Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МЫТИЩИНСКОГО КИРПИЧНОГО ЗАВОДА







Ориентировочная дата открытия первой узкоколейной железной дороги в западной части нынешнего города Мытищи — 1929 год. Узкоколейная железная дорога находилась на территории кирпичного завода и вблизи неё, она соединяла завод с карьером.

Трасса первого участка узкоколейной железной дороги не установлена. Согласно топографическим картам (состояние местности на 1930-е годы), в городе Мытищи находились две невзаимосвязанные узкоколейные железные дороги кирпичных заводов. Одна из этих узкоколейных железных дорог была расположена вблизи нынешнего остановочного пункта Строитель, её начальным пунктом был кирпичный завод №4, позднее ставший предприятием по выпуску перлитового песка (по состоянию на 2008 год — ОАО «Стройперлит»). Вторая узкоколейная железная дорога находилась вблизи станции Мытищи.



Узкоколейная железная дорога кирпичных заводов №3 и №4
на карте масштаба 1:50 000, изданной в 1931 году.




Узкоколейная железная дорога кирпичного завода вблизи станции Мытищи
на карте масштаба 1:50 000, изданной в 1931 году.




Узкоколейные железные дороги кирпичных заводов в Мытищах на карте
масштаба 1:50 000 (состояние местности на 1930-е годы).




Узкоколейная железная дорога кирпичных заводов №3 и №4 на карте масштаба 1:50 000
(состояние местности на 1930-е годы).




Узкоколейная железная дорога кирпичного завода вблизи станции Мытищи на карте
масштаба 1:50 000 (состояние местности на 1930-е годы).



В 1942 году была построена линия узкоколейной железной дороги от кирпичного завода до торфомассива в районе населённого пункта Звягино (протяжённость — около 7 километров). Топливный торф использовался не только кирпичным заводом, но и другими предприятиями города Мытищи.


Узкоколейная железная дорога к торфомассиву у населённого
пункта Звягино на топографической карте
масштаба 1:100 000 (нанесена условно).

Цитата из материала «Звягино-Черкизово-Мытищи на мотовозе», автор — Г. Орлов (http://p-pushkino.narod.ru/pages/153/page18.htm):

Мало кому известно, что в посёлке Черкизово с 1942 по 1945 года действовала самая настоящая железная дорога, только узкоколейная.

Шла дорога от Звягинского болота, затем по свайному деревянному мосту через Клязьму, располагавшемуся чуть выше нынешнего железнодорожного моста. Далее поднималась по Колхозному переулку и по полю (леса во время войны были сильно изрежены) до Мытищ.

Что же перевозил мотовоз с пятью вагончиками? В связи с тем что шахты Донбасса и других угольных бассейнов были оккупированы фашистами, предприятия переходили на местное энергетическое топливо, каковым является торф.

Так в Звягино появились машины по добычи и формовке торфа. Формовкой занимались, в основном, молодые женщины, приехавшие на заработки из Мордовии. Жили они здесь же в двухэтажном деревянном бараке.

Торф, как топливо, шёл на Мытищинский кирпичный завод. Уже к 1946 году завод перешёл на уголь, отпала потребность в торфе, и в железной дороге. Жители постепенно, как это у нас водится, разобрали рельсы и шпалы для своих хозяйственных нужд.



«Торфовозный» участок узкоколейной железной дороги был разобран ориентировочно в 1946 году. Участок узкоколейной железной дороги, предназназначенный для доставки песка из карьеров, продолжал действовать.

Согласно карте масштаба 1:25 000, предоставленной А. Волыховым (карта издана в 1968 году, состояние местности на начало 1960-х годов), протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 3 километров, имелись ветви к нескольким карьерам. Сущестовало разноуровневое пересечение с железнодорожной линией широкой колеи Мытищи — Пирогово (узкоколейная железная дорога пролегала под путепроводом).



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:25 000, изданной в 1968 году.




В 1960-х годах Мытищинский кирпичный завод №4 был перепрофилирован на выпуск вспученного перлитового песка. Добыча глины была прекращена. Скорее всего, в близкий период времени узкоколейная железная дорога была окончательно разобрана.

Цитата из материала «ОАО «СТРОЙПЕРЛИТ» — История предприятия», автор — Г. Орлов (http://www.perlit.su/history.html):

Вплоть до 1960-х гг. в Мытищах единственный завод №4 вырабатывал последние залежи глины. В 1960-х гг. в истории предприятия открывается новая страница. В 1964 г. на заводе строится цех по выпуску вспученного перлитового песка. В 1965 г. наше предприятие переименовывается в завод стеновых и теплоизоляционных материалов.


По неподтверждённым данным, западный участок узкоколейной железной дороги, после прекращения добычи глины оказавшийся на территории Московского инженерно-строительного института (МИСИ), был частично сохранён и использовался как учебная железная дорога. Достоверность этой информации вызывает значительные сомнения.



По состоянию на 2008 год, «южный» кирпичный завод (находившийся вблизи станции Мытищи) давно ликвидирован, на его месте находятся многоэтажные жилые дома.

На месте кирпичного завода №4 находится активно работающий комбинат «Стройперлит». В непосредственной близости от него имеется песчаный карьер, вывозка песка производится автомобилями.

Путепровод над узкоколейной железной дорогой, скорее всего, был ликвидирован при расширении станции Мытищи-Северные (северный парк станции Мытищи). По состоянию на 2008 год, на его месте находится водопропускная труба.

Значительная часть трассы разобранной узкоколейной железной дороги застроена либо оказалась на огороженной и недоступной для прохода территории промышленных предприятий и различных учреждений.



______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________




Вид от места, где находился путепровод, в сторону бывшего кирпичного завода №4 (ОАО «Стройперлит»).
23.10.2008












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    РАЗНОЕ    












10.11.2008 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу