Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТУЧКОВО — МОРЕВО — ОРЕШКИНСКИЙ КОМБИНАТ







Железнодорожная линия Тучково — Морево — Орешкинский комбинат находится в Рузском районе Московской области. Протяжённость железной дороги составляет 17 километров. По состоянию на конец 2011 года, линия не действует и находится под угрозой уничтожения.

Железная дорога необычна по нескольким параметрам. Это одна из самых новых железных дорог в Московской области (более позднюю дату постройки имеют лишь единичные объекты, среди которых — короткая линия к аэропорту Шереметьево). Железная дорога имеет чрезвычайно крутой уклон. Железная дорога пролегает по живописной местности, является одной из немногих железных дорог, пересекающих реку Москву.

Строительство железной дороги началось ориентировочно в 1980 году. Основная цель строительства на первом этапе — транспортное обслуживание Моревского карьера. Во вторую очередь предполагалось довести железную дорогу до окрестностей села Неверово, к новому Орешкинскому комбинату нерудных строительных материалов. Скорее всего, этим первоначальные планы не исчерпывались — железная дорога должна была быть продолжена ещё дальше, к запроектированными промышленным объектам, которые не были построены.

Изначально предполагалось, что на участке Тучково — Морево железная дорога будет электрифицирована. Главной на линии должна была стать станция Морево. Предполагалось, что в Морево будут накапливаться вагоны, поступающие из трёх точек: Моревского карьера (расположен вблизи станции), Орешкинского комбината и Богаевского карьера (расположен к северу от Моревского карьера, железная дорога к нему подведена не была).

На станции Морево должны были формироваться полновесные грузовые составы. Отсюда они на электровозной тяге должны были отправляться в Московский узел, а также на сортировочную станцию Бекасово и далее к местам назначения.

Когда железная дорога строилась, предполагалось, что в будущем она станет использоваться не только для грузового, но и для пассажирского движения. Конец 1980-х годов был временем расцвета «дачного движения». В окрестностях Москвы и Ленинграда появлялись гигантские массивы дачных участков (особенно колоссальный размах они получили под Ленинградом — по территории и летнему населению такие массивы дач превосходили многие крупные города). Многие железнодорожные линии были электрифицированы специально для того, чтобы обеспечить быстрым и удобным транспортом массивы садовых участков.

Вблизи линии Тучково — Морево — Орешкинский комбинат тоже появлялись огромные массивы садоводств. Вполне возможно, что в планах тогда был запуск электропоездов сообщением Москва — Тучково — Морево и далее — тем более, что как минимум до станции Морево линия должна была быть электрифицирована. Документальных свидетельств касательно движения электропоездов не найдено.

В полной мере проект строительства железной дороги и промышленных объектов вблизи неё реализовать не удалось. Здесь не появилось электрификации, огромная станция Морево не была полностью достроена. Однако Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов, построенный в глухом лесном месте к северу от деревни Лызлово, был запущен в эксплутацию и работал вплоть до 2010 года. По железной дороге регулярно следовали грузовые составы с песком. По отзывам очевидцев, иногда пропускалось до 10 пар поездов в день.

По информации от машиниста, работавшего на железной дороге до прекращения движения, основную часть грузопотока давал Орешкинский комбинат. В небольшом количестве вагоны грузили и песком Моревского карьера.

На станции Морево присутствовал персонал, работали автоматические стрелки. На линии работали в основном тепловозы ЧМЭ3 Московской железной дороги. Некоторое время здесь пробовали использовать тепловоз М62, но вскоре от этого пришлось отказаться: он оказывал негативное воздействие на путь.

Пассажирского движения на линии официально никогда не было, но в 1990-е годы были очень распространены поездки дачников на тепловозах, которые водили грузовые поезда. Иногда бывало, что грузовой поезд ждала толпа пассажиров. Машинисты относились к этом с пониманием и возили людей, обычно не беря плату. Позднее спад увлечения дачами и тотальная автомобилизация привели к тому, что подобное явление исчезло.

Cогласно информации от Я. Чибрякова, по состоянию на 2011 год, станция Морево официально считается парком станции Тучково. Линия (соединительный путь) находится на балансе Московской дороги, однако официально называется «Обводной путь ООО «Орешкинский карьер нерудных строительных материалов». От парка Морево отходят подъездные пути, принадлежащие организациям: ООО «Корпорация Металика» и ООО «ОКНСМ» (Орешкинский комбинат строительных материалов). В октябре 2011 года проводилась съёмка продольного профиля пути №1М парка Морево.

8 декабря 2011 года автор прошёл по линии от Тучково до Морево. Линия внешне выглядела не действующей, но не полностью заброшенной.

Судя по примятому колёсами грунту у переездов, изредка по железной дороге всё же пропускаются поезда. Как выяснилось позднее, на Орешкинском комбинате есть дрезина, которую иногда (быть может, раз в месяц) пропускают по линии, чтобы проверить состояние пути, не допустить воровство.

Масштабы огромной станции Морево, расположенной вблизи Моревского карьера, резко контрастируют с масштабами самой линии. Много путей, длина каждого из которых — около километра, несколько осветительных мачт, весовая, много зданий (все заброшены). Все пути, кроме главного (направление движения Тучково — Орешкинский комбинат) перестали использоваться раньше 2010 года (когда прекратилось движение по всей линии).

Будущее железной дороги Тучково — Орешкинский комбинат остаётся неясным.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛЬНАЯ ТОЧКА ЛИНИИ У СТАНЦИИ ТУЧКОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПУТЕПРОВОД МАГИСТРАЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, ОКРАИНА ПОСЁЛКА ТУЧКОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ОКРАИНА ДЕРЕВНИ МАРС, ПУТЕПРОВОД АВТОДОРОГИ ТУЧКОВО - РУЗА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПУТЕПРОВОД АВТОДОРОГИ ТУЧКОВО — РУЗА, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ МОСКВА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ МОСКВА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (УЧАСТОК ЛИНИИ МЕЖДУ МОСТОМ И ДЕРЕВНЕЙ МОРЕВО, УКЛОН)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (УЧАСТОК ЛИНИИ НА ПОДХОДЕ К СТАНЦИИ МОРЕВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК ЛИНИИ НА ПОДХОДЕ К СТАНЦИИ МОРЕВО, СТАНЦИЯ МОРЕВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ МОРЕВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ МОРЕВО)
   











21.01.2012 © С. Болашенко


назад

на главную страницу