Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ ИМЕНИ МАКСИМА ГОРЬКОГО







Незавершённая страница. В настоящее время открыта «условно».

Торфопредприятие имени Максима Горького находилось в посёлке имени Воровского, расположенном вблизи станции Храпуново на железнодорожной линии Москва — Фрязево. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения, составлявшая единую сеть с узкоколейными железными дорогами, принадлежавшие другим предприятиям, одно из которых — Истомкинская текстильная фабрика.

История узкоколейной железной дороги началась до революции 1917 года. В 1890-х годах в районе нынешнего посёлка имени Воровского предпринимателем Храпуновым была организована добыча торфа и добыча глины для керамических заводов в селе Гжель. В 1898 году на Московско-Нижегородской железной дороге была открыта станция Храпуново.

Основным районом добычи торфа стало Масловское болото (находится севернее Московско-Нижегородской железной дороги). В меньшем масштабе добыча торфа велась южнее Московско-Нижегородской железной дороги. На торфоразработках прокладывались лёгкие рельсовые пути, предназначенные для перемещения вагонеток ручной тягой. Доставка торфа от торфомассивов до места погрузки в вагоны широкой колеи (станция Храпуново) осуществлялась гужевым транспортом. Условия труда рабочих, занятых на добыче торфа, были крайне тяжёлыми.






Цитата из материала «Краткая историческая справка о посёлке им. Воровского»
(http://vorovskogo.ru/index/0-4):


Во второй половине XIX века стали ощущаться большие потребности в топливе. Торфяные запасы Подмосковья, были незаменимым резервом местного топлива для заводов и фабрик. Первым стал разрабатываться Бисеровский массив, а в девяностые годы — Масловский торфяной массив. Болота принадлежали казне и частным лицам. Добывали торф для Реутовской, Раменской, Купавинской и Истомкинской фабрик. Одним из первых начал торфодобычу владелец фарфорового производства из гжельской деревни Кузязево Храпунов.

Однажды Храпунов приехал к нам на охоту в лес, где тогда в большом количестве водились кабаны и лоси. Поохотившись, он с друзьями перешел железнодорожную линию для того, чтобы разжечь костер и обогреться. Костер был разожжен приблизительно там, где когда-то была пожарная, а сейчас 2-этажные дома. Храпунов сбил сапогом ком «земли» и увидел, что это глина, а так как он был специалистом в этой области, определил, что глина ценного сорта. С этого времени стали вывозить глину в Гжель. Нанял рабочих, которые перевозили глину к остановке поезда. Станции ещё не существовало. Затем глина грузилась на железнодорожные вагонетки. Грузчики были готовы к погрузке глины, а хозяин где-то замешкался и они стали ему кричать: «Храпунов! Храпунов!», а в это время стоял вопрос о названии станции. Говорит, что с лёгкой руки грузчиков станция стала называться Храпуново.

Рабочий день выматывал рабочих до предела, он длился 13,5 часов с 1 мая до 1 августа. Рабочие должны были приступать к работе в 4 часа утра и работать до 6 часов вечера с 2,5 часами перерыва на обед и отдых. Основная часть артели — ямщики, стоя по колено в воде, за день с лопатой набрасывали на ленту элеватора по 20 тонн торфа. Секачи, мальчики 14-16 лет, отсекая попеременно двумя ножами торфяную ленту, поступающую из барабана, делами 30-40 тысяч ударов. Подкладчик едва успевал подставлять полутораметровые решетки, на каждую из которых ложилось пять серых торфяных кирпичей. Он двигал их по роликам в вагонетки, заполняя каждую в три ряда. Вагонщики вручную откатывали тяжелые вагонетки к месту сушки торфа. Другие рабочие складывали торф в один ряд. Дня через четыре, когда он «завянет», его переворачивали. Затем складывали в небольшие клетки, а потом до зимы — в караваны. И так 13,5 часов в сутки весь сезон. Тяжела была жизнь торфяников, и только нужда гнала сюда людей из Курской, Тамбовской и Рязанской губерний Центральной России.

Конец 20-х, начало 30-х годов знаменуется появлением новой техники. А Масловские торфоразработки переходят на гидроторф. В это время строится школа, детские ясли, детский сад, больница, клуб.

До 1940 года наш поселок входил в состав Есинского сельсовета. 16 июля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР населенный пункт при торфоразработках им. Горького был отнесен к категории рабочих поселков с присвоением наименования пос. им.Воровского.






В 1920-х годах торфопредприятие, расположенное у станции Храпуново, было названо именем писателя Максима Горького, его центральный посёлок был назван в честь В.В. Воровского (1871-1923) — революционного деятеля, одного из первых советских дипломатов. В 1914 году Вацлав Воровский посещал Масловские торфоразработки и оказал материальную помощь рабочим-торфяникам.

В течение 1920 года была построена линия узкоколейной железной дороги от Масловского торфомассива до Истомкинской текстильной фабрики, расположенной на западной окраине города Богородска (Ногинска). По неподтверждённым данным, первоначально она не составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой торфопредприятия имени Максима Горького — конечные пункты узкоколейных железных дорог находились в разных частях торфомассива.






Цитата из материала «Истомкинские первопроходцы», опубликованного в газете «Богородские вести», номер от 17 мая 2007 года, автор — О. Ефремова, краевед (http://www.mosoblonline.ru/upload/att/20070516102230.pdf):

Из-за отсутствия дешевого топлива простаивают цеха. А в семи километрах от фабрики находится болото с большими запасами торфа. Отсутствие транспорта мешает вывозить торф бесперебойно и питать прожорливые топки котлов. Администрация фабрики решает вопрос об устройстве узкоколейной дороги. Ездят в Москву, ходят по учреждениям и горячо доказывают целесообразность постройки железной дороги — и добиваются своего. В один из весенних дней 1920 года с лозунгами «Дадим фабрике топливо», «Фронту нужна мануфактура» рабочие во главе с активистами-комсомольцами вышли с лопатами, ломами, пилами.

Строительство железной дороги начали с обеих сторон колеи, навстречу друг другу: от болота и от фабрики. Физически сильные ребята валили лес, готовили профиль будущей дороги, из стволов заготавливали шпалы. Голодали, поэтому быстро уставали. Самый трудный участок был со стороны торфяного болота. Каждую свободную минуту перекура использовали для агитации и сообщения новостей с фронта. Наконец, комиссией по эксплуатации была принята семикилометровая железная дорога. К этому времени прибыл заказанный паровоз. Зимой, на деревянных полозьях тянули паровоз шесть километров вручную до фабрики. Поставили его на рельсы и запустили к болоту, за топливом. Была одержана первая победа истомкинских рабочих на трудовом фронте.






Не позднее 1920-х годов была построена линия узкоколейной железной дороги от Масловского торфомассива до села Купавна (в настоящее время — город Старая Купавна). В Купавне основными потребителями торфа были два крупных предприятия: Докторовский химический завод (ныне — химико-фармацевтический комбинат «Акрихин») и текстильная фабрика.

Не позднее 1930 года была построена линия до Кудиновского керамического завода, расположенного у станции Кудиново Московско-Нижегородской железной дороги (в 1963 году станция Кудиново была переименована в Электроугли).

В 1920-х годах на торфоразработках преобладал ручной труд. С начала 1930-х годов на торфопредприятие стала массово поступать различная торфодобывающая техника, был освоен гидравлический способ добычи торфа. Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги был представлен паровозами.






Цитата из материала «Прошлое и настоящее», опубликованного в газете «Волхонка», номер от 6 сентября 2008 года, автор — В. Попов (http://www.mosoblpress.ru/volhonka/show.shtml?d_id=21237)

В советское время местное торфопредприятие стало носить имя Максима Горького. Лишь в начале 30-х годов ХХ века здесь стала появляться новая техника, которая хоть как-то механизировала тяжкий труд добытчиков торфа. В эти же годы в посёлке, где люди жили в деревянных бараках, появляются школа, детские ясли и сад, больница, клуб.






В конце 1950-х годов предприятия в Купавне и Ногинске (Истомкине) отказались от использования торфяного топлива. Линии на Купавну и Ногинск были разобраны. В 1960-х годах добыча торфа была окончательна прекращена, торфопредприятие имени Максима Горького было ликвидировано.

Единственным участком узкоколейной железной дороги, который избежал ликвидации, был участок от Кудиновского комбината керамических изделий (город Электроугли) до глиняного карьера, расположенного в окрестностях бывшего посёлка Красное Знамя. Этот участок узкоколейной железной дороги перешёл в собственность Кудиновского комбината керамических изделий. Его дальнейшая история обособлена от истории узкоколейной железной дороги торфопредприятия имени Максима Горького, существование которой завершилось в 1960-е годы.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












20.02.2009 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу