Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!









ПЕТЕРБУРГО-МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ

СТАНЦИЯ ПОКРОВКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ







Станция Покровка находится в Клинском районе Московской области, на 574 километре Петербурго-Московской железной дороги, в 75 километрах от Ленинградского вокзала Москвы. Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, станция была открыта в 1874 году.

Название станции Покровка скорее всего было присвоено в связи с близостью села Покров. Оно расположено в 5 километрах к северу от станции. Присвоить станции название Покров было невозможно — станция с таким названием была открыта в 1861 году вместе с Московско-Нижегородской железной дорогой, вблизи уездного города Покрова Владимирской губернии.


Продольный профиль пути в районе станции Покровка, искусственные сооружения. Источник — книга «Очерк
эксплоатации Николаевской ж.д. Главным обществом Российских железных дорог, 1868-1893».
Книга издана в Санкт-Петербурге в 1894 году.

Известны топографические карты, на которых станция подписана как «Покровская». Это — ошибка картографов. На самом деле станция всегда называлась Покровка.


Станция Покровка на топографических картах разного времени издания.

Станция Покровка для меня — особое место. Станция знакома мне как минимум с 1983 года. Некоторое время я считал её тем местом, ради которого стоит жить в России, да и вообще жить. Покровке, наравне с Тверью, будет уделяться повышенное внимание, по сравнению со всеми остальными станциями Петербурго-Московской железной дороги.

Официально станция Покровка была открыта в 1874 году. Точность даты под сомнением — не исключено, что фактически она была открыта раньше. Благодаря появлению станции вокруг неё развивался пристанционный посёлок.

В 1956 году, вскоре после открытия движения электропоездов на участке Москва — Клин, вблизи станции Покровка началось массовое выделение садовых участков жителям Москвы. В числе получивших здесь садовые участки в 1950-х годах был выдающийся советский художник, известный каждому культурному гражданину СССР — Анатолий Болашенко (1924-2011).

Уже в 1960-х годах Покровка являлась одним из крупнейших дачных посёлков Московской области (хотя и никогда не была самым крупным дачным посёлком, вопреки утверждениям некоторых источников). Дачи строились в очень тяжёлых условиях, на месте глухого и частично заболоченного леса. Труд первостроителей дачного посёлка, фактически голыми руками осваивавших лесные болота в непростое послевоенное время, заслуживает уважения.

В отличие от новых дачных посёлков (возникших в 1980-е годы и позднее), в Покровке была максимально сохранена природа и значительная часть лесных деревьев. Поэтому Покровка имеет неповторимый облик и расположена «на голову выше» любого дачного посёлка поздней эпохи. Благодаря своей давней истории Покровка имеет притягательно-мистические черты. Это — место исключительное, славное своим прошлым, стоящее особняком среди окружающих его пустых и бездушных скоплений «новодачных сараев» конца XX — начала XXI века.

Приблизительно в 1989-1990 годах на станции Покровка была демонтирована старая платформа и построена новая. Местонахождение платформы при этом не менялось: она находилась между главными путями. Конфигурация станции была такой: два главных пути (пути №1 и №2), между ними — единственная посадочная платформа. Сбоку от главных путей — два дополнительных пути.


Станция Покровка на спутниковом снимке (источник — «Google Maps», дата съёмки — июнь 2004 года).
Расположение платформы и путей оставалось «старым». С 2007 года
оно изменилось до неузнаваемости.

Станция Покровка использовалась в основном как обгонный пункт. «Боковые» пути станции Покровка иногда были заняты грузовыми поездами, поставленными под обгон пассажирскими поездами. По свидетельству автора, в 1980-х годах чаще всего грузовые поезда ставили под обгон на 4-й путь, наиболее дальний от центра посёлка (направление движения Москва — Калинин).

В случае постановки под обгон грузового поезда направления Калинин — Москва был бы занят третий путь, ближайший к центру посёлка. Тем самым для пассажиров перекрывался доступ на платформу.

В направлении Калинин — Москва поезда под обгон практически не ставили. Бывало, что на третьем пути отстаивались небольшие группы грузовых вагонов. Главная причина этого — третий путь имел ограниченную длину и не мог вместить стандартный грузовой состав.

Подъездных путей от станции Покровка скорее всего никогда не было. Однако в 1970-х годах был разработан проект строительства железнодорожной линии от станции Покровка до населённого пункта Никулино Солнечногорского района. В Никулино находилась крупная Никулинская (Замятинская) птицефабрика.

Не исключено, что на базе Никулинской птицефабрики в то время планировалось строить другие промышленные предприятия. Впрочем, в СССР были не редкостью тупиковые железнодорожные линии, подводившие именно к крупным птицефабрикам.

Протяжённость железнодорожной линии Покровка — Никулино должна была составить около 7 километров. Посёлок Покровка предположительно обходился с южной стороны. Станция Покровка должна была получить значительное развитие. К сожалению, этот проект не был реализован.


Упоминание проекта железнодорожной линии Покровка — Никулино на форуме посёлка Покровка,
расположенном на сайте http://pokrovka.net (2005 год, ныне недоступно).

Помимо строительства новой платформы, в 1988 году к западу от путей станции было построено значительное по размерам блочное здание. По информации от одного из железнодорожников, в нём был размещён пост ЭЦ (электрической централизации стрелок и сигналов) с «клеточным» пультом управления. Здание имеет обширную подземную часть, в которой был размещён, условно говоря, «подземный ЕДЦУ» (Единый диспетчерский центр управления). По неподтверждённым данным, позднее здание было передано ШЧ (дистанции сигнализации и связи).

До строительства нового здания главное станционное здание было деревянным и находилось на противоположной (восточной) стороне путей. В старом здании ДС стоял пульт управления 1946 года выпуска. Как минимум с 1980-х годов это здание использовалось исключительно как жилой дом железнодорожников (казарма). Изначально жилой казармой была только половина этой постройки. Здание снесли весной 2012 года.

Тогда же, на рубеже 1980-х и 1990-х годов, были капитально отремонтированы пути. 4-й (самый дальний) путь, который в 1980-х годах был сильно заросшим и имел деревянные шпалы, получил гравийный балласт и железобетонные шпалы.

В начале 1990-х годов в летнее время в Покровке существовал внутрипоселковый автобусный маршрут от станции до Базарной площади Ленинского района. Однако проезд в этом «коммерческом» автобусе стоил дорого, поэтому он не пользовался популярностью.

По маршруту посёлок Никулино — станция Покровка в то время несколько раз в день курсировал автобус ЛиАЗ-677, принадлежавший Никулинской птицефабрике. Автобус был красного цвета, украшен символикой птицефабрики в виде стилизованных куриц. Официально это был не маршрут общего пользования, а маршрут для работников птицефабрики. Но пользовались им все желающие.

Автобус маршрута Никулино — Покровка — Никулино следовал около трёх километров по главной магистрали Покровки — Замятинской улице. Он обязательно останавливался у «поворота» (того места, где Замятинская улица покидает пределы Покровки и углубляется в лес). Никулинским автобусом пользовались многие дачники: проезд в нём был дёшев, а зачастую бесплатен (деньги никто не собирал).

Автобусное движение прекратилось в конце 1990-х годов. Никулинская птицефабрика работала в якобы «проблемные» 1990-е годы, долго и мучительно умирала в «благополучных» 2000-х годах. В итоге огромное предприятие остановилось и стало разграбляться. Процветающий когда-то посёлок Никулино теперь имеет безработное и маргинализированное население.

Пассажиропоток по станции Покровка в начале 1990-х годов был огромен. На станции останавливались все без исключения электропоезда. Впрочем, раньше, как минимум в 1988 году, существовал один электропоезд, который в Покровке не останавливался. Одновременно с этим в 1988 году существовал электропоезд Калинин — Москва, который останавливался в Покровке, но при этом следующей остановкой было Крюково (то есть он не останавливался даже в крупном городе Солнечногорске!).

В течение некоторого времени существовали электропоезда Покровка — Москва. Мне не довелось ездить в них. Реально такие поезда следовали от Клина, но на участке Клин — Покровка — резервом, без пассажиров. Реальный оборот по станции Покровка затруднён из-за того, что у боковых путей Покровки не было платформ. Целью введения поездов Покровка — Москва являлось улучшение транспортного обслуживания Покровки: в то время зачастую в проходящие электропоезда было трудно сесть.

По информации от одного из любителей железных дорог, известны следующие электропоезда Покровка — Москва: в 1988 году — № 6603, отправление из Покровки в 21.06 по выходным, остановки кроме: Головково, Сенеж, Малино, Фирсановка, Подрезково, Ново-Подрезково, Планерная, Левобережная. По рабочим дням это был электропоезд №6535 от Подсолнечной, отправление в 21.17, далее — таким же графиком. Страница из расписания 1988 года с поездом Покровка — Москва выложена здесь.

В 1990 году: № 6603, отправление из Покровки в 21.04 по выходным, остановки кроме: Малино, Фирсановка, Подрезково, Ново-Подрезково, Планерная, Левобережная. По рабочим дням это был электропоезд №6537 от Подсолнечной, отправление в 21.16, далее — таким же графиком. № 6555, отправление из Покровки в 05.02 по рабочим дням, остановки кроме: Поваровка, Радищево, Алабушево, Малино, Фирсановка, Подрезково, Ново-Подрезково, Планерная, Левобережная, НАТИ.

В 1991 году: № 6603, отправление из Покровки в 20.57 по выходным, остановки кроме: Малино, Фирсановка, Подрезково, Ново-Подрезково, Планерная, Левобережная. По рабочим дням это был электропоезд №6535 от Подсолнечной, отправление в 21.05, далее — таким же графиком. № 6555, отправление из Покровки в 05.02 ежедневно, остановки кроме: Поваровка, Радищево, Алабушево, Малино, Фирсановка, Подрезково, Ново-Подрезково, Планерная, Левобережная, НАТИ.

В 1993 году и позднее поездов Покровка — Москва не было. Данных за 1987, 1989 и 1992 годы нет.

До 1990-х годов зимой иногда назначались «поезда здоровья» Москва — Покровка — Москва. Эти поезда предназначались для лыжников: в окрестностях станции Покровка хорошие места для катания на лыжах. В расписаниях эти электропоезда не значились.

Оборот «поездов здоровья», в отличие от «обычных» электропоездов Покровка — Москва, реально происходил по станции Покровка. Такие электропоезда отстаивались на четвёртом (дальнем) пути. Отсутствие платформы на «боковых» путях не было препятствием (скорее всего в таких поездах поднимали «фартуки» у дверей).

Приблизительно в 2000 году, в связи с реконструкцией железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва под скоростное движение, на станции Покровка были сняты все станционные пути и стрелочные переводы. Согласно документам Покровка по-прежнему являлась станцией ещё многие годы. Автор принципиально считает её станцией.

В то же самое время (приблизительно в 2000 году) был снесён старый деревянный стрелочный пост, стоявший в северной горловине станции, к западу от путей. Аналогичный пост в южной горловине был снесён намного раньше.

Ликвидацию станции Покровка я переживал как убийство. Хотелось самолично помешать варварам. Внушал небольшую надежду тот факт, что после снятия путей новые опоры контактной сети устанавливались с учётом возможности восстановления снятых путей, и тот факт, что Покровка продолжала считаться станцией. Увы, чуда не произошло.

По слухам (документально это не подтверждено), в те годы рассматривалась возможность спрямления «кривого» участка Подсолнечная — Клин по образцу спрямления «Веребьинской петли» в Новгородской области: железная дорога могла бы быть отодвинута на несколько километров к востоку. Тогда Покровка лишилась бы железной дороги. Этого не произошло.

Осенью 2006 года стартовал последний «акт» варварского убийства станции Покровка. В довершение ко всему прочему, было решено ликвидировать островную платформу ради спрямления одного из двух главных путей. В конце 2006 года — начале 2007 года старая платформа была снесена.

Вместо одной островной платформы были построены две боковые платформы, отодвинутые на значительное расстояние одна от другой. Платформы являются «пародией» на окрестности Санкт-Петербурга (построены в стиле петербургского пригорода). Обе платформы построены на том месте, где находились станционные пути. Это ещё больше усложняет задачу восстановления станции в будущем.

В 2009 году между двумя платформами был построен крытый пешеходный мост через пути. Отношение к этому у меня двойственное. С одной стороны, объект необычный, присутствующий далеко не на каждой станции и отчасти повышающий «статусность» Покровки.

В то же время, состояние моста такое, что пользоваться им нормальному человеку нельзя. Огромная ошибка заключается в том, что мост полностью закрыт стеклопластиком. При этом он никем не охраняется и большую часть времени пуст. По вечерам в нём скапливается маргинальная молодёжь. Мост почти сразу же превратился в вонючую «трубу», обильно покрытую изнутри похабными надписями. Входить в эту «трубу» страшновато для цивилизованного человека, вызывает отвращение и приступы клаустрофобии. Можно очень хорошо понять тех, кто в «трубу» принципиально не заходит и вынужден прыгать с платформы на путь. Пешеходные мосты нельзя делать закрытыми!

По состоянию на 2011 год, на станции Покровка сохраняется построенное в 1988 году блочное здание. По неподтверждённым данным, оно принадлежит ШЧ, постоянного персонала в нём нет. В южной части станции, к западу от новой 1-й платформы, сохранилось здание, принадлежащее ПЧ (службе пути). В нём хранится различный инвентарь путецев.

Напротив новой 1-й платформы в 2011 году сохранялось деревянное здание постройки XIX века. В нём продолжали жить люди. Изначально это здание было не только жилой казармой (она занимала лишь его часть), но и главным станционным зданием. В нём работал дежурный по станции, находился пульт ЭЦ. В сравнительно недавнем прошлом на нём присутствовала табличка с названием станции.

Весной 2012 года историческое станционное здание было варварски снесено по постановлению руководства железной дороги. Абсолютно никаких разумных причин для этого акта вандализма не было.

В Покровке теперь останавливаются далеко не все электропоезда. В начале 1990-х годов такое невозможно было представить. Это печальная примета времени, выглядит логично на фоне упадка посёлка и нежелания нынешних владельцев дач пользоваться электропоездами. Несмотря на то, что электропоезде от центра Москвы до Покровки можно доехать за 1 час 10 минут, на автомобиле — от двух до семи часов мучений в дымных «пробках».

По состоянию на 1980-е годы, пристанционный посёлок Покровка имел офицальный статус дачного посёлка Клинского района. Он состоял из двух частей: старой, возникшей в XIX веке (примыкает к станции), и «дачной» (возникшей в 1950-х годах). «Дачная» часть административно была разделена на три района: Железнодорожный (ближайший к станции), Калининский и Ленинский (самый дальний). Эти районы упразднены, но в память о них на карте Покровки осталась Межрайонная улица.

На пике популярности дачного увлечения (начало 1990-х годов) фактическая численность летнего населения посёлка могла составлять 50 тысяч человек и более. Это зависело от дня недели и погодных условий. В 2000-х годах популярность дачного увлечения очень резко пошла на спад. Теперь даже летом посёлок не так многолюден. Прежняя бурная жизнь осталась в прошлом, попадаются заброшенные участки. Среди тех, кто здесь живёт, преобладают пенсионеры.

В целом, посёлок порой оставляет грустное впечатление — времена активной жизни начала 1990-х годов в прошлом. Но нет и ощущения тотальной разрухи: жизнь продолжается, строятся новые дома. Что больше всего печалит: увеличивающееся количество бездельников в ЧОПовской форме, зачастую перекрывающих улицы заграждениями, и подозрительно выглядящих выходцев из Азии. Но самая большая неприятность, ожидающая Покровку — строительство скоростной платной автодороги Москва — Санкт-Петербург вдоль юго-западной окраины посёлка.

Жители Покровки в 2007 году выходили на митинг в центре Москвы с протестами против строительства автодороги. Протестам жителей Покровки были посвящены телевизионные репортажи. Увы, в лучшем случае удалось добиться некоторого отдаления будущего автобана в глубину леса, дальше от жилых домов (принятый проект ещё не известен).

По мнению автора, строительство этой дороги — государственное преступление, неприкрытое уничтожение России. Московская область и без того урбанизирована и «истерзана» автодорогами выше всяких разумных пределов. Следует улучшить существующую автодорогу, отвести её от мелких населённых пунктов, а из Клина и Солнечногорска вывести движение посредством тоннелей.

Кроме того, следует бороться с излишней автомобилизацией, максимально законодательно усложнять использование личных автомобилей, ввести высокие налоги на них. Личный автомобиль должен восприниматься как весьма не модная и крайне обременительная вещь.

Севернее Покровки планируется строительство ещё одной платной магистрали — Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Если и это случится, судьбе посёлка не позавидуешь...

В старой, пристанционной части посёлка Покровка когда-то велась добыча песка. Песчаный карьер находился к северу от станции. Любопытно, что именно на месте этого карьера некий «шутник» разместил «электродепо «Карьерное» Покровского метрополитена». Сайт-мистификация «Покровский метрополитен» http://pokrovka-metro.narod.ru — это один из первых в России сайтов, описывающих несуществующее метро. В нём представлены «правдоподобные» фотографии якобы имеющихся в Покровке «подземных дворцов».

Не позднее 1980-х годов добыча песка в Покровке была прекращена. С этого времени рабочие места в Покровке представлены только административными органами (сельская администрация) и сферой обслуживания (магазины, почта). Большинство работающих жителей каждый день ездят на работу в Клин, Солнечногорск, Москву и другие места.

Две главные магистрали посёлка, улица Замятинская и улица Покровская, покрыты асфальтом. Почти все небольшие улицы — грунтовые. Во всём огромном посёлке есть только один дом городского типа — двухэтажный многоквартирный. Он находится вблизи песчаного карьера.

Станция Покровка всегда была единственной на сети (иное не допускается). На Сахалинской железной дороге существовала станция с официальным названием Покровка-Сахалинская (участок Сокол — Быков). Вблизи Хабаровска есть тупиковая станция Покровка-Пристань.

Остановочные пункты с названием Покровка есть на Красноярской железной дороге (участок Ачинск — Красноярск), Московской железной дороге (участок Новозыбков — Климов), Приволжской железной дороге (участок Волгоград — Верхний Баскунчак), Свердловской железной дороге (участок Тавда — Устье Аха), Южной железной дороге (окрестности Харькова, участок Зелёный Колодезь — Коробочкино).









Островная платформа и жилая казарма на станции Покровка (ранее — главное станционное здание).
Платформе осталось существовать меньше года...
06.05.2006








Временная платформа на станции Покровка, построенная на период сноса островной платформы
и строительства постоянных боковых платформ. Вид на юг, в сторону станции Подсолнечная.
У платформы находится электропоезд ЭР2Т-7196, следующий в Москву.
28.03.2007








Там же, вид в том же направлении. Удаляющийся электропоезд ЭР2Т-7196.
28.03.2007








Табличка с названием, установленная на временной платформе.
28.03.2007








Временная платформа. Вид на юг, в сторону станции Подсолнечная.
28.03.2007








Вид от временной платформы в северном направлении, в сторону станции Клин.
28.03.2007













14.03.2012 © С. Болашенко

следующая страница

«Петербурго-Московская железнодорожная линия на территории Московской области»