Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!









МОСКОВСКО-НИЖЕГОРОДСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ







Московско-Нижегородская железная дорога — одна из старейших железных дорог России. Строительство началось в мае 1858 года, сквозное движение от Москвы до Нижнего Новгорода (расстояние — 440 километров) было открыто в 1861 году. Протяжённость железной дороги на территории Москвы и Московской области — 98 километров. Железная дорога трёхпутная на участках Москва-Курская — Железнодорожная и Дзержинск — Нижний Новгород (в Нижегородской области), двухпутная на остальных участках.

Московско-Нижегородская железная дорога изначально была частной, строилась Обществом Московско-Нижегородской железной дороги. Первоначально железная дорога была однопутной. В 1877 году был открыт второй путь на участке Москва — Ковров, позднее — на участке Ковров — Нижний Новгород.

В 1893 году Московско-Нижегородская железная дорога была выкуплена государством. С 1 января 1894 года железная дорога перешла в казённое управление.

Первоначально Московско-Нижегородская железная дорога имела собственный вокзал в Москве. Вокзал располагался за Покровской (ныне Абельмановской) заставой, у Рогожского вала. Здание вокзала было деревянным, изначально строилось как временное. Вокзал работал до 1896 года. С 14 июня 1896 года все поезда Московско-Нижегородской железной дороги стали отправляться от нынешнего Курского вокзала, который в то время назывался Курско-Нижегородским.

Вплоть до нынешнего времени линия Московско-Нижегородской железной дороги — единственная магистральная железная дорога, начинающаяся в Москве, которая не имеет своего вокзала. В 2008 году активно обсуждались планы строительства вокзала в районе нынешней платформы Серп и Молот, но едва ли это осуществится в обозримом будущем.

На месте закрытого Нижегородского вокзала вплоть до 1960-х годов действовала грузовая станция Москва-Товарная-Горьковская. В начале 1960-х годов она была ликвидирована, территория станции была застроена жилыми домами. В память об исчезнувшем вокзале на карте Москвы осталась Нижегородская улица. Начальная (ближайшая к центру) точка Нижегородской улицы находится вблизи места, где был Нижегородский вокзал.

Вплоть до 1931 года Московско-Нижегородская железная дорога являлась тупиковой. По ней нельзя было уехать дальше Нижнего Новгорода. Ситуация изменилась в 1931 году, когда был открыт железнодорожный мост через Волгу в Нижнем Новгороде и стало возможно сквозное движение по маршруту Нижний Новгород — Котельнич. С этого времени Московско-Нижегородская железная дорога является одним из трёх транзитных ходов из Москвы на Средний Урал и далее на восток. Другие транзитные ходы — через Вековку — Казань — Агрыз (кратчайший по расстоянию) и через Ярославль — Буй (исторически являлся первым, но существенно длиннее двух других и имеет более слабую техническую оснащённость, поэтому для транзитного движения из Москвы почти не используется).

В 1931 году началась электрификация участка Москва — Обираловка (24 километра) и строительство депо для обслуживания электроподвижного состава на станции Обираловка, а также Рогожской и Салтыковской тяговых подстанций. 10 марта 1933 года было открыто движение электросекций по маршруту Москва — Обираловка. Вскоре была завершена электрификация ветки Реутово — Балашиха (12 километров). 18 июня 1933 года было открыто движение электросекций до Балашихи.

В 1932 году город Нижний Новгород был переименован в Горький. Для прилегающего к Москве участка Московско-Нижегородской железной дороги, которая примерно в то же время как административная единица была ликвидирована, постепенно вошёл в обиход термин «Горьковское направление».

В 1957 году был электрифицирован участок Железнодорожная — Фрязево и ветвь Фрязево — Ногинск, в 1958 году — участок Фрязево — Петушки, в 1959 году — участок Петушки — Владимир.

Горьковское направление стало местом действия поэмы в прозе «Москва — Петушки» писателя Венедикта Ерофеева. Произведение было закончено в 1970 году.

В начале 1990-х годов было прекращено движение прямых электропоездов Москва — Владимир. Самым дальним пунктом движения пригородных поездов из Москвы, как и десятки лет назад, стала станция Петушки. Причина этого — финансовые споры Московской железной дороги с Горьковской железной дорогой (участок Петушки — Владимир относится к Горьковской железной дороге, хотя обслуживается в основном подвижным составом Московской железной дороги). На участке Петушки — Владимир Горьковской железной дорогой было открыто движение пригородных поездов на локомотивной тяге (электровоз с пассажирскими вагонами, приписанными к Горьковской железной дороге). С 1996 года возобновилось движение прямых электропоездов Москва — Владимир: вначале один электропоезд по выходным дням, затем ежедневно, позднее дважды в день.

По состоянию на 2010 год, линия Московско-Нижегородской железной дороги («Горьковское направление» Московской железной дороги, относится к Московско-Курскому отделению) занимает в Московском узле третье место по объёму движения пригородных электропоездов, после «Ярославского направления» (на участке Москва — Мытищи) и «Казанского направления» (на участке Москва — Люберцы). На участке Москва — Реутово в ходу в среднем 125 пар электропоездов, включая ускоренные. Самая дальняя точка движения электропоездов — Владимир (191 километр от Москвы).


Пригородный билет Железнодорожная — Карачарово, 22 марта 2012 года. Это — стандартный
пригородный билет, самый распространённый формат, общий для многих регионов.


Пригородный билет Новогиреево — Железнодорожная, 2 апреля 2012 года.
Это — новый и непривычный для России формат пригородного билета.


Билет на ускоренный электропоезд Москва — Крутое от Москвы-Курской до Железнодорожной, 25 ноября 2011 года.
Отпечатан на бланке автоматизированной системы управления «Экспресс» для билетов дальнего следования.
На тот момент два пригородных поезда перевозили пассажиров только с билетами на бланках дальнего
следования: Москва — Крутое отправлением в 19:39 и Москва — Владимир отправлением в 18:00.

Все станции и остановочные пункты на участке Москва — Владимир и ветвях до Балашихи, Захарово, Электрогорска имеют высокие посадочные платформы. Высоких платформ не имел остановочный пункт Красная Охота (во Владимирской области, на участке Петушки — Владимир), но он был ликвидирован в 2009 году.

В 2007-2010 годах были построены высокие платформы почти на всём участке Владимир — Гороховец (на восток от станции Владимир), за исключением участка Вязники — Гороховец. Если не учитывать этот «разрыв» — то с учётом участка Гороховец — Горький — Семёнов, где высокие платформы были построены значительно раньше, «зона высоких платформ» протянулась на 510 километров от Москвы (до Семёнова). Это является максимальным показателем, более чем в два раза превосходящим показатель остальных радиальных линий Московского узла.

В 2002 году (по другим данным, в 2001 году) на Курском вокзале Москвы и на станции Железнодорожная были открыты турникетные линии, официальное название АСОКУПЭ (автоматизированная система оплаты, контроля и учёта проезда в электропоездах). Позднее турникетные линии были введены в действие на станциях и остановочных пунктах Серп и Молот, Чухлинка, Новогиреево, Реутово, Фрязево, Ногинск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Крутое, Петушки.

Основное назначение турникетных линий — снижение числа безбилетных пассажиров. Для прохода через турникет как при входе, так и при выходе со станции необходимо вставить в считывающее устройство билет или поднести транспортную карту. Появление АСОКУПЭ привело к снижению процента «безбилетников», но также создало значительные неудобства для нормальных пассажиров (усложнение доступа на платформы, частые очереди перед турникетами). Безбилетники остались, пусть и в несколько меньшем количестве. Безбилетный проход через турникеты или их обход по путям не представляет трудностей. У турникетов дежурят сотрудники ЧОП, но в пиковые часы они практически никогда не останавливают безбилетников, незаконно проходящих через турникеты.

Касательно условий проезда в электропоездах «Горьковское направление» с 1990-х годов имеет репутацию худшего в Московском узле, самого «беспредельного» направления. В часы пик (утром — в сторону Москвы, вечером — из Москвы) электропоезда переполнены. Как правило, в «дальних» электропоездах (в особенности, маршрута Москва — Петушки — Москва) присутствуют маргинальные элементы «бомжово-криминального» вида.

Перед посадкой принято закидывать сиденья игральными картами или другими предметами. Это делается во время отстоя поезда или во время движения в сторону тупиков на участке Серп и Молот — Москва-Курская. Таким способом маргиналы удерживают сиденья для своих дружков, входящих на других станциях. Иногда практикуется продажа занятых мест. Привычная ситуация для вечерних электропоездов Москва — Петушки на Курском вокзале: в вагоне свободны (но помечены игральными картами) почти все сидячие места. При этом в проходе толпятся стоящие пассажиры из числа цивилизованных людей, которые не смеют идти на конфликт с «подзаборным» контингентом, закидавшим сиденья картами.

Пассажир, осмелившийся сесть на сиденье, «помеченное» игральной картой или сигаретной пачкой, будет насильственно вышвырнут с него, а случае сопротивления избит превосходящими силами «полубомжей». Иногда можно встретить вагоны, заполненные исключительно маргиналами, которые курят не вставая с сидячих мест. На всех остальных направлениях Московского узла принято курить в тамбурах. Официально курение в пригородных поездах строго запрещено (в том числе в тамбурах). Но контролёры-ревизоры и милиция преступно закрывают глаза на табакоманов, медленно убивающих нормальных людей.

Кроме того, пассажиров «мучают» вагонные торговцы и «музыканты»-попрошайки, постоянно движущиеся по вагонам (эта деятельность незаконна, но никем не пресекается). Вышеназванные печальные явления отсутствуют только в ускоренных электропоездах Москва — Железнодорожная, Москва — Орехово-Зуево (Крутое), Москва — Ногинск, Москва — Владимир.

Компетентный человек, профессионально связанный с железной дорогой и хорошо знакомый с ситуацией на Горьковском направлении, в 2010 году написал следующее:


На направлении Петушки — Крутое — Москва, а также Электрогорск — Москва в утренних электричках на Москву и в вечерних электричках из Москвы работают организованные преступники. В период с 5:00 до 8:00 в сторону Москвы и с 16:00 до 19:00 из Москвы паханы по 3-4 человека контролируют вагоны и продают право занять сидячее место за 50 рублей, вне зависимости от наличия билета. При этом они не щадят ни кого: заплатить должны все — женщины, дети, бабушки и дедушки.

Бороться с ними пробовали сотрудники транспортных ЛОВД. Дело закончилось тем, что у сотрудников чуть было не отобрали удостоверения и табельное оружие. После чего ЛОВД от патрулирования данных электропоездов категорически отказались.

Более того, многие из нас гадали, почему электропоезд-экспресс Орехово-Зуево — Москва перевели из разряда 7000-х в разряд 800-х, хотя длина маршрута у него намного меньше 200 км (всего лишь 90 км). Оказывается, именно поэтому! Паханы долгое время продавали места даже в нём. Их оттуда очень долго и изнурительно пытались «выкурить». Для этого был проведён целый ряд мероприятий:

1). Ночёвка из Крутое перенесена в Петушки (ибо паханы залазят в электрички утром именно в оборотных тупиках на ст. Крутое);
2). В вагоны посадили по проводнику;
3). Ввели резервацию мест с продажей их через АСУ «Экспресс-3»;
4). Проведена беседа с главным ореховским паханом на предмет «хотя бы экспресс не трогайте, а зелёные ваши».

Мораль! Невозможно поверить в то, что с этим откровенным бандитизмом ничего нельзя поделать. И как говаривал классик В. В. Маяковский, «Если звёзды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно». Посему представляется, что кто-то из высших чинов милиции и Московской ж.д. о ситуации знает, но молчит, потому что получает свой куш?



Многие считают, что в этих строках специалист-железнодорожник «сгустил краски». Отчасти я с этим согласен. Нельзя сказать, что продажа занятых мест наблюдается во всех электричках на Крутое и Петушки в часы пик. Лично я такого не видел. Возможно, с какого-то момента «вагонная мафия» боится продавать места, по крайней мере открыто. Но то, что сиденья принято закидывать картами ещё до подачи поезда под посадку и удерживать их для некоего определённого круга лиц — несомненный факт.

Вечерне-утренний электропоезд-экспресс Москва — Крутое (Орехово-Зуево) — Москва, по состоянию на 2011 год, не направляется на ночной отстой в Петушки. Вместо этого он резервом следует до Железнодорожной. Порядок продажи на него билетов дальнего следования, несмотря на короткий маршрут — сохранился. Примечательно, что в дневном экспрессе Москва — Крутое — Москва, который курсирует во внепиковое время, действуют билеты пригородного формата.

Своеобразной достопримечательностью Горьковского направления стала запоминающаяся женщина невысокого роста, которая на протяжении многих лет (как минимум во второй половине 2000-х годов) постоянно ходит по электричкам и продаёт всегда один и тот же товар, рекламируя его с неизменной характерной интонацией: «РУЧКИ-РОЛЛЕРЫ С БОЛЬШи-и-иМ ЗАПАСОМ ЧЕРНИЛ». Она стала знаменитостью — вплоть до того, что в Сети существует виртуальная группа её «фанатов».

По состоянию на 2010 год, обстановка в поездах имеет тенденцию к медленному улучшению. Вопиющего беспредела, привычного для середины 2000-х годов, становится меньше. Курение в салонах вагонов (не в тамбурах) уже практически не отмечается. Можно надеяться, что со временем дурная репутация «Горьковского направления» уйдёт в историю.

Практически все электропоезда отправляется из «Горьковских тупиков» на Курском вокзале Москвы. До 2010 года некоторые электропоезда (около 1 процента от общего объёма движения) отправлялись от транзитных платформ Курского вокзала («платформ Курского направления»). Эти электропоезда были приписаны к депо Перерва (в отличие от остальных, приписанных к депо Железнодорожная). По состоянию на 2010 год, «перервинских маршрутов» нет.

Существует техническая возможность движения электропоездов в сторону Москвы дальше Курского вокзала (например, по маршруту Железнодорожная — Каланчёвская — Нахабино). По неподтверждённым данным, до 2010 года таких маршрутов не существовало (как минимум с начала 1990-х годов их точно не было). В 2010 году появился один маршрут ускоренного электропоезда сообщением Орехово-Зуево — Курский вокзал — Москва-Каланчёвская (в обратную сторону, от Каланчёвской через Москву-Курскую в депо Железнодорожная, следует резервом, без посадки пассажиров).

В 2008 году в течение одного дня электропоезда Горьковского направления частично прибывали на Казанский вокзал и отправлялись с Казанского вокзала. Причина — работы по реконструкции путепровода у платформы Чухлинка. Технически организовать маршрут с Горьковского направления на Казанский вокзал легко: существует соединительный путь Кусково — Перово. Прибытие на «чужой» вокзал вызывало огромное удивление у пассажиров.

Объём движения грузовых поездов и пассажирских поездов дальнего следования на участке Москва — Фрязево меньший, чем на участке Фрязево — Орехово-Зуево и далее в сторону Владимира. Многие пассажирские поезда в сторону Нижнего Новгорода отправляются с Ярославского вокзала Москвы и следуют по соединительной линии Мытищи — Монино — Фрязево. Пункт отправления грузовых поездов в Москве — станция Кусково, связанная с соседней сортировочной станцией Перово. На участке Кусково — Москва-Курская грузового движения практически нет.



По данным на 2010 год, к Московско-Нижегородской железной дороге примыкают три тупиковые ветви общего пользования: Реутово — Балашиха, Фрязево — Захарово (продолжается в виде ведомственной линии до Черноголовки), Павловский Посад — Электрогорск. Из Москвы до Балашихи, Захарово и Электрогорска курсируют электропоезда.

Примыкающие ведомственные линии значительной протяжённости: Железнодорожная — завод «Минвата», Купавна — Старая Купавна (завод «Акрихин»), Электроугли — завод «Вторметинвест», Фрязево — 502-й завод по ремонту ВТИ.













ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    



    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    



    СТАНЦИЯ РЕУТОВО    



    О.П. НИКОЛЬСКОЕ    



    О.П. САЛТЫКОВСКАЯ    



    О.П. КУЧИНО    



    СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ (ОБИРАЛОВКА): ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 И 2007 ГОДАХ    

    СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ: ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ, ЧАСТЬ 1    

    СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ: ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ, ЧАСТЬ 2    

    СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ: ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ    

    СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ: ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ    

    СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ: ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО (ТЧ-4)    

    ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ — ЗАВОД «МИНВАТА»    



    О.П. ЧЁРНОЕ    



    О.П. ЗАРЯ    



    СТАНЦИЯ КУПАВНА    

    СТАНЦИЯ КУПАВНА — ОПМС-68    



    О.П. 33 КМ    



    СТАНЦИЯ ЭЛЕКТРОУГЛИ    



    О.П. 43 КМ    



    СТАНЦИЯ ХРАПУНОВО    



    О.П. ЕСИНО    



    СТАНЦИЯ ФРЯЗЕВО    



    О.П. КАЗАНСКОЕ    



    О.П. ВОХНА    



    СТАНЦИЯ ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД    



    О.П. НАЗАРЬЕВО    



    СТАНЦИЯ ДРЕЗНА    



    О.П. КАБАНОВО    



    О.П. 87 КМ    



    СТАНЦИЯ ОРЕХОВО-ЗУЕВО    



    О.П. КРУТОЕ    



    ПОСТ 97 КМ    



    О.П. ВОИНОВО    












23.01.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу