ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КУПАВНА — СТАРАЯ КУПАВНА







Железнодорожная линия Купавна — Старая Купавна находится в Богородском городском округе Московской области. Удалённость от границы Москвы (Московская кольцевая автодорога) — около двадцати километров на восток.

Начальным пунктом железнодорожной линии является станция Купавна на магистральной железнодорожной линии общего пользования Москва — Фрязево, историческая Московско-Нижегородская железная дорога.

Протяжённость железнодорожной линии до самой дальней точки на территории текстильной фабрики в Старой Купавне составляет 9 километров.

Протяжённость от начальной точки до «главной станции» — 5 км, протяжённость от начального пункта до ворот завода «Акрихин» — 7400 метров.

Название Старая Купавна — условное. Так называется город, в котором находится станция и физический конечный пункт. Но собственно станция — возможно, 5 км, или «станция», без названия.

Железнодорожная линия Купавна — Старая Купавна однопутная, неэлектрифицированная. Линия ведомственная (необщего пользования), принадлежит Ногинскому ППЖТ. Главным «активом» Ногинского ППЖТ является линия Ногинск — Черноголовка, главная станция Ногинского ППЖТ находится в районе Глухово города Ногинска (Богородска). Здесь — Старокупавенский участок Ногинского ППЖТ.

Начальный участок линии Купавна — Старая Купавна пролегает по территории ОПМС (опытной путевой машинной станции) №68 и рельсосварочного поезда №18 Московской железной дороги. Начальный участок электрифицирован, используется для отстоя электропоездов сообщением Москва — Купавна.

Основное предприятие, которое обслуживает железная дорога — химико-фармацевтический завод «Акрихин». Также обслуживаются предприятия: «Мосхим», «Химреактивкомплект», асфальто-бетонный завод, завод ЖБИ, технопарк «Купавна». Вывозится песок из карьеров.

Конечная точка железной дороги — город Старая Купавна. Он известен с 1300-х годов как село Купавна. Не позднее чем в начале ХIX века в четырёх километрах западнее на Владимирском тракте появилась деревня Новая Купавна. Село из-за этого стало Старой Купавной. Важно знать, что посёлок Купавна у одноимённой станции на магистральной железной дороге — это не Новая Купавна.

В начале ХVIII века в селе Купавна возникла текстильная фабрика. В 1745 году она была признана крупнейшим в России по объёму производства «шелкоткацким заведением». В 1797 году возник химический завод, на основе которого позднее появился большой комбинат «Акрихин».

В 1862 году примерно в восьми-десяти километрах южнее села была открыта Московско-Нижегородская железная дорога. Но только в 1898 году, с большим опозданием, в ближайшей к селу точке Московско-Нижегородской железной дороги была открыта станция Купавна, изначально значившаяся как пост 27 версты.

Железнодорожная линия от станции Купавна (пост 27 версты) в северном направлении была открыта около 1900 года. Но первоначально она вела не в Старую Купавну, а на Бисеровское торфяное болото. Конечный пункт железной дороги находился на месте нынешнего посёлка Рыбхоз.

Есть мнение, что первоначально железная дорога Купавна — Бисеровское болото была узкоколейной. Но это едва ли соответствует действительности.

Первая железная дорога пришла в Старую Купавну не позднее 1920-х годов. Она, несомненно, была узкоколейной. Эта железная дорога соединила Старую Купавну с Масловским торфомассивом, торф добывался торфопредприятием именим Максима Горького. Потребителями торфа были текстильная фабрика и Докторовский химический завод, позднее комбинат «Акрихин».

Точная дата появления в Старой Купавне железной дороги широкой колеи не выяснена. От 1916 года до 1930 года. Ответвление к Старой Купавне было сделано на линии Купавна — Бисеровское болото, приблизительно на отметке 2200 метров.

Позднее, ориентировочно в 1960-е годы, линия на Бисеровское болото перестала использоваться. Торфоразработки прекратились, на месте торфяного болота были созданы пруды, предназначенные для разведения рыбы. Посёлок торфяников превратился в посёлок Рыбхоз.

Линия к посёлку Рыбхоз централизованно не разбиралась. Она простаивала недействующей десятки лет. На первом километре этой линии иногда было редкое движение — вероятно, отстой вагонов.

По состоянию на 2011 год, линия на Рыбхоз полностью разобрана и частично застроена. Её начальный пункт определяется только по резкому повороту действующей линии.

Сведений о наличии пассажирского движения на «Купавенской ветви» нет. Возможно, пассажирского движения никогда не было, или оно имелось только в очень далёкие времена — до 1950-х годов.

До 1970-х годов на линии работали паровозы. Позднее — тепловозы ТГМ3, ТГМ4. С конца 1980-х годов преобладали ТГМ6.

В 1994 году рок-группа «Ва-БанкЪ» во главе с А. Ф. Скляром снимала на этой железной дороге видеоклип на свою песню «Кудрявая». В клипе можно увидеть тепловоз ТГМ4-2698, осветительную вышку (по состоянию на 2011 год, не существует), временный путь на песчаном карьере.



Я выполнил тотальную фотодокументацию линии от начала до конца 30 июня 2011 года. На манёврах в Старой Купавне был встречен тепловоз ТГМ6В-0008, 1989 года постройки. Известно, что среди имеющихся тепловозов присутствуют также ТГМ6А-2542, ТГМ6А-2456. Как минимум один из этих тепловозов имеет право выхода на пути общего пользования и периодически перегоняется в Ногинск.

На мой взгляд, железнодорожная линия должна пройти реконструкцию, получить статус линии общего пользования и регулярные пассажирские перевозки. Это существенно улучшит жизнь в городе Старая Купавна.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ У СТАНЦИИ КУПАВНА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ЛИНИЯ, СТАНЦИЯ 5 КМ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (СТАНЦИЯ 5 КМ, ПУТИ В СТАРОЙ КУПАВНЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПУТИ В СТАРОЙ КУПАВНЕ)    












01.02.2020 © С. Болашенко


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, когда-нибудь рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций.

Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше!

Повторяю, у меня один источник дохода - продажа книг (слегка дополняется добровольными переводами читателей сайта). Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: [email protected]

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес [email protected] и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).