УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СЕРПУХОВ — УГОДСКИЙ ЗАВОД









Серпуховская узкоколейная железная дорога (название документально не подтверждено) пролегала по направлению город Серпухов — окрестности села Угодский Завод. Ныне это город Жуков, центр Жуковского района Калужской области.

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1900 году. Главная линия пролегала в западном направлении от города Серпухова — на посёлок Станки, и далее в лесные массивы.

Серпуховская узкоколейная железная дорога была не только лесовозной — в черте города Серпухова она соединяла пять текстильных фабрик, между которыми перевозился хлопок, пряжа и другие грузы. Позднее перевозился также бурый уголь от угольной шахты. Ветвь к шахте начиналась на разъезде Буриновский, пролегала в южном направлении.

В свои лучшие времена, которыми можно считать 1930-е годы, эта узкоколейная железная дорога имела большое экономическое значение. Магистральная линия была продлена почти до Угодского Завода. От неё отходили многочисленные ветки. На узкоколейной железной дороге было хорошо развито пассажирское сообщение. В 1931 году она перевезла 113,2 тыс. пассажиров, в 1934 году — 164,7 тыс.

К середине 1930-х годов лесные грузы составляли менее половины в общем грузопотоке узкоколейной железной дороги. Фактически она становилась железной дорогой общего пользования.

Узкоколейная железная дорога благополучно пережила Великую Отечественную войну. Но её дальнейшая судьба оказалась печальной. Серпуховская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в середине 1960-х годов. Названный властями предлог для этого — исчерпание запасов леса, появление автодорог.

В последние годы работы узкоколейная железная дорога имела пересечение с железной дорогой широкой колеи Серпухов — Протвино.

В 1975 году в непосредственной близости от разобранной узкоколейной железной дороги был основан наукоград Оболенск.

Сохранился огромный железобетонный мост через реку Аложа у деревни Трояново, депо в Серпухове и Станках, многие другие сооружения.

Исследованием истории узкоколейной железной дороги всерьёз занимался местный краевед Александр Лаврентьев. Он издал книгу «По следам Серпуховской узкоколейной железной дороги».




Разобранная узкоколейная железная дорога у пересечения с железной дорогой широкой колеи Серпухов — Протвино.
21.04.2013




Разобранная узкоколейная железная дорога у пересечения с железной дорогой широкой колеи Серпухов — Протвино.
21.04.2013





На мой взгляд, узкоколейная железная дорога обязательно должна быть восстановлена в качестве достопримечательности. Хотя бы на небольшом участке вблизи Оболенска.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    












12.04.2008 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика