Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЗАВОДА «КЛИНСТРОЙДЕТАЛЬ»









Завод «Клинстройдеталь» (первоначально — Клинский кирпичный завод) находится в восточной части города Клина — центра Клинского района Московской области.

До 1964 года в ведении завода находилась узкоколейная железная дорога протяжённостью около 3 километров. По состоянию на 2007 год, на заводе нет полноценной узкоколейной железной дороги, однако действуют рельсовые пути узкой колеи, предназначенные для перемещения вагонеток с готовой продукцией.

Выражаю благодарность главному инженеру ОАО «Клинстройдеталь» С.Е. Юрасову и другим работникам предприятия за содействие в получении информации, связанной с историей узкоколейной железной дороги.



http://www.mirstroy.ru/ma/233.html — «Клинскому кирпичному заводу — ОАО «Клинстройдеталь» 120 лет»

http://www.klinsd.ru/ — официальный сайт ОАО «Клинстройдеталь»

http://www.klinsd.ru/pages/contacts — контактные координаты и схема проезда на завод






Завод «Клинстройдеталь» является одним из старейших предприятий города Клина и Клинского района. Датой основания завода считается 21 июля 1885 года.






Цитата из материала «Клинскому кирпичному заводу — ОАО «Клинстройдеталь» 120 лет» (http://www.mirstroy.ru/ma/233.html, автор — А.А. Ковалёв)

Завод ОАО «Клинстройдеталь» был основан 21 июля 1885 года на земле Клинского уезда и назывался «Городской кирпичный завод на городской земле». Выпускал керамические изделия, изразцы, черепицу и глиняную посуду.

В период Советской власти завод был подчинён властям Московской области. Преобладал тяжёлый ручной труд, обжиг кирпича производился в напольных печах. Выпуск составлял 300 тысяч кирпича в год.

В 1933 году открылось сезонное производство с использованием сушильных сараев и кольцевой печи для обжига. Для формовки кирпича был установлен пресс «Энриг», его производительность составляла 10-12 тысяч штук кирпича в смену. Отборка, резка и укладка кирпича производилась вручную. Изготавливали кирпич с апреля по сентябрь, в зимний период кирпич обжигали местные рабочие.

Зимой 1941 года с приходом немецко-фашистских захватчиков завод был остановлен. Рабочих эвакуировали в дальние деревни Слободу и Борщево. Завод не работал более месяца. После освобождения города Клина в декабре 1941 года завод возобновил свою работу.

Одними из первых руководителей завода были директор — Тябликов Николай Семенович, начальниками цеха по производству кирпича — Зубов Дмитрий Михайлович, Пантеев Матвей Анисимович.

В 1960 году завод перешёл на круглогодичное производство кирпича с применением современного формовочного оборудования, двух механизированных сушильных блоков. Для обжига в двух керамических цехах построены туннельные печи с использованием в качестве топлива угля, мазута с последующим переходом на природный газ. Годовой выпуск был доведён до 32 млн. шт. кирпича.





По информации от В. Воробьёва, одного из ветеранов завода, по меньшей мере с 1940-х годов для доставки глины от карьера до завода использовался рельсовый путь узкой колеи с конной тягой. Дата его постройки не установлена.

В 1953 году либо несколько позднее на завод поступили два мотовоза (предположительно МД54-2, производства Истьинского машиностроительного завода). Конная тяга ушла в прошлое, рельсовый путь узкой колеи стал полноценной узкоколейной железной дорогой. Её развёрнутая протяжённость составляла около 3 километров. Согласно топографической карте, на территории завода путь имел конфигурацию кольца (петли).






Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000
(в 1 сантиметре — 2 километра), изданной в 197? году.







Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000
(в 1 сантиметре — 500 метров), изданной в 1974 году.







Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (нанесена условно).




В 1964 году узкоколейная железная дорога была закрыта. Причиной этого, по воспоминаниям старых работников завода, являлось расширение городской застройки. Судьба мотовозов неизвестна.

По меньшей мере до конца 1960-х годов на территории завода имелась пути узкой колеи, по которым в вагонетках перевозились керамические трубки (продукция завода) от места производства до места складирования. Пути были разветвлёнными — известно о наличии стрелочных переводов. Сведения о применявшейся на них тяге получить не удалось.

По состоянию на 2007 год, на территории завода действуют два невзаимосвязанных пути колеи 900 мм. Пути предназначены для перемещения вагонеток с готовой продукцией (кирпичом). По мнению автора, эти пути не являются узкоколейной железной дорогой.

На каждом пути колеи 900 мм имеется один электровоз (электротолкатель) и четыре вагонетки. Протяжённость каждого пути составляет около 100 метров. Путевого развития нет.

Каждый электровоз (электротолкатель) имеет открытую кабину машиниста. Машинист управляет локомотивом в стоячем положении. Токосъём производится посредством «подвижного» заизолированного провода. Провод имеет ограниченную длину, поэтому движение электротолкателей возможно не на всей протяжённости рельсовых путей. Там, где оно невозможно, вагонетки перемещают вручную.

Тип и технические данные электровозов (электротолкателей) к настоящему моменту не установлены. Электровозы (электротолкатели) являются двухосными, одна из двух колёсных пар имеет двухребордные колёса. Сцепные приборы на электротолкателях и вагонетках отсутствуют.

На заводе имеется также рельсовый путь колеи 1100 (?) мм, на котором работает один электротолкатель. Технология работы является следующей: из обжиговых печей готовая продукция (кирпич) выводится на вагонетках по коротким рельсовым путям на путь колеи 1100 мм и ставится на трансбордерную тележку (при этом используется канатная тяга). По колее 1100 мм вагонетка выводится на путь колеи 900 мм, по которому перемещается электротолкателем к месту разгрузки кирпича.

Единственным напоминанием о существовавшей до 1964 года полноценной узкоколейной железной дороге служит вагонетка, хранящаяся на территории одного из цехов. Со слов работников завода, вагонетки такой конструкции были стандартным прицепным подвижным составом на «большой» узкоколейной железной дороге. Почти все они были вывезены в качестве металлолома. Одну вагонетку было решено сохранить для «второстепенных» перевозок по рельсовым путям колеи 900 мм.

Обычно вагонетка стоит не на рельсах. Периодически её доставляют на один из двух рельсовых путей и ставят на рельсы с помощью автокрана. Вагонетка используется для погрузки кирпичного лома, которым засоряются пути колеи 900 мм.

Со слов работников завода, реконструкция вагонетки с колеи 750 мм на колею 900 мм не производилась (достоверность этого утверждения можно поставить под сомнение). Не исключено, что действовавшая до 1964 года узкоколейная железная дорога имела колею 900 мм, а не 750 мм.

На местности о «большой» узкоколейной железной дороге напоминает немногое. Её трасса частично застроена, частично превращена в автодорогу. Алексинский глиняный карьер (конечный пункт «большой» узкоколейной железной дороги) превращён в полигон по захоронению твёрдых бытовых отходов.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ КОЛЕИ 900 ММ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ КОЛЕИ 900 ММ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












19.12.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу