ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ГОЛУТВИН — ОЗЁРЫ









Железнодорожная линия Голутвин — Озёры находится в Московской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 40 километров. Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Московская железная дорога.

На линии есть следующие раздельные и остановочные пункты: Бачманово, станция 6 км, Сычёво, Лысцовская, Семёновский, 18 км, станция Карасёво, Кудрявцево, Даниловская, 30 км, 38 км, станция Озёры.

Железнодорожная линия была открыта в 1893 году. Основная цель строительства — транспортное обеспечение текстильных фабрик в большом селе Озёры. В первые годы ХХ века село Озёры, официально называвшееся Озерки, входило в число крупнейших промышленно-торговых центров Московской губернии. С 1925 года — город Озёры.




Расписание движения поездов на лето 1897 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).




Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).




Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).

Я впервые проехал по линии в апреле 1997 года. Утренним поездом Голутвин — Озёры, затем через понтонный мост через Оку добираюсь до Зарайска.

Станция Озёры изобиловала духом разрухи. Текстильный комбинат, которым славился город Озёры, на тот момент уже не работал. По моим впечатлениям, грузовых перевозок тут не было, все подъездные пути были ржавыми и непригодными для движения. Впрочем, едва ли это было верным — как минимум, изредка на станцию завозили уголь для котельной.

Пригородный поезд сообщением Голутвин — Озёры на тот момент состоял из тепловоза ЧМЭ3 и нескольких плацкартных вагонов. Местные жители называли поезд «Качура». Это прозвище очень старое, его происхождение не выяснено. Есть мнение, что от фамилии первого машиниста, другая версия — от слова «катиться».

В последние годы своего существования поезд локомотивной тяги Голутвин — Озёры с прозвищем «Качура» был грязным, неухоженным и «беспредельным». На него выдавали самые низкосортные вагоны, «отъездившие» десятки лет в составе поездов дальнего следования и отправленные сюда перед списанием. Периодически наблюдался массовый проезд людей на крышах вагонов — линия становилась «уголком Индии в России». Я такого не видел, но встречал несколько упоминаний.

Пассажиропоток здесь на протяжении большей части года небольшой. Но в дачный сезон, особенно по пятницам и воскресеньям, может возрастать в десять раз, так как вдоль линии находятся массивы садовых участков жителей города Коломна.

В начале 1990-х годов очень кратковременно было движение прямого пригородного поезда на локомотивной тяге сообщением Москва-Казанская — Озёры. В отличие от линии Кривандино — Рязановка, где прямой поезд из Москвы существовал десять лет (летом, одна пара в неделю), здесь это было единицы раз. И смысла действительно было мало — у станции Рязановка есть дачные массивы жителей Москвы, а вдоль линии Голутвин — Озёры есть только дачные массивы жителей Коломны.

По состоянию на лето 2003 года, отмечалось движение движение пассажирского поезда в составе тепловоза ЧМЭ3 и шести вагонов.

В 2005 году на линии Голутвин — Озёры вместо поезда локомотивной тяги начали курсировать автомотрисы РА1. Это был один из первых участков, где они стали перевозить пассажиров. До этого были только кратковременные экспериментальные перевозки в Дубне и на линии Графская — Рамонь.

Зимой курсировала сплотка из двух РА1, летом — из трёх РА1. Но и этого порой не хватало, автомотрисы были забиты битком. Автомотрисы РА1 некомфортны для пассажиров, а в эксплуатации, вполне возможно, обходятся дороже состава локомотивной тяги.

Движение РА1 продолжалось недолго. Вскоре их заменил дизель-поезд РА2. Это намного более «приличная» машина, чем «консервная банка» РА1. Максимальная составность — четыре вагона, благодаря чему давки в дачный сезон стало меньше.

Линия Голутвин — Озёры тоже была одним из первых или первым местом, где дизель-поезда РА2 стали перевозить пассажиров. Это произошло в конце 2007 года.

РА1 и особенно РА2 были «сырыми», ненадёжными изделиями. Они часто выходили из строя и требовали многодневного внепланового ремонта. Поэтому примерно до 2010 года нередко дизель-поезда заменяла старая «Качура» — тепловоз ЧМЭ3 и пассажирские вагоны.

С 5 июня 2016 года на линии Голутвин — Озёры стал перевозить пассажиров дизель-поезд ДПМ (770.10), построенный Мытищинским машиностроительным заводом при сотрудничестве со швейцарской компанией «Stadler». Он резко отличается от поездов РА2 — это «тяжеловесное» изделие составностью 5 вагонов. Для пассажира поезд комфортный, имеет западноевропейский стиль.

Поезд был построен в 2013 году и навечно останется единственным. Модель не пошла в серийное производство.

Дизель-поезд ДПМ часто приходилось отправлять на техническое обслуживание — как плановое, так и внеплановое, из-за возникающих проблем. В это время на линии работал «подменный» дизель-поезд РА2.

С 2016 года на линии неоднократно отменяли пассажирское движение под предлогом технических проблем с дизель-поездом и отсутствия подвижного состава для замены. Причём отмены происходили по принципу «то густо, то пусто». Сегодня четыре пары ежедневных поездов плюс пятая по выходным дням, что является огромным объёмом для такой линии — а завтра ноль поездов. Стандартным действием в таких случаях является постепенное сокращение объёма движения, но такого здесь не было.

Я сделал первые фотографии этой железнодорожной линии лишь 2 сентября 2017 года. Прохожу с тотальной фотодокументацией от станции Голутвин немного дальше станции 6 километр.

12 сентября 2017 года прохожу с тотальной фотодокументацией от того места, где закончил фотодокументацию 2 сентября до платформы 18 км в посёлке Лесной. Оттуда уезжаю дизель-поездом ДПМ в Бачманово. Предполагалось продолжить фотодокументацию до Озёр, но это не было сделано.

По состоянию на начало 2020 года, на линии есть пассажирское движение в виде пригородных поездов сообщением Голутвин — Озёры. Это одна из трёх тупиковых неэлектрифицированных линий в Московской области, имеющих пассажирское движение. Другие — Кривандино — Рязановка и Кубинка — Парк Патриот три дня в году.

Но ситуация тут очень непростая. Начиная с 2016 года, пассажирское движение не раз отменяли. Можно сбиться со счёта, сколько раз это было — едва ли не десяток! Последняя отмена движения продлилась с 13 октября по 23 декабря 2019 года, причём изначально его возобновление было обещано не раньше весны 2020 года.

Начиная с 23 декабря 2019 года на линии перевозит пассажиров трёхвагонный дизель-поезд РА3. Это новая машина производства Мытищинского машиностроительного завода. Более современная и комфортная, чем РА2. В отличие от ДПМ, она точно не останется единственной — РА3 начали перевозить пассажиров также в Брянской области и на Сахалине.

Будущее этой линии вызывает тревогу. На подобных линиях в России прошла обвальная, беспощадная ликвидация пассажирских перевозок. Враги Родины и народа «прошлись с косой» почти всюду: Дорошиха — Васильевский Мох, где было такое же массовое движение на дачи в пригороде большого города, Ваулово — Варегово, Семибратово — Гаврилов Ям, Суземка — Трубчевск, Ржава — Обоянь, Коренево — Рыльск, Графская — Анна, Оборона — Эртиль, Иноковка — Инжавино, Вертуновская — Беково и далее до бесконечности. Редкие исключения: Голутвин — Озёры, Кривандино — Рязановка, Ушинский — Касимов и немногое другое.

Периодическая отмена поездов, вероятно, ставит цель «приучить» население жить без поездов и снизить пассажиропоток, чтобы затем отменить движение окончательно, объяснив это тем, что никто не ездит.

Кроме пассажирского движения, на линии есть незначительное грузовое движение. Станции с грузовой работой: 6 километр и Озёры. Станция 6 километр обслуживает несколько промышленных предприятий города Коломна. Это единственная на линии станция, оборудованная электрической централизацией стрелок.

Уникальная особенность линии Голутвин — Озёры: одновременно с обычной эксплуатацией, с обычным пассажирским и грузовым движением, она служит также испытательным полигоном для обкатки новых тепловозов производства Коломенского тепловозостроительного завода, расположенного у станции Голутвин. Вблизи начальной точки линии находится ВНИКТИ (Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава), который занимается испытаниями локомотивов совместно с «Коломзаводом».










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ, ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ ВНИКТИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (БАЧМАНОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ 6 КМ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СЫЧЁВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЛЫСЦОВСКАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СЕМЁНОВСКИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2017 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (18 КМ, БАЧМАНОВО)
   









02.01.2020 © С. Болашенко


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.