. Из Сухоны в Матвеево рабочих и пассажирских поездов нет, но грузовые поезда следуют регулярно.

От станции Матвеево (находится в посёлке, подписанном на картах как Октябрьский) по рабочим дням курсирует рабочий поезд к местам лесозаготовок (около 15 километров в северном направлении).

Станция Крутая Осыпь — конечный пункт ветки. Находится в 2 километрах южнее путевого треугольника на 43 километре Западной магистрали. Здесь имеется локомотивное депо, помещение дежурного по станции, деревянная пассажирская платформа. Каждый рабочий день отсюда отправляется поезд, состоящий из одного пассажирского вагона. Поезд следует в направлении станции Сухона до 34 километра, далее на ветку в северном направлении (ещё около 3 километров). Пассажирских поездов из Крутой Осыпи на Сухону нет с 1980-х годов, когда открылось автобусное сообщение посёлка с Тотьмой.

Севернее и западнее 43 километра регулярного движения поездов нет. Однако линия в направлении бывшего населённого пункта Крутой Починок сохраняется: в леспромхозе не исключают возможности возобновления там лесозаготовок в будущем. Ветка к реке Сондуге сохранена по просьбам местных жителей, для которых она — единственный удобный путь на Сондужское озеро. Довольно неожиданно было видеть множество лодок в Крутой Осыпи — совершенно «сухопутном», казалось бы, посёлке. К воде их отвозят на мотодрезинах с прицепами.

Имеющийся на Пятовской узкоколейной железной дороге тяговый подвижной состав — тепловозы ТУ6А, ТУ8, самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ2А.

















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    












12.01.2006 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу