ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТУЧКОВО — МОРЕВО — ОРЕШКИНСКИЙ КОМБИНАТ







Железнодорожная линия Тучково — Морево — Орешкинский комбинат (Неверово) находится в Рузском районе Московской области. Протяжённость железной дороги составляет 17 километров.

Линия имеет трудную историю. Неоднократно останавливалась и была под угрозой разборки. По состоянию на 2017 год, железнодорожная линия действует, выполняет грузовое движение.

Железная дорога необычна по нескольким параметрам. Это одна из самых новых железных дорог в Московской области. Более позднюю дату постройки имеют лишь единичные объекты, среди которых — короткая линия к аэропорту Шереметьево. Железная дорога имеет чрезвычайно крутой уклон. Железная дорога пролегает по живописной местности, является одной из немногих железных дорог, пересекающих реку Москву.

Строительство железной дороги началось ориентировочно в 1980 году. Основная цель строительства на первом этапе — транспортное обслуживание Моревского карьера. Во вторую очередь предполагалось довести железную дорогу до окрестностей села Неверово, к новому Орешкинскому комбинату нерудных строительных материалов. Скорее всего, этим первоначальные планы не исчерпывались — железная дорога должна была быть продолжена ещё дальше, к запроектированными промышленным объектам, которые не были построены.

Изначально предполагалось, что на участке Тучково — Морево железная дорога будет электрифицирована. Главной на линии должна была стать станция Морево. Предполагалось, что в Морево будут накапливаться вагоны, поступающие из трёх точек: Моревского карьера (расположен вблизи станции), Орешкинского комбината и Богаевского карьера. Богаевский карьер расположен к северу от Моревского карьера, железная дорога к нему подведена не была.

На станции Морево должны были формироваться полновесные грузовые составы. Отсюда они на электровозной тяге должны были отправляться в Московский узел, а также на сортировочную станцию Бекасово и далее к местам назначения.

Когда железная дорога строилась, предполагалось, что в будущем она станет использоваться не только для грузового, но и для пассажирского движения. Конец 1980-х годов был временем расцвета «дачного движения». В окрестностях Москвы и Ленинграда появлялись гигантские массивы дачных участков. Особенно колоссальный размах они получили под Ленинградом — по территории и летнему населению такие массивы дач превосходили многие крупные города. Многие железнодорожные линии были электрифицированы специально для того, чтобы обеспечить быстрым и удобным транспортом массивы садовых участков.

Вблизи линии Тучково — Морево — Орешкинский комбинат тоже появлялись немаленькие массивы садоводств. Вполне возможно, что в планах тогда был запуск электропоездов сообщением Москва — Тучково — Морево и далее. Тем более, что как минимум до станции Морево железнодорожная линия должна была быть электрифицирована. Документальных свидетельств касательно проекта движения электропоездов не найдено.


Заметка в газете «Московский Комсомолец», 1994 год:
Заканчивается строительство новой железнодорожной ветки

Строительство железнодорожной ветки, которая свяжет станцию Тучково Белорусского направления с одним из крупнейших в Подмосковье дачных поселков Марево, наметило закончить в этом году московское правительство. Пуск железнодорожной ветки намечен на конец текущего года. Вообще в Подмосковье уже давно не строились железные дороги, эта — первая за целое десятилетие. Необходимость ее строительства вызвана тем, что в этом районе сконцентрированы не только дачные участки, но и ряд важных для Москвы промпредприятий.



В полной мере проект строительства железной дороги и промышленных объектов вблизи неё реализовать не удалось. Здесь не появилось электрификации, огромная станция Морево не была полностью достроена. Однако Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов, построенный в глухом лесном месте к северу от деревни Лызлово, был запущен в эксплутацию и работал вплоть до 2010 года.

С 1995 года железнодорожная линия сформировалась в нынешнем виде: станция Тучково, примыкание к главному ходу — станция Морево — конечная станция ОКНСМ (Орешкинский комбинат нерудных строительных материалов). По информации от Павла Кашина, проектное название этой станции — Неверово. Но в итоге, согласно документам, было присвоено название ОКНСМ.

По железной дороге регулярно следовали грузовые составы с песком. По отзывам очевидцев, иногда пропускалось до 10 пар поездов в день.

По информации от машиниста, работавшего на железной дороге до прекращения движения, основную часть грузопотока давал Орешкинский комбинат. В небольшом количестве вагоны грузили и песком Моревского карьера.

На станции Морево присутствовал персонал, работали автоматические стрелки. На линии работали в основном тепловозы ЧМЭ3 Московской железной дороги. Некоторое время здесь пробовали использовать тепловоз М62, но вскоре от этого пришлось отказаться: он оказывал негативное воздействие на путь.

Пассажирского движения на линии официально никогда не было, но в 1990-е годы были очень распространены поездки дачников на тепловозах, которые водили грузовые поезда. Иногда бывало, что грузовой поезд ждала толпа пассажиров. Машинисты относились к этом с пониманием и возили людей, обычно не беря плату. Об этом рассказал бывший машинист, работавший здесь в то время, столь не похожее на наше.

Позднее спад увлечения дачами и тотальная автомобилизация привели к тому, что подобное явление исчезло.

Cогласно информации от Ярослава Чибрякова, по состоянию на 2011 год, станция Морево официально считается парком станции Тучково. Линия (соединительный путь) находится на балансе Московской дороги, однако официально называется «Обводной путь ООО «Орешкинский карьер нерудных строительных материалов». От парка Морево отходят подъездные пути, принадлежащие организациям: ООО «Корпорация Металика» и ООО «ОКНСМ» (Орешкинский комбинат строительных материалов). В октябре 2011 года проводилась съёмка продольного профиля пути №1М парка Морево.






По состоянию на 2017 год, на линии есть грузовое движение.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛЬНАЯ ТОЧКА ЛИНИИ У СТАНЦИИ ТУЧКОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПУТЕПРОВОД МАГИСТРАЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, ОКРАИНА ПОСЁЛКА ТУЧКОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ОКРАИНА ДЕРЕВНИ МАРС, ПУТЕПРОВОД АВТОДОРОГИ ТУЧКОВО — РУЗА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПУТЕПРОВОД АВТОДОРОГИ ТУЧКОВО — РУЗА, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ МОСКВА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ МОСКВА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (УЧАСТОК ЛИНИИ МЕЖДУ МОСТОМ И ДЕРЕВНЕЙ МОРЕВО, УКЛОН)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (УЧАСТОК ЛИНИИ НА ПОДХОДЕ К СТАНЦИИ МОРЕВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК ЛИНИИ НА ПОДХОДЕ К СТАНЦИИ МОРЕВО, СТАНЦИЯ МОРЕВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СТАНЦИЯ МОРЕВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ МОРЕВО)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ МОРЕВО, ПЕРЕГОН МОРЕВО — ОКНСМ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ДРЕЗИНЫ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕРЕГОН МОРЕВО — ОКНСМ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЕРЕГОН МОРЕВО — ОКНСМ, СТАНЦИЯ ОКНСМ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ОКНСМ,ПОЕЗДКА В ДРЕЗИНЕ ППРМ, РАСЧИСТКА ПЕРЕЕЗДА, СТАНЦИЯ ТУЧКОВО)
   











21.01.2012 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика