ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БОЛШЕВО — ФРЯЗИНО









Железнодорожная линия Болшево — Фрязино находится в Московской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 18 километров. Линия однопутная, электрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Московская железная дорога.

На линии есть следующие раздельные и остановочные пункты: разъезд «Болшево-Фрязинское» (название условное, формально одна из платформ станции Болшево, находится вдали от платформ станции Болшево, расположенных на главном ходу), платформа Фабрика имени 1 мая, станция Зелёный Бор, платформа Ивантеевка II, станция Ивантеевка (официально без I), разъезд Детская, станция Фрязино-Товарная, платформа Фрязино-Пассажирская.

Железнодорожная линия является главной транспортной артерией для промышленного города Ивантеевка и наукограда Фрязино.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), станция Ивантеевка (без добавки I) открыта в 1936 году, касательно платформы Ивантеевка II дата открытия не указана.

Cтанция Фрязино (без добавки Товарная), согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», открыта в 1949 году, касательно платформы Фрязино-Пассажирская дата открытия не указана. Это произошло не позднее 1967 года.

Разъезд Детская, согласно тому же источнику, открыт в 1946 году, станция Зелёный Бор и платформа Фабрика 1 мая открыты в 1951 году. По неподтверждённым данным, до 1961 года нынешняя платформа Фабрика 1 мая называлась Сталинская.

Станция Зелёный Бор — первоначально разъезд 6 км, платформа Ивантеевка II — первоначально 9 км.

Вероятно, на месте начального участка этой железнодорожной линии в 1910-е годы была построена узкоколейная железная дорога, соединявшая станцию Болшево с бумагопрядильной и ткацкой фабриками Ф. Рабенека в посёлке Старые Горки (ныне Первомайский). Позднее это была «та самая» фабрика имени 1 мая, по которой названа одна из платформ на линии.

В 1928-1929 годах была построена железнодорожная линия широкой колеи Болшево — Ивантеевка. В состав сети общего пользования НКПС СССР она была передана в 1936 году — поэтому официальная дата открытия именно такая.

Тогдашняя станция Ивантеевка находилась не там, где находятся нынешняя платформа Ивантеевка II (главные пассажирские ворота города) и станция Ивантеевка, условно Ивантеевка I. Первая станция Ивантеевка находилась вблизи текстильных фабрик, севернее нынешней линии Болшево — Фрязино. На месте первой станции Ивантеевка до сих пор сохраняются подъездные пути.

Через несколько лет после появления станции Ивантеевка было решено продлить железную дорогу до села Фрязино, где в то время начиналось строительство радиолампового завода. С 1938 года Фрязино — посёлок, с 1968 года Фрязино — город, ныне — наукоград Российской Федерации.

Строительство линии на Фрязино от тогдашней конечной станции Ивантеевка началось «в сторону Москвы». Продлить линию в «правильном» направлении было бы затруднительно, так как впереди находится река Уча. Даже если бы её обошли - линия в таком случае была бы необоснованно кривой.

Первый поезд прибыл во Фрязино в 1938 году.

Движение электропоездов на Фрязино было открыто в 1948 году. Интересно, что датой принятия участка Ивантеевка — Фрязино в постоянную эксплуатацию в составе МПС значится 1949 год.

Изначально не было прямого маршрута электропоездов Москва-Ярославская — Фрязино. Был маршрут Болшево — Фрязино, по станции Ивантеевка менялось направление движения, что занимало около 15 минут.

Конечная станция во Фрязино изначально находилась на нынешней станции Фрязино-Товарная. Тупиковая платформа Фрязино-Пассажирская была открыта, скорее всего, при запуске прямых электропоездов из Москвы в 1967 году. По другой версии - на несколько лет раньше.

В 1960-е годы линия была реконструирована. В ноябре 1967 года было открыто движение по участку спрямления к югу от станции Ивантеевка. В результате исчезла необходимость менять направление движения. Появился прямой маршрут Москва-Ярославская — Фрязино. Старая станция Ивантеевка (она же Ивантеевка-Грузовая) была закрыта для пассажирского движения.

До 1993 года конфигурация путей в районе станции Ивантеевка выглядела треугольником, в вершине которого была станция Ивантеевка-Грузовая. Затем «правая» ветвь треугольника была разобрана. Информация от http://dennism.livejournal.com/165563.html.

Происхождение названия разъезда Детская: от детской колонии (детдома) для детей-сирот, возникшей в 1921 году. Изначально — платформа, разъездом стала в 1967 году.

Зелёный Бор: привязки к местной топонинике нет. Вероятно, для устранения безымянного разъезда 6 км примерно в 1978 году решили придумать что-нибудь абстрактное и благозвучное. Ближайший посёлок — Лесные Поляны, но назвать так станцию нельзя, она есть в Кировской области. Есть дачный посёлок Зелёный Бор — скорее всего, назван по станции.

Ситуация на 2020 год. Железнодорожная линия активно работает. Здесь — 32 пары электропоездов, что для полностью однопутного участка — очень много. Возможно, максимальный показатель для однопутной линии на сети Российских железных дорог. Маршрут одинаковый: Москва-Ярославская — Фрязино-Пассажирская.

К сожалению, только одна пара поездов (Москва — Фрязино 18:35 — 19:28, Фрязино — Москва 6:05 — 6:57) — это нормальный, хороший, цивилизованный поезд. Остальные поезда — «бичевозки», ездить в которых для уважающего себя человека неприемлемо, и ездить в них я не рекомендую. Все поезда и здесь, и на всех прочих линиях в Московской области должны выглядеть примерно так, как поезд 18:35 — 19:28/6:05 — 6:57.

До тех пор, пока это не сделано — позор региональным и железнодорожным властям!

Стоимость проезда во всех пригородных поездах по одинаковому маршруту, безусловно, должна быть одинаковой, билеты должны быть одинаковыми. Пока это не так — тоже позор властям!

Если вам нужно попасть из Москвы в город Фрязино утром или днём — следуйте на цивилизованном поезде до платформы Воронок (город Щёлково), затем автобусом. Если нужно в Ивантеевку — следуйте цивилизованным поездом до Пушкино, затем автобусом.

На линии есть регулярное грузовое движение, причём грузовые поезда здесь водят электровозы — что встречается далеко не каждой тупиковой электрифицированной ветви. Нумерация расстояния на километровых знаках — от станции Москва-Ярославская, а не от станции Болшево.

В архитектурном плане линия довольно бедная. Когда-то почти на каждой станции и платформе были красивые деревянные вокзалы или павильоны. Но все они варварски снесены. Немногие имеющиеся здания, которые можно считать интересными — это вокзал на станции Фрязино-Товарная, 1950-х годов постройки, и вокзал на Ивантеевке II. Он новый, 2008 года постройки, но достаточно неординарный.

Линия на немалом протяжении извилистая, пролегает по населённой местности. Порой она кажется «утяжелённым трамваем».

На мой взгляд, большой реконструкции тут не требуется, строительство второго пути не требуется. Существующего объёма движения поездов вполне достаточно.

Что следовало бы сделать: присвоить название «фрязинской» платформе станции Болшево вместе с разъездом при ней. Всё это находится вдали от основной части станции Болшево на магистральной линии Мытищи — Фрязево, и считать это частью станции Болшево неправильно. Лучшее название для этого разъезда — Юбилейный. Выход с платформы — именно в город Юбилейный, на данный момент вопреки воле народа «ликвидированный» постановлением властей — как и Железнодорожный, Сходня, Ожерелье.

В то же время, физически линия начинается именно на станции Болшево. После того, как «фрязинской» платформе станции Болшево будет присвоено нормальное название — по схемам будет казаться, что линия начинается на станции Подлипки, хотя это не так. Считаю нужным построить новую «фрязинскую» платформу станции Болшево на месте гаражей перед стрелкой, где находится начальная точка линии. Участок между двумя платформами будет очень коротким — но на такой линии это, быть может, приемлемо. Такая платформа улучшила бы транспортную доступность некоторых микрорайонов.




Реконструкция, желательная в районе станции Болшево (источник — «Google Maps»).






Я впервые проехал по линии, вероятно, около 1995 года. Но, возможно, не до Фрязино.

В декабре 2000 года проехал от Фрязино-Пассажирской до Москвы.

В 2003 году ездил, докуда?

8 июня 2011 года я провёл тотальную пешую фотодокументацию участка Фабрика 1 мая — Фрязино-Пассажирская и проехал от Фрязино-Пассажирской до Москвы.

В июле 2020 года я провёл тотальную пешую фотодокументацию участка Болшево — Фабрика 1 мая.

Осталось осмотреть остатки станции Ивантеевка-Грузовая.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ )
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН )
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ )
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2020 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ )
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2020 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН )
   









30.11.2020 © С. Логачёв


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика