Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!









ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТУЧКОВО — МОРЕВО — ОРЕШКИНСКИЙ КОМБИНАТ







Железнодорожная линия Тучково — Морево — Орешкинский комбинат (Неверово) находится в Рузском районе Московской области. Протяжённость железной дороги составляет 17 километров.

Линия имеет трудную историю. Неоднократно останавливалась и была под угрозой разборки. По состоянию на 2017 год, железнодорожная линия действует, выполняет грузовое движение.

Железная дорога необычна по нескольким параметрам. Это одна из самых новых железных дорог в Московской области. Более позднюю дату постройки имеют лишь единичные объекты, среди которых — короткая линия к аэропорту Шереметьево. Железная дорога имеет чрезвычайно крутой уклон. Железная дорога пролегает по живописной местности, является одной из немногих железных дорог, пересекающих реку Москву.

Строительство железной дороги началось ориентировочно в 1980 году. Основная цель строительства на первом этапе — транспортное обслуживание Моревского карьера. Во вторую очередь предполагалось довести железную дорогу до окрестностей села Неверово, к новому Орешкинскому комбинату нерудных строительных материалов. Скорее всего, этим первоначальные планы не исчерпывались — железная дорога должна была быть продолжена ещё дальше, к запроектированными промышленным объектам, которые не были построены.

Изначально предполагалось, что на участке Тучково — Морево железная дорога будет электрифицирована. Главной на линии должна была стать станция Морево. Предполагалось, что в Морево будут накапливаться вагоны, поступающие из трёх точек: Моревского карьера (расположен вблизи станции), Орешкинского комбината и Богаевского карьера. Богаевский карьер расположен к северу от Моревского карьера, железная дорога к нему подведена не была.

На станции Морево должны были формироваться полновесные грузовые составы. Отсюда они на электровозной тяге должны были отправляться в Московский узел, а также на сортировочную станцию Бекасово и далее к местам назначения.

Когда железная дорога строилась, предполагалось, что в будущем она станет использоваться не только для грузового, но и для пассажирского движения. Конец 1980-х годов был временем расцвета «дачного движения». В окрестностях Москвы и Ленинграда появлялись гигантские массивы дачных участков. Особенно колоссальный размах они получили под Ленинградом — по территории и летнему населению такие массивы дач превосходили многие крупные города. Многие железнодорожные линии были электрифицированы специально для того, чтобы обеспечить быстрым и удобным транспортом массивы садовых участков.

Вблизи линии Тучково — Морево — Орешкинский комбинат тоже появлялись немаленькие массивы садоводств. Вполне возможно, что в планах тогда был запуск электропоездов сообщением Москва — Тучково — Морево и далее. Тем более, что как минимум до станции Морево железнодорожная линия должна была быть электрифицирована. Документальных свидетельств касательно проекта движения электропоездов не найдено.


Заметка в газете «Московский Комсомолец», 1994 год:
Заканчивается строительство новой железнодорожной ветки

Строительство железнодорожной ветки, которая свяжет станцию Тучково Белорусского направления с одним из крупнейших в Подмосковье дачных поселков Марево, наметило закончить в этом году московское правительство. Пуск железнодорожной ветки намечен на конец текущего года. Вообще в Подмосковье уже давно не строились железные дороги, эта — первая за целое десятилетие. Необходимость ее строительства вызвана тем, что в этом районе сконцентрированы не только дачные участки, но и ряд важных для Москвы промпредприятий.



В полной мере проект строительства железной дороги и промышленных объектов вблизи неё реализовать не удалось. Здесь не появилось электрификации, огромная станция Морево не была полностью достроена. Однако Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов, построенный в глухом лесном месте к северу от деревни Лызлово, был запущен в эксплутацию и работал вплоть до 2010 года.

С 1995 года железнодорожная линия сформировалась в нынешнем виде: станция Тучково, примыкание к главному ходу — станция Морево — конечная станция ОКНСМ (Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов). По информации от Павла Кашина, проектное название этой станции — Неверово. Но в итоге, согласно документам, было присвоено название ОКНСМ.

По железной дороге регулярно следовали грузовые составы с песком. По отзывам очевидцев, иногда пропускалось до 10 пар поездов в день.

По информации от машиниста, работавшего на железной дороге до прекращения движения, основную часть грузопотока давал Орешкинский комбинат. В небольшом количестве вагоны грузили и песком Моревского карьера.

На станции Морево присутствовал персонал, работали автоматические стрелки. На линии работали в основном тепловозы ЧМЭ3 Московской железной дороги. Некоторое время здесь пробовали использовать тепловоз М62, но вскоре от этого пришлось отказаться: он оказывал негативное воздействие на путь.

Пассажирского движения на линии официально никогда не было, но в 1990-е годы были очень распространены поездки дачников на тепловозах, которые водили грузовые поезда. Иногда бывало, что грузовой поезд ждала толпа пассажиров. Машинисты относились к этом с пониманием и возили людей, обычно не беря плату. Об этом рассказал бывший машинист, работавший здесь в то время, столь не похожее на наше.

Позднее спад увлечения дачами и тотальная автомобилизация привели к тому, что подобное явление исчезло.

Cогласно информации от Ярослава Чибрякова, по состоянию на 2011 год, станция Морево официально считается парком станции Тучково. Линия (соединительный путь) находится на балансе Московской дороги, однако официально называется «Обводной путь ООО «Орешкинский карьер нерудных строительных материалов». От парка Морево отходят подъездные пути, принадлежащие организациям: ООО «Корпорация Металика» и ООО «ОКНСМ» (Орешкинский комбинат строительных материалов). В октябре 2011 года проводилась съёмка продольного профиля пути №1М парка Морево.




Поездки и походы автора

8 декабря 2011 года я прошёл по линии от Тучково до Морево, выполнив фотодокументацию этого участка. Линия внешне выглядела не действующей, но не полностью заброшенной.

Судя по примятому колёсами грунту у переездов, изредка по железной дороге всё же пропускаются поезда. Как выяснилось позднее, на Орешкинском комбинате есть дрезина, которую иногда (быть может, раз в месяц) пропускают по линии, чтобы проверить состояние пути, не допустить воровство.

Масштабы огромной станции Морево, расположенной вблизи Моревского карьера, резко контрастируют с масштабами самой линии. Много путей, длина каждого из которых — около километра, несколько осветительных мачт, весовая. Сохранялось много зданий, но все они находились в заброшенном состоянии.

Все пути, кроме главного (направление движения Тучково — Орешкинский комбинат), перестали использоваться раньше 2010 года. То есть ещё до того момента, когда прекратилось движение по всей линии. Их состояние было плохим, едва ли пригодным для движения.

Будущее железной дороги Тучково — Орешкинский комбинат на тот момент оставалось неясным и вызывало тревогу.

Из района северной горловины станции Морево двигаюсь в быстром темпе около пяти километров по автодороге до деревни Марс. Затем автобусом на станцию Тучково.



Поездка 11-12 июля 2013 года. Выхожу на станции Тучково поздним вечером из электропоезда Можайск — Москва, двигаясь на пригородных поездах со станции Дятьково в Брянской области.

В густых и тёплых летних сумерках быстрым шагом двигаюсь по обочинам асфальтовых дорог. Вот и знакомый автомобильный мост над Москвой-рекой, вокруг которого клубится туман. За мостом схожу с дороги вправо и раскладываюсь на ночлег.

Здесь: http://infojd.ru/ex.html я писал следующее:

===
Если населённый пункт окружён степью, лучше отойти от него на несколько километров, убедившись в том, что утром в этом же направлении не будут гнать скот. Основной признак этого — отсутствие свежих следов. Потенциально существует угроза быть затоптанным копытами во сне. Если в степи удалось найти палки (сухое дерево) — желательно огородить место ночлега.

===

Здесь была не степь, каковых в Московской области быть не может, а лес. Впрочем, не очень «глубокий», скорее лесопосадка. Утром туда вошло стадо коров. Я вовремя проснулся, когда коровы были в метре от спального мешка.

У станции Морево я на рельсах. По сравнению с 2011 годом — прогресс: явно появилось движение.

За станцией Морево пропускаю путевую машину ППРМ производства Истьинского машиностроительного завода, следующую на Орешкинский комбинат.

Вот и конечная станция ОКНСМ. Стоят два тепловоза ТЭМ2, есть явные признаки жизни. Железнодорожники отнеслись доброжелательно.

Почти полдня я ждал возможности уехать отсюда в Тучково. Оставляю работникам несколько копий своих публикаций в газетах.

В данный момент железная дорога ремонтируется. Заменяются шпалы, местами укладывается свежий балласт. Вскоре должно возобновиться полноценное грузовое движение.

Как выяснилось, никакого движения, кроме редких, раз в несколько месяцев, пробегов дрезины, не было 3 года — с апреля 2010 года по апрель 2013 года.

Наконец, пришло время нового выезда путевой машины ППРМ. Задача — мелкий ремонт линии. Доброжелательные «дрезинщики» немного удлинили свой изначально планировавшийся маршрут и довезли «до упора», до максимально дальней точки — границы с сетью общего пользования.


По состоянию на 2017 год, на линии есть грузовое движение.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛЬНАЯ ТОЧКА ЛИНИИ У СТАНЦИИ ТУЧКОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПУТЕПРОВОД МАГИСТРАЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, ОКРАИНА ПОСЁЛКА ТУЧКОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ОКРАИНА ДЕРЕВНИ МАРС, ПУТЕПРОВОД АВТОДОРОГИ ТУЧКОВО — РУЗА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПУТЕПРОВОД АВТОДОРОГИ ТУЧКОВО — РУЗА, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ МОСКВА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ МОСКВА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (УЧАСТОК ЛИНИИ МЕЖДУ МОСТОМ И ДЕРЕВНЕЙ МОРЕВО, УКЛОН)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (УЧАСТОК ЛИНИИ НА ПОДХОДЕ К СТАНЦИИ МОРЕВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК ЛИНИИ НА ПОДХОДЕ К СТАНЦИИ МОРЕВО, СТАНЦИЯ МОРЕВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ МОРЕВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ МОРЕВО)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ МОРЕВО, ПЕРЕГОН МОРЕВО — ОКНСМ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ДРЕЗИНЫ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН МОРЕВО — ОКНСМ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН МОРЕВО — ОКНСМ, СТАНЦИЯ ОКНСМ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ОКНСМ,ПОЕЗДКА В ДРЕЗИНЕ ППРМ, РАСЧИСТКА ПЕРЕЕЗДА, СТАНЦИЯ ТУЧКОВО)
   











21.01.2012 © С. Болашенко


назад

на главную страницу