Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АЛФЁРОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ







Алфёровское торфопредприятие находилось в посёлке Решетниково Клинского района Московской области. Южная часть посёлка Решетниково, в которой располагалась контора торфопредприятия, всеми местными жителями именуется Алфёрово, однако на официальном уровне это название не признано. Торфопредприятию принадлежала узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.


За предоставление сведений о ранней истории узкоколейной железной дороги благодарю Сергея Костыгова.

Лесистая, заболоченная местность к северу от города Клина — один из старейших в России районов торфодобычи. Разработка Саньковского торфоболота началась в 1898 году.

Согласно публикации «История города Высоковска», в 1910 году была открыта линия узкоколейной железной дороги от Саньковского торфоболота до Высоковской прядильно-ткацкой фабрики (будущий город Высоковск). Станция в Высоковске позднее стала называться Высоковск II, чтобы отличить её от ширококолейной станции.

По линии Саньково — Высоковск топливный торф поступал на Высоковскую прядильно-ткацкую фабрику.

В 1921 году были построены другие линии узкоколейной железной дороги. Они находились на Решетниковском торфомассиве (район посёлка Туркмен). Затем были построены линии на Южно-Алфёровском торфомассиве (к западу от посёлка Решетниково).



Три сети узкоколейных железных дорог первоначально не были взаимосвязаны.

В 1927 году строится линия узкоколейной железной дороги от Решетниковского торфомассива до станции Завидово Петербурго-Московской железной дороги (Тверская область). Появился посёлок торфодобытчиков Первое Моховое. Он был расположен в 4 километрах западнее станции Завидово.

В конце 1930-х годов появляется ширококолейная линия Решетниково — Туркмен. В Туркмене создаётся пункт перегруза торфа в вагоны широкой колеи, а линия на Завидово разбирается «за ненадобностью».

Соединение сетей узкоколейных железных дорог Алфёровского и Саньковского торфопредприятий посредством строительства участка Фрезгараж (1-я полевая база) — 2-й посёлок Саньково было осуществлено в 1956 году.

В 1965 году был построен участок Бушуй — Витино (станция узкоколейной железной дороги Витино находится в посёлке Туркмен), благодаря чему соединились сети узкоколейных железных дорог Алфёровского и Решетниковского торфопредприятий.

В конце 1960-х годов ликвидируется торфоперегруз в Туркмене (вместо него было решено использовать перегруз в Решетниково), выводится из эксплуатации линия широкой колеи Решетниково — Туркмен. Значительная часть этой железнодорожной линии была разобрана. Её начальный участок использовался в качестве отстойника для пассажирских вагонов.

В 1970 году решено прекратить поставку торфяного топлива на Высоковскую прядильно-ткацкую фабрику. Сразу же после этого разбирается линия Саньково — Высоковск — снова «за ненадобностью»…

Добыча торфа на Саньковском торфомассиве в связи с его выработкой к концу 1970-х годов была прекращена. Из пяти «номерных» посёлков Саньково остаётся лишь 3-й. Остальные выселяются и ликвидируются. С 1980-х годов бывший 3-й посёлок известен как «просто» Саньково. Ради сообщения с этим посёлком была сохранена линия узкоколейной железной дороги к нему — от станции Торфяная (Решетниково) через Фрезгараж (1-я полевая база). Остальные пути на Саньковском торфомассиве вскоре разобрали.

На протяжении 1980-х годов велась активная добыча торфа на Южно-Алфёровском торфомассиве. Торф поставлялся на Калининскую ТЭЦ (город Калинин, с 1990 года — Тверь). В Решетниково работал брикетный завод.

Поддерживалось ежедневное пассажирское сообщение по маршрутам Решетниково (станция Торфяная) — Саньково и Решетниково (станция Торфяная) — Туркмен (станция Витино).

В конце 1980-х годов пункт перегрузки торфа на широкую колею в посёлке Решетниково был закрыт. Соответственно, поставка торфа на электростанции стала невозможна.

В первой половине 1994 года (не позднее июня) прекратилось пассажирское движение на Туркмен. Вместо поезда был пущен автобус. Участки узкоколейной железной дороги от разъезда Бушуй до Туркмена были частично разобраны, частично ещё несколько лет стояли без движения, постепенно разрушаясь и зарастая кустарниками.

В июне 1994 года в пассажирском поезде сообщением Торфяная — Саньково проезжает будущий автор этого сайта.

В конце 1995 года было окончательно ликвидировано пассажирское сообщение — перестают курсировать поезда на Саньково. На участке Фрезгараж (1-я полевая база) — Саньково узкоколейная железная дорога разбирается, на её месте прокладывается автодорога.

В 1996—1999 годах сохранялось регулярное грузовое движение (вывоз торфа) по последним оставшимся участкам: Торфяная — 3-й пост — Фрезгараж (1-я полевая база) и 3-й пост — Бушуй. Объём добычи торфа был незначителен. Торф поступал лишь на брикетный завод в Решетниково. На самом грузонапряжённом участке Торфяная — 3 пост — Фрезгараж (1-я полевая база) ещё в 1999 году вели ремонт пути и укладывали новые шпалы.

В 2000 году движение по узкоколейной железной дороге практически прекращено. Брикетный завод в Решетниково уже не работал, котельную перевели на газовое топливо. Некоторое время сохранялась надежда, что всё восстановится. Но этого не произошло. В 2002 году началась окончательная разборка путей.



По состоянию на 5 апреля 2003 года, оставалось менее одного километра рельсового пути. Было ясно, что в самое ближайшее время разборку пути завершат. Подвижной состав тогда ещё оставался, но готовился к вывозу в качестве металлолома.














ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ДОКУМЕНТЫ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2003 ГОДУ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (РАЗРУШЕННАЯ СТАНЦИЯ ТОРФЯНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ОБЪЕКТЫ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ГОРОДЕ ВЫСОКОВСКЕ)    












04.2003 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу