ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СОЛНЕЧНАЯ — НОВОПЕРЕДЕЛКИНО








Железнодорожная линия Солнечная — Новопеределкино находится на административной территории города Москвы, за Московской кольцевой автодорогой.

Местонахождение железнодорожной линии — район Солнцево (бывший город Солнцево) и посёлок Западный. Станция Новопеределкино находится в посёлке Западный, на значительном удалении от жилого района Новопеределкино.

Протяжённость железнодорожной линии составляет: 2,4 км от станции Солнечная до южного торца платформы Новопеределкино, 4,1 км — от станции Солнечная до физического крайнего пункта на месте бывшего хранилища жидкого хлора Западной водопроводной станции.

Железнодорожная линия необычна тем, что на ней в 2013 году было открыто движение пригородных электропоездов. Никогда ранее пассажирского движения на ней не было. На фоне общероссийской тенденции варварского уничтожения пригородных перевозок, на фоне повсеместного прекращения пассажирского движения по тупиковым линиям, здесь произошло обратное.



Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1987 году.



Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1987 году.



Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной ориентировочно в 2001 году.



Железнодорожная линия на схеме станции Солнечная, составленной в 2000-х годах.


Железнодорожная линия построена ориентировочно в начале 1960-х годов. Её появление было связано со строительством Западной водопроводной станции.

Западная водопроводная станция открыта в 1964 году. Станция производит очистку воды для московского водопровода. Неподготовленная вода поставляется на Западную водопроводную станцию через подземный водовод из Москвы-реки, берущий начало вблизи населённого пункта Барвиха.

Одновременно со станцией был построен посёлок Западный, в котором проживали её работники. Сходные посёлки имелись при других водопроводных станциях: Рублёво, Восточный и Северный. Эти посёлки административно подчинялись Москве, имели неплохой уровень благоустройства.

Начальный пункт железнодорожной линии на Западную водопроводную станцию — станция Солнечная. Она открыта в 1899 году. Первоначальное название — Суково. Переименована в 1965 году под предлогом «неблагозвучия» исторического названия.

Рядом со станцией Суково в 1938 году появился дачный посёлок Солнцево. Переименовать станцию в Солнцево было нельзя, так как станция с таким названием имеется в Курской области.

В 1971 году Солнцево стало городом. В 1984 году город Солнцево вместе с посёлком Западный был присоединён к Москве.

«Солнцевская» железнодорожная ветвь, протянувшаяся на 4 километра от станции Солнечная до складов Западной водопроводной станции, имела достаточно активное грузовое движение. Многие годы все водопроводные станции Москвы использовали технологию хлорирования воды. На все водопроводные станции по железной дороге в цистернах завозился жидкий хлор.

В 2009 году Западная водопроводная станция перестала использовать хлор. Это привело к резкому сокращению объёма грузового движения по «Солнцевской» железнодорожной ветви. Крайний южный участок линии с того времени почти не действует. На месте хранилища жидкого хлора был создан приют для безнадзорных животных.

На северном участке «Солнцевской» железнодорожной ветви сохранялось грузовое движение до различных промышленных предприятий.

В 2012 году власти города Москвы приняли необычное и прогрессивное решение: реконструировать «Солнцевскую» железнодорожную ветвь, построить на ней пассажирскую станцию и открыть движение ускоренных электропоездов до Киевского вокзала.

Для современной России — это удивительное решение. С 2004 года имели место случаи реконструкции и строительства железнодорожных линий до крупных аэропортов. Но в данном случае — это линия не к аэропорту, а к обычному жилому району.

Следует отметить, что Солнцево, Западный и Новопеределкино — районы с крайне проблемным транспортным сообщением. Строительство метро здесь планируется с 1980-х годов — но метрополитен откроется в лучшем случае в 2020 году, так казалось на 2013 год. Автобусный транспорт из-за перегруженности дорог стал бессмысленным и бесполезным.

Почти единственное транспортное сообщение здесь — электропоезда на магистральной железнодорожной линии. На ней имелись три остановки: Востряково (с 2010 года — Сколково, с 2019 года Мещерская), Солнечная, Переделкино. Добираться к ним большинству жителей приходилось медленными и неудобными автобусами. Условия проезда в низкокатегорийных электропоездах были и остаются ужасными.

Власти города Москвы смогли договориться с ОАО «РЖД» о реконструкции «Солнцевской ветви». В 2012 году и в первой половине 2013 года была проделана большая работа. На двух километрах линии было полностью заменено верхнее строение пути. Была построена пассажирская станция Новопеределкино, здание вокзала. Участок от Солнечной до новой станции Новопеределкино был электрифицирован.

Подверглась реконструкции станция Солнечная на главном ходу Московско-Киевской железной дороги. До 2013 года на ней имелись две «островные» пассажирские платформы, то есть расположенные между путей. Доступ на платформы был разрешён исключительно по переходному мосту. Для пассажиров использование этой станции было неудобно.

В ходе реконструкции была построена третья платформа, предназначенная специально для электропоездов маршрута Москва — Новопеределкино. Эта платформа — боковая. С новой платформы можно удобно и быстро выйти в город.

1 августа 2013 года было открыто движение электропоездов по новому маршруту Москва-Киевская — Солнечная — Новопеределкино. Появилась новая пассажирская тупиковая ветвь. Её длина скромная — немногим больше двух километров. Но это — историческое событие в масштабах страны!

Московские власти, по моему мнению, поступили правильно во всех отношениях. Особого уважения заслуживает тот факт, что электропоезда, курсирующие на Новопеределкино — не стандартные «зелёные корыта», а комфортабельные составы с удобными мягкими креслами. При этом стоимость проезда — низкая, на уровне одной поездки в автобусе.

Железнодорожная линия формально была и остаётся одним из путей станции Солнечная. Новопеределкино — формально платформа в границах станции Солнечная.

При взгляде на карту «само собой» напрашивается продление железной дороги дальше на юг — до городов Московский и Троицк. Они не имеют железной дороги, транспортное сообщение с ними проблемное. Будет ли это осуществлено — сказать трудно.

С 17 апреля 2017 года на маршруте Москва-Киевская — Новопеределкино началось использование новых электропоездов ЭГ2Тв производства Тверского вагоностроительного завода. Это первое место, где такие электропоезда работают с пассажирами.

В 2014 году московские власти приступили к «форсированному» строительству Солнцевского радиуса Московского метрополитена. И 30 августа 2018 года в «замкадном» районе Солнцево было открыто сразу пять станций метро. Это произошло даже раньше, чем многие рассчитывали.

Несмотря на это, движение электропоездов по маршруту Москва-Киевская — Новопеределкино сохранилось в прежнем объёме.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ОТПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ЭД4МК-0074 С КИЕВСКОГО ВОКЗАЛА,
     ПОЕЗДКА В ЭЛЕКТРОПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ НОВОПЕРЕДЕЛКИНО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ НОВОПЕРЕДЕЛКИНО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (СТАНЦИЯ НОВОПЕРЕДЕЛКИНО, ЛИНИЯ К ЮГУ ОТ НОВОПЕРЕДЕЛКИНО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (УЧАСТОК НОВОПЕРЕДЕЛКИНО — СОЛНЕЧНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (УЧАСТОК НОВОПЕРЕДЕЛКИНО — СОЛНЕЧНАЯ, СТАНЦИЯ СОЛНЕЧНАЯ)
   









28.01.2014 © Автор «Сайта о железной дороге»

назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика