Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ САЗОНОВО — ПИЛЕВО







Протяжённость железнодорожной линии Сазоново — Пилево составляет 33 километра. Железнодорожная линия пролегает по территории Шатурского района Московской области и Клепиковского района Рязанской области. К югу от станции Пилево находится короткий подъездной путь до станции Мещера, принадлежащей Мещерскому торфопредприятию (протяжённость — около 1500 метров).

По состоянию на 2006 год, железнодорожная линия относится к Московско-Рязанскому отделению Московской железной дороги. Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, нигде не электрифицирована. На линии есть одна промежуточная станция — Сороковой Бор. На некоторых картах эта станция подписана как Сильма, согласно всем известным документам железной дороги и табличке на здании ДС — станция называется именно Сороковой Бор. Начальный пункт линии — станция Сазоново, расположенная на линии Кривандино — Рязановка.

История линии началась со строительства подъездного пути от станции Сазоново до посёлка Радовицкий Мох. Он был построен в 1950-х либо 1960-х годах. Линия Сазоново — Радовицкий Мох была ведомственной. Владелец линии не выяснен. Основное назначение линии — обслуживание деревообрабатывающего завода и других предприятий посёлка Радовицкий Мох.

В 1970-х годах было принято решение о строительстве линии Сазоново — Пилево с использованием части линии Сазоново — Радовицкий Мох. В том месте, от которого линия Сазоново — Пилево использовала новую трассу (вместо использования линии Сазоново — Радовицкий Мох) была построена станция Сороковой Бор. Ранее построенный участок от Сазоново до Сорокового Бора был реконструирован. Радовицкий Мох превратился в конечный пункт небольшого ответвления.

Железнодорожная линия была построена главным образом для вывоза торфа, добытого Мещерским торфопредприятием. Мещерское торфопредприятие находится в посёлке Болонь, вблизи станции Пилево.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), дата ввода в эксплуатацию станций Сороковой Бор и Пилево (широкой колеи) — 1976 год. Уникальность линии Сазоново — Пилево состояла в том, что станция Пилево фактически была «врезана» в существовавшую с 1899 года одноимённую станцию узкоколейной железной дороги общего пользования (Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги).

На протяжении примерно 15 лет, до начала 1990-х годов, пути широкой и узкой колеи на станции Пилево лежали рядом, имелось несколько одноуровневых пересечений. Станция Пилево обозначалась в атласах и схемах железных дорог как междорожный стык. Пути широкой колеи принадлежали Московской железной дороге, узкой колеи — Горьковской железной дороге. Однако границы железных дорог в общепринятом понимании в силу разной ширины колеи здесь быть не могло.

Помимо узкоколейной железной дороги общего пользования Тумская — Рязань-Пристань, к станции Пилево подходила также узкоколейная железная дорога Радовицкого транспортного управления, её линии пролегали в западном направлении — в сторону Рязановки (на протяжении нескольких километров от Пилево пути широкой и узкой колеи лежали рядом), и в восточном направлении — в сторону посёлка Болонь и торфоразработок. До появления железной дороги широкой колеи Сазоново — Пилево добытый вблизи Болони торф доставлялся по узкой колее в Рязановку. Но и после появления широкой колеи ещё долгое время связь по узкой колее между Болонью и Рязановкой сохранялась.

При строительстве линии Сазоново — Пилево предполагалось, что на ней будет пассажирское движение. На станции Пилево был построен вокзал и пассажирская посадочная платформа. Станции Сороковой Бор и Пилево на протяжении некоторого времени отображались в схемах линий пригородного сообщения Московской железной дороги. Однако планы не осуществились, регулярного пассажирского движения на линии никогда не было.

Существование пригородного движения на линии Сазоново — Пилево не могло бы быть менее оправданным, чем на линии Кривандино — Сазоново — Рязановка. Особенно нуждался бы в обслуживании пригородными поездами посёлок Радовицкий Мох (на картах — Радовицкий), относящийся к Шатурскому району Московской области и не имеющий нормального сообщения с районным центром. Добраться из посёлка Радовицкий Мох до Шатуры можно с пересадками на двух автобусах за 2,5—3 часа.

Посёлок Рязановка, с 1940-х годов обслуживаемый пригородными поездами, находится на территории Егорьевского района, но маршрут пригородных поездов связывает его с Шатурским районом (в Егорьевский район по железной дороге не попасть). Такая ситуация выглядит ненормально — ощутимый пассажиропоток всегда существует между посёлком без статуса районного центра и центром района, в котором данный посёлок находится. Пассажиропоток всегда почти отсутствует в направлении центра «чужого» района.

Непосредственно через посёлок Радовицкий Мох железнодорожная линия Сазоново — Пилево не пролегает, однако расстояние от неё до застроенной территории посёлка невелико (менее 500 метров). В том месте, где линия максимально приближается к посёлку, мог бы быть создан остановочный пункт.


По состоянию на июль 2006 года, на линии существовало регулярное грузовое движение. Как правило, грузовой поезд следовал ежедневно. С поездами работал тепловоз ЧМЭЗ, приписанный к депо Москва-Сортировочная. Машинисты являлись жителями Шатуры. Утром грузовой поезд прибывал из Кривандино на станцию Пилево. После кратковременной остановки на ней вагоны подавались под загрузку на ведомственную станцию Мещера, находившуюся на подъездном пути Мещерского торфопредприятия (его протяжённость составляла менее 2 километров). Собственных локомотивов широкой колеи у Мещерского торфопредприятия не было — на подъездном пути работал тот же тепловоз ЧМЭЗ, который приводил вагоны со станции Кривандино.

Загрузка вагонов торфом занимала 2-3 часа. Около 13 часов поезд отправлялся со станции Пилево на Кривандино. При отсутствии погрузки на станции Сороковой Бор весь путь от Пилево до Кривандино мог быть пройден без остановок.

На станции Сороковой Бор сохранялось путевое развитие, работал дежурный по станции. Здесь осуществлялась минимальная грузовая работа — велась погрузка в вагоны торфа, добытого торфопредприятием «Радовицкий Мох» (объём погрузки торфа здесь был в десятки раз меньшим, чем на станции Мещера, оборудованной механизированными перегружателями). На станцию торф доставлялся автомобилями, складывался в штабель (караван), из которого загружался в вагоны подъёмным краном.

Подъездной путь от станции Сороковой Бор до посёлка Радовицкий Мох, когда-то обслуживавший Радовицкий деревообрабатывающий завод, был разобран (в 1999 году автор застал его недействующим). Радовицкий деревообрабатывающий завод, тем не менее, работал — доставка сырья и вывоз готовой продукции осуществлялись исключительно автотранспортом.

Подъездной путь длиной около 2 километров, связывавший станцию Пилево с посёлком Болонь, был разобран в 1990-х годах. Его назначение выяснить не удалось.


...Железнодорожная линия Сазоново — Пилево работала до осени 2008 года. Затем перегрузка торфа на широкую колею прекратилась в связи отказом от топливного торфа Шатурской ГРЭС (являвшейся основным потребителем торфа, добытого вблизи Болони и Рязановки). Это привело к закрытию трёх торфопредприятий, потере работы многими жителями «торфяных» посёлков, ликвидации примерно 150 километров линий узкоколейных железных дорог, переходу железнодорожной линии Кривандино — Рязановка из категории одного из немногих прибыльных малодеятельных участков в категорию «безнадёжно» убыточного (со всеми вытекающими последствиями в виде возможного закрытия), а также к прекращению движения на железнодорожной линии Сазоново — Пилево (с «перспективой» полного уничтожения).

По состоянию на лето 2009 года, железнодорожная линия Сазоново — Пилево законсервирована. Рельсы пока лежат на всём протяжении, однако стрелочные переводы на станции Сазоново демонтированы, станция Сазоново закрыта. Таким образом, участок оторван от железнодорожной сети. Путь зарастает травой и медленно разрушается.


По состоянию на октябрь 2012 года, линия Сазоново — Пилево находилась в стадии уничтожения. Рельсы были полностью сняты на станции Сороковой Бор, а также на отдельных участках перегонов. Скорее всего, рельсы были украдены, причём масштаб воровства — гигантский.

Здание ДС на станции Сороковой Бор было заперто, вскрыть его ещё не успели. Здание ДС на станции Пилево смогли вскрыть. Внутри оно было полностью разграблено.


Скорее всего, в близком будущем железнодорожная линия Сазоново — Пилево будет полностью разобрана.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ САЗОНОВО)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ У СТАНЦИИ САЗОНОВО,
     ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ СТАНЦИИ САЗОНОВО ДО ПЕРЕЕЗДА У ДЕРЕВНИ ПРУДЫ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (УЧАСТОК ОТ СТАНЦИИ САЗОНОВО
     ДО ПЕРЕЕЗДА У ДЕРЕВНИ ПРУДЫ, СТАНЦИЯ СОРОКОВОЙ БОР)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ СОРОКОВОЙ БОР, ПЕРЕЕЗД К ВОСТОКУ ОТ СТАНЦИИ СОРОКОВОЙ БОР)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ СТАНЦИИ СОРОКОВОЙ БОР ДО ПЕРЕЕЗДА У ДЕРЕВНИ ПРУДЫ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШАЯ ПРОХОДКА ОТ СТАНЦИИ СОРОКОВОЙ БОР ДО ПЕРЕЕЗДА У ДЕРЕВНИ ПРУДЫ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ПИЛЕВО)
   











09.01.2010 © С. Болашенко


назад

на главную страницу