Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!









МАЛАЯ МОСКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ИСТОРИЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ









Первые в СССР детские железные дороги, принадлежавшие «большим» магистралям НКПС (МПС), появились далеко от столицы — в Тифлисе (Тбилиси), затем в Днепропетровске, Красноярске.

Вскоре дошла очередь и до Московской области. 30 октября 1935 года было утверждено решение о создании детской железной дороги в Раменском районе. Строительство первого участка дороги началось весной 1936 года, и было закончено к 7 ноября.

На топографических картах, изданных в 1930-е годы, на месте нынешней трассы детской железной дороги обозначена железная дорога широкой колеи (впрочем, на картах того времени ширина колеи железных дорог далеко не всегда отображалась правильно). На данных картах присутствует обозначение остановочного пункта Прозоровская. Остановочный пункт Прозоровская в 1930 году был переименован в Кратово. Это даёт основание полагать, что состояние местности на картах соответствует 1920-м годам.

До революции 1917 года в этом районе предполагалось создание «образцового города-сада», был подготовлен проект строительства трамвая (либо конно-рельсовой дороги).

Скорее всего, в 1920-30-х годах по направлению нынешней детской железной дороги пролегал подъездной путь широкой колеи, строившийся по «дореволюционному» проекту трамвая. Достоверной информацией о его назначении, периоде создания и ликвидации автор не располагает.

Главная станция детской железной дороги была размещена у остановочного пункта Отдых на Московско-Рязанской железной дороге, открытого в 1932 году. В то время Московско-Рязанская железная дорога называлась Ленинской, поэтому детской железной дороге было присвоено название «Малая Ленинская».

Главная станция детской железной дороги была наименована в революционном духе — Путь Ильича. К югу от станции пролегал путь, составлявший часть петли для разворота паровозов.

Основная линия узкоколейной железной дороги в то время имела протяжённость 1,8 километра. Она заканчивалась на станции Школьная.

Первый сезон работы Малой Ленинской детской железной дороги был открыт в 1937 году. К 1940 году линия приобрела свою современную конфигурацию — появилась новая станция Культбаза. C 1950-х годов она называется Пионерская.

Через некоторое время станция Путь Ильича перестала быть главной на детской железной дороге — управление дороги разместилось на станции Культбаза. Там было построено локомотивное депо. Для разворота паровозов использовался разворотный треугольник. Протяжённость линии составила 3,7 километра. Развёрнутая длина путей — свыше четырёх километров.

Во время Великой Отечественной войны детская железная дорога не действовала. Многие юные железнодорожники трудились на лесовозных узкоколейных железных дорогах вблизи станций Бронницы и Фаустово (Московская область), Хоботово (Тамбовская область). Очередной сезон работы детской железной дороги был открыт после Победы, 14 июня 1945 года.

В 1957 году было открыто кирпичное здание депо на станции Пионерская. Почти одновременно на дорогу поступил первый тепловоз — ТУ2-078, построенный Калужским машиностроительным заводом.

В 1971 году в ходе капитального ремонта пути было ликвидировано путевое развитие на станции Школьная, превратившейся в остановочный пункт. С этого времени путевое развитие сохраняется только в конечных пунктах дороги — на станциях Путь Ильича (Юность) и Пионерская.

В 1979 году на станции Пионерская была построена высокая платформа с павильоном, внешне мало отличающаяся от платформ на остановочных пунктах московских электропоездов. Тогда же здесь появился и современный учебно-лабораторный корпус.

Не позднее 1980-х годов была разобрана разворотная петля на станции Путь Ильича. Протяжённость дороги в результате этого незначительно сократилась.

В 1991 году станция Путь Ильича была переименована в Юность. Хотя старые билеты, на которых значилось прежнее название, продавались ещё многие годы.

В 2002 году сгорел располагавшийся на станции Юность двухэтажный деревянный вокзал. К сезону 2003 года на замену ему было возведено новое, одноэтажное строение, где разместилась билетная касса.

В мае 2004 года, перед началом очередного сезона работы дороги, на станции Пионерская был восстановлен разворотный треугольник.





Станция Юность расположена в непосредственной близости от остановочного пункта Отдых на линии Москва — Рязань, почти вплотную примыкает к автовокзалу города Жуковский. Здесь имеется одна низкая платформа.

Пройдя несколько сотен метров параллельно железнодорожной магистрали Москва — Рязань, линия узкоколейной железной дороги вступает на территорию базы отдыха «Кратово» Московской железной дороги. По сути дела, это небольшой лесной массив. После него дорога на всём протяжении проходит по застроенной территории города Жуковский и дачного посёлка Кратово. Лишь станция Пионерская находится в лесопарковой зоне, у берега Кратовского озера (пруда).

На Нижегородской улице, вблизи многоэтажных домов, находится промежуточная платформа Школьная. Расстояние от станции Юность 1800 метров. Историческое название этой местности — Горельники.

Пионерская — главная станция дороги. На ней размещается администрация и локомотивно-вагонное депо. В их почтовом адресе значится посёлок Кратово, а не город Жуковский (который расположен очень близко). Поэтому дорогу порой традиционно называют Кратовской ДЖД. До платформы Кратово на линии Москва — Рязань отсюда — около семисот метров.

К сожалению, Малая Московская железная дорога почти не имеет транспортного значения. Её протяжённость, по меркам детских железных дорог, достаточно велика. Но мешает конфигурация линии, имеющая форму «ковша». Никому не потребовалось бы ехать по своим надобностям от «Юности» до «Пионерской» — гораздо проще проделать этот путь на электропоезде (Отдых — Кратово).

Положение дороги не лучшее. Но МПС, как и его преемник — ОАО «РЖД», все последние годы заявляло и заявляет о том, что не будет отказываться от финансирования детских железных дорог — об этом пока что можно особо не беспокоиться.

Пожалуй, наибольшую опасность для ДЖД представляют не материальные трудности, а другое обстоятельство. Дорога пролегает по живописной местности, которая уже больше ста лет является престижным дачным районом. Помимо того, вплотную к ней подступают многоэтажные дома города авиаторов.

Среди богатых жителей города Жуковский и посёлка Кратово, чьи дома соседствуют с линией узкоколейной железной дороги, почти не найдётся тех, кто неравнодушен к рельсовому транспорту. Но есть немало богачей, которых близость узкоколейной железной дороги раздражает. Роскошные особняки стоят вплотную к рельсам. Случается, что в габарите пути паркуют автотранспорт.

В связи с этим, периодически возникают угрозы ликвидировать узкоколейную железную дорогу, мешающую местным владельцам дорогой недвижимости.

В 1990-х годах обсуждались бредовые планы «переноса» дороги в Москву. На самом деле в Москве нужна своя детская железная дорога, никак не связанная с этой дорогой.

Есть все основания полагать, что в обозримом будущем узкоколейная железная дорога ликвидирована не будет — прежде всего, благодаря защите со стороны МПC (с 2003 года — ОАО «РЖД»). Немаловажен тот факт, что крупнейшая в России Московская железная дорога имеет лишь две детские железные дороги, причём вторая (Новомосковская) известна значительно меньше, чем Малая Московская (Кратовская). А наличие «малых» дорог делает честь любой «большой» магистрали.

Практически все пассажиры дороги и работающие здесь юные железнодорожники — жители Жуковского и близлежащих посёлков. Расстояние от станции Юность до станции Выхино Московского метрополитена составляет всего лишь 23 километра. Но далеко не всем жителям Москвы известно о существовании детской железной дороги.

Летом 2000 года в кассовом зале Казанского вокзала пытались вывешивать неприметное рекламное объявление, приглашавшее посетить дорогу. В последующие годы оно уже не встречалось.





По состоянию на 2003 год, подвижной состав дороги был представлен тепловозами ТУ2-078, ТУ2-129 (1957 года выпуска), ТУ7-2728 (он обычно не использовался), и ТУ7-2729 (находился в нерабочем состоянии). Имелись вагоны ПВ40, 1984 года выпуска. В депо находился также грузовой вагон-платформа, который предназначен для использования на ремонтных работах.

Движение поезда, как правило, производилось и производится с 1 июня до последних выходных августа включительно, по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям. Поезд курсирует лишь в первой половине дня (приблизительно с 10 до 14 часов).





Осенью 2004 года по инициативе руководства Московской железной дороги началась реконструкция её главной «малой магистрали». Многим поначалу трудно было бы представить, насколько грандиозными окажутся эти работы.

На всём протяжении дороги было решено заменить верхнее строение пути. Началась укладка железобетонных шпал. Скорее всего, случай использования железобетонных шпал на детской железной дороге имел место впервые в истории детских железных дорог! Вдоль всего главного пути Юность — Пионерская была построена линия волоконно-оптической связи на железобетонных опорах.

Железобетонные шпалы были изготовлены по специальному заказу. Они существенно отличаются от железобетонных шпал, которые применялись в 1970—80-е годы на многочисленных в то время линиях узкой колеи торфовозного назначения.

Высокая платформа на станции Пионерская была разобрана и возведена заново. Здания депо, учебного корпуса и вокзала станции Юность не сносились, но были подвергнуты капитальному ремонту, в результате которого их внешний вид сильно изменился. Было построено новое здание вагонного депо. Ранее вагоны хранились под открытым небом.

Почти все вагоны и три локомотива осенью 2004 года были увезены для ремонта. Первоначально планировалось перегрузить их на ширококолейные платформы непосредственно с узкой колеи. Для этого на станции Юность был проложен временный путь, подводящий к главному пути перегона Быково — Раменское. Но такая перегрузка не состоялась: по каким-то причинам вагоны и локомотивы было решено погрузить на автомобильные прицепы.



По состоянию на 25 мая 2005 года, реконструкция близилась к завершению. Как показалось автору, в работах участвовали исключительно приезжие из Таджикистана — что нередко бывает в нынешней России.

О достоинствах и недостатках архитектурного стиля, выбранного для сооружений дороги, можно долго спорить. Но трудно не согласиться с тем фактом, что столь масштабная реконструкция была большим шагом вперёд.

Судьба подвижного состава на 25 мая 2005 года оставалась неясной. Вполне очевидно, что вагоны ПВ40 на дорогу уже не вернутся — их решено заменить новыми вагонами, построенными на мытищинском заводе «Метровагонмаш».





Открытие обновлённой Малой Московской детской железной дороги состоялось 4 июня 2005 года. К этому моменту на дорогу был возвращён тепловоз ТУ2-078. В результате капитального ремонта в депо Рязань его внешний вид сильно изменился.

Колёсные пары тепловозов ТУ2 реконструировали в депо Унеча, Брянская область.

Второй тепловоз, ТУ2-129, вернулся на детскую железную дорогу в ноябре 2005 года. Внешне он тоже изменился до неузнаваемости.

К сожалению, Малая Московская железная дорога лишилась обоих тепловозов ТУ7. Тепловоз ТУ7-2729 был порезан очень быстро.

Судьба тепловоза ТУ7-2728 была неясной в течение нескольких лет. По состоянию на май 2006 года, он стоял на территории депо Москва-Сортировочная, погруженный на платформу.

Через какое-то время тепловоз также был порезан. Несмотря на хорошее техническое состояние.



Ситуация на июль 2006 года. Тяговый подвижной состав Малой Московской детской железной дороги был представлен двумя тепловозами: ТУ2-078 и ТУ2-129. Оба тепловоза прошли капитальный ремонт, в результате чего их внешний вид значительно отличается от остальных тепловозов серии ТУ2.

Ввиду недосмотра кого-то из ответственных работников, на одном из тепловозов (ТУ2-129) при окраске не было нанесено обозначение номера.

Тепловозы, как правило, работают попеременно. В один день поезда водит ТУ2-078, в другой день — ТУ2-129.

Как и в прежние годы, движение осуществляется только на протяжении трёх месяцев: июнь, июль, август. Более того — даже не весь август. Этого явно мало!

На всём протяжении узкоколейной железной дороги в путь уложены новые железобетонные шпалы. Рельсы при реконструкции большей частью не менялись. Встречаются главным образом рельсы 1950-х годов выпуска. До реконструкции можно было найти и рельсы 1890 года выпуска.

Тепловоз ТУ7-2728, по информации на май 2006 года, находился на территории депо Москва-Сортировочная (ТЧ-6) Московской железной дороги. По внешним признакам состояние тепловоза можно было оценить как хорошее. Вероятность возвращения этого тепловоза на Малую Московскую детскую железную дорогу представляется низкой. Тогда наиболее вероятным представлялось, что тепловоз будет передан на другую детскую железную дорогу.





В августе 2006 года на территории оздоровительного лагеря «Кратово» проходил Всероссийский слёт юных железнодорожников. К открытию этого мероприятия было приурочено строительство нового остановочного пункта ДОЛ (Детский оздоровительный лагерь) между существующей станцией Юность и остановочным пунктом Школьная.

Платформу ДОЛ построили за короткий срок. 9 июля 2006 года, когда я прошёл вдоль всей линии, никаких следов этой платформы не было.

Позднее эту платформу было решено назвать Детская. По состоянию на 2008 год, имелась табличка с таким названием. Затем она была украдена. Новую табличку не поставили.

Остановочный пункт Детская не является полноценным. По данным на 2010 год, на нём нет кассового павильона, нет таблички с названием. Поезда не останавливаются. Остановка производится только в особых случаях по предварительной заявке.

В 2013 году расписание движения поездов Малой Московской детской железной дороги появилось на сервере «Яндекс-Расписания». Движение поездов широкой колеи на сервере «Яндекс-Расписания» отображается очень чётко, со всеми текущими изменениями и переносами. Но касательно Малой Московской детской железной дороги расписание имеет лишь предварительный характер.

По данным на 2013 год, существуют намерения строительства нового участка длиной чуть меньше километра — от станции Пионерская вдоль улицы Молодцова до переезда на улице Семашко, который расположен южнее платформы Детская. В случае строительства такого участка конфигурация дороги из линейной превратится в петлевую.

По новому участку существуют лишь условные намерения. Никаких официальных планов, сроков и обещаний по нему нет.

Обсуждается и другое возможное изменение трассы — резко негативное. Некоторые представители администрации города Жуковский предлагают перенести станцию Юность на несколько сотен метров ближе к Пионерской. Предлог, которым они обосновывают это вредительское предложение — ликвидация переезда на улице Дзержинского. К счастью, и здесь тоже — не более чем пустая болтовня, никакого реального воплощения.









Практическая информация (на 2014 год)

Официально сезон движения поездов — июнь, июль август. Дни движения поезда: среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Но это только формально.

Не будет большим преувеличением сказать, что в дни официально предусмотренного движения поезда чаще не ходят, чем ходят.

Движение всегда отменяется на период проведения крупных мероприятий в Жуковском: Международный авиационно-космический салон «МАКС» (в августе каждого нечётного года), любые другие авиашоу. Отменяется в случае сильной жары. Отменяется по случаю «санитарных дней». Отменяется и просто так, без объяснения причин.

Я побывал на Малой Московской железной дороге 3 августа 2014 года (воскресенье, День железнодорожника). Во многих городах День железнодорожника — главный праздник. Но здесь — никаких признаков жизни. Территория станции Пионерская была заперта. Движения поездов все ближайшие дни нет.

Имеется официальный сайт Малой Московской железной дороги http://mmzd.net. Информации о ближайших поездах на нём нет.

Имея намерение проехать в поезде, перед выездом обязательно нужно позвонить по указанному на сайте контактному телефону! Иначе, с огромной вероятностью, вы получите только резкую злобу и раздражение, обнаружив на месте, что поезда не ходят. А попадание сюда из большинства окраинных районов Москвы занимает несколько часов в одну сторону.

Личное мнение автора: дорога находится в очень плохом состоянии. Нерегулярное движение, отсутствие активной жизни, позабытая и полузаброшенная. Резкий контраст с передовыми «малыми магистралями» — например, Нижегородской.

Выйдет ли Малая Московская детская железная дорога из позорной полузаброшенности? Настанут ли лучшие времена?

Дорогу обязательно нужно сохранить. Но одной детской железной дороги на регион с 20-миллионным населением — мало. Нужно детская железная дорога в Москве, желательно — в западной части. Нужна детская железная дорога в Железнодорожном.

К сожалению, Москва, будучи крупнейшим железнодорожным узлом России, не является железнодорожным городом.

Для таких городов, как Лиски или Тайшет, железная дорога — смысл существования. Для многих крупных городов, в том числе таких, как Ярославль или Нижний Новгород, железная дорога — один из важнейших элементов.

В Москве работа на железной дороге не престижна, сама железная дорога — не особо заметна. Сознание надо менять!








26.03.2005 © С. Болашенко


«Малая Московская детская железная дорога»