Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!





Ногинский трамвай





НОГИНСКИЙ ТРАМВАЙ







Ногинский трамвай — главная достопримечательность и главная ценность города Ногинск (Богородск) Московской области.

Трамвайная система была остановлена остановлена в 2011 году. Последний вагон проследовал поздним вечером 31 марта.

В последующие шесть лет — бесконечные споры по поводу восстановления. Иногда короткие и безуспешные запуски движения. Они имели место в 2012 и 2013 годах, на короткое время и не по всей линии.

С каждым годом ситуация ухудшается. Тем не менее, ещё не всё было потеряно.

Задача каждого, кто не утратил звание человека — бороться за восстановление трамвая.

Не дадим произойти чудовищному преступлению — полному уничтожению главного символа города и района!


До 2011 года трамвай в Богородске — объект гордости и лицо города, а теперь — источник бесконечной тревоги, горечи и досады.

Богородск стал источником боли в сердце для каждого полноценного россиянина. Предчуствие трагедии и ощущение беспомощности человека перед ублюдками.


В последний раз трамвайный вагон появился на линии 27 августа 2016 года. По состоянию на тот момент, уже не было контактной сети. Поэтому вагон буксировали грузовым автомобилем. Мероприятие было приурочено ко Дню города. Смысл — показать, что ещё не всё потеряно, что есть шансы на жизнь.


Однако в 2017 году власть в городе и районе перешла к самым ужасным мерзавцам. Ублюдки и геростраты, которых не назовёшь людьми, приняли решение полностью уничтожить главную достопримечательность и ценность города. На сто процентов, не оставляя никаких следов и никаких возможностей для восстановления.

Примечательно, что демонтаж рельсов, если они уложены под асфальт — дело дорогостоящее. Это не окупается «добытым» металлоломом. Выкапывание рельсового пути, последующее асфальтирование улицы — очень дорогостоящий процесс. Это в разы дороже, чем поддерживать трамвай в рабочем состоянии. На работу трамвая денег «не было», на уничтожение трамвая (и города) деньги нашлись.

Ни малейших шансов на восстановление городской железной дороги нет. Система уничтожена полностью и с «фашистской» педантичностью.

Ногинск (Богородск) превратился в кровоточащее позорное пятно и будем считать, исчез с карты России.

Чудовищная трагедия произошла при попустительстве глав района Красавина и Сухина (на посту с июля 2018 года), губернатора Московской области Воробьёва, который знаменит и другими чёрными делами. Попустительство вредительской застройке «монстрами» в 20 и более этажей, ликвидация города Железнодорожный вопреки воле 99 процентов его населения, а также города Климовск, ужасная ситуация с мусорными свалками, отсутствие какого-либо развития пассажирского железнодорожного транспорта, не связанного с Москвой.

В соседней Москве за время губернаторства Воробьёва (с 2012 года) привели в отличное состояние свой трамвай, значительно улучшили остальной наземный транспорт, открыли пассажирское движение на линии Солнечная — Новопеределкино и Московской Окружной железной дороге, открыли активное движение комфортабельных электропоездов по маршруту Москва — Крюково.

Резкое отставание Московской области от Москвы почти по всем позициям сохраняется.

Ни одного голоса Воробьёву на выборах 2018 года! Богородский трамвай не простим!


Ногинск — крупный город на востоке Московской области, в 72 километрах от Москвы (расстояние от станции Москва-Курская до станции Ногинск). По кратчайшему пути от центра Богородска до Московского Кремля — 54 километра.

Известен с 1300-х годов, первоначально — ямская слобода Рогожи (Рогожский Ям). С 1781 года город Богородск, с 1930 года — город Ногинск, в честь коммунистического деятеля, профессионального революционера Виктора Ногина.

Вопрос о возвращении названия Богородск активно обсуждается после 1991 года, но не решён. Одна из проблем — название совпадает с городом в Нижегородской области. Который, впрочем, получил такое название позднее, а значит — имеет меньше прав на него.

Население 102 000 жителей в 2017 году, тогда как в пиковом 1991 году — 123 000 жителей. Несмотря на варварскую застройку Московской области (в том числе и Ногинска) ужасными постройками в двадцать и более этажей, официально численность населения сокращается.

Впрочем, есть мнение, что резкое сокращение численности населения произошло только по причине вывода из состава Ногинска «номерных» военных городков. Фактически они располагались далеко за его чертой, в том числе и южнее станции Фрязево.


Планы строительства трамвая в Богородске существовали до революции 1917 года, но реализованы были при социализме. Богородск стал третьим городом СССР, где «с нуля» был построен трамвай — после Старой Руссы и Баку.

В период «предистории» Богородского трамвая, до начала реального строительства, существовали намерения построить междугородную трамвайную линию Богородск — Москва вдоль Владимирского тракта.

Строительство трамвая началось в 1923 году. Движение было открыто 2 марта 1924 года.

В романе И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» описан пуск трамвая в вымышленном Старгороде. Есть мнение, что прототипом Старгорода был реально существующий Богородск.

На момент строительства трамвая Богородск был небольшим городом с населением 30 тысяч жителей. Факт строительства трамвая в таких городах — очень неординарное явление.

Изначально была открыта линия Истомкино (западная окраина) — центр города — Глухово (фабричный район на северо-востоке). Депо было построено в Истомкино. В 1937 году линия была продлена от Глухово до посёлка Октября.

В 1962 году была открыта «боковая» ветвь от площади Ленина (Глухово) на восток, до посёлка Ильича. Период с 1962 по 1972 год был единственным временем, когда Ногинский трамвай состоял не из одной линии, и работало два маршрута.

В 1972 году был открыт участок от Истомкино до Доможирово (крайний запад города). Но почти одновременно была закрыта линия площадь Ленина — посёлок Ильича. Повод для закрытия — линия, построенная по временной схеме, была признана небезопасной.

С 1972 года в городе одна линия без каких-либо ответвлений. Но в Доможирово — небольшое кольцо по тихим улицам, которые имеют типичный сельский облик. Длина линии с учётом закольцовки в Доможирово — 12 километров.

Трамвайная линия с первого до последнего дня работы являлась однопутной, с разъездами. Так — на всём протяжении, исключений не было. Более того — линия была преимущественно с деревянными опорами контактной сети. С 1990-х годов их постепенно меняли на металлические.

Однако сам по себе факт однопутности не является недостатком. Может быть даже достоинством: требуется меньше места, существенно сокращаются расходы на содержание пути. При правильной организации движения на однопутной линии можно поддерживать интервал 7 минут в каждую сторону, пример чему — Евпатория.

В 1984 году случился большой пожар в трамвайном депо. Выгорела половина имевшихся в городе трамвайных вагонов. Трамвайное движение не прерывалось.

Здание депо было восстановлено в сильно видоизменённом виде. Внешне оно стало гораздо более скромным. Вместо трёх путей стало два.

Ещё в «позднем» СССР, в конце 1980-х годов, Ногинский трамвай находился в глубоком кризисе и был под угрозой закрытия. В 1990-91 годах была остановка движения почти на год.

Главой Ногинского района с 1991 года являлся Владимир Лаптев. Он — публичная фигура, пытался распространить свою известность за пределы района. Много раз давал интервью, в которых однозначно высказывался за сохранение трамвая. Говорил, что трамвай — главная ценность района, и его надо обязательно спасти.

На официальном уровне высказывались намерения развития сети. Планировались к постройке новые линии: по улице Декабристов от центра города до существующего кольца «Посёлок Октября», восстановление линии от площади Ленина на Посёлок Ильича, линия на Электросталь. Линия по улице Декабристов была бы очень востребована и обеспечила бы высокий пассажиропоток.

Трудно сказать, держался ли трамвай в 1990-е и 2000-е годы «благодаря» Лаптеву или «вопреки» ему. На этот счёт есть разные мнения. В заслугу Лаптеву ставят возобновление движения в 1991 году и последующую поддержку работы системы. Но закрытие трамвая произошло тоже при Лаптеве.

С 1 сентября по 4 ноября 2003 года трамвайного движения не было в связи с ремонтом пути.

Тогда же, в конце 2003 года, перестал работать последний вагон РВЗ. Изначально были планы использовать этот вагон до 1 января 2004 года. Затем он должен был быть отставлен от регулярной работы, пройти ремонт и сохраняться в депо в качестве музейного экспоната, иногда, по праздникам, выходя на линию.

Но незадолго до предполагавшейся даты прекращения эксплуатации вагон сгорел прямо на линии, на площади Бугрова. Восстанавливать его не стали.

В 2015 году Лаптев ушёл с поста главы Ногинского района. О закрытии трамвая на словах сожалел и продолжает сожалеть. Уверяет, что делал всё возможное для того, чтобы это не случилось. И добиться восстановления, якобы, оказалось не в его силах.

Преемники Лаптева на властном посту уже не являются сторонниками трамвая даже на словах.

Долгие годы Ногинский трамвай принадлежал организации «Мособлэлектротранс», управление которой находится в городе Коломна. В Коломне с 1948 года действует вторая и последняя трамвайная система Московской области. Всего лишь две системы городской железной дороги на регион с более чем шестимиллионным населением.

В отличие от Ногинска, в Коломне разветвлённая сеть трамвая, двухпутные линии и работа в режиме «наземного метро». Закрытие трамвая с 1 апреля 2011 года было связано с тем, что Коломна избавлялась от «убыточного актива». Ногинскому трамваю должны были найти нового эксплуатанта — но не сделали это.

Все слова о непосильных затратах являются наглой ложью. Необходимость замены вагонов — не оправдание. Москва готова была предоставить качественные трамвайные вагоны бесплатно. Путь не был критически изношенным. Благодаря тому, что линия однопутная, затраты на её содержание ниже, чем в других трамвайных системах. И главное — Московская область является самодостаточным, богатым регионом!

18 сентября 2016 года был проведён местный референдум с вопросом: «вы за или против восстановления трамвая». За — 34 процента голосов, против — 61 процент. Участвовало менее половины зарегистрированных избирателей.

Невозможно поверить, что в городе было столько спятивших мудаков. Несомненно, итоги сфальсифицированы и сделаны такими, какими их желала видеть власть.

Между тем, в Богородске есть немало достойных людей, борющихся за спасение трамвая. Которые посвящают этому все свои силы, средства и время.

Состояние на 2017 год: трамвайную линию организованно не разбирали. Но на некоторых участках пути самовольно застроены или заасфальтированы.

В трамвайном депо размещаются различные полулегальные организации и стоят трамвайные вагоны. Впрочем, эти вагоны едва ли пригодны для работы с пассажирами. Для восстановления движения нужно будет получить более современные вагоны из Москвы.

Что произошло потом — написано выше.


19 августа 2018 года. Фотодокументирование всей полуразобранной и активно разбираемой на тот момент трамвайной линии от начала до конца. Начал на «Посёлке Октября», закончил в Доможирово.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЕПО)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2018 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    












31.03.2011 © С. Болашенко


назад

на главную страницу