ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КУПАВНА — СТАРАЯ КУПАВНА







Железнодорожная линия Купавна — Старая Купавна находится в Богородском городском округе Московской области. Удалённость от границы Москвы (Московская кольцевая автодорога) — около двадцати километров на восток.

Начальным пунктом железнодорожной линии является станция Купавна на магистральной железнодорожной линии общего пользования Москва — Фрязево, историческая Московско-Нижегородская железная дорога.

Протяжённость железнодорожной линии от начальной точки до самой дальней точки на территории текстильной фабрики в Старой Купавне составляет 9 километров.

Протяжённость от начальной точки до «главной станции» — 5 км, протяжённость от начальной точки до ворот завода «Акрихин» — 7400 метров.

Название Старая Купавна — условное. Так называется город, в котором находится станция и физический конечный пункт. Но собственно станция — возможно, 5 км, или «станция», без названия.

Железнодорожная линия Купавна — Старая Купавна однопутная, неэлектрифицированная. Линия ведомственная (необщего пользования), принадлежит Ногинскому ППЖТ. Главным «активом» Ногинского ППЖТ является линия Ногинск — Черноголовка, главная станция Ногинского ППЖТ находится в районе Глухово города Ногинска (Богородска). Здесь — Старокупавенский участок Ногинского ППЖТ.

Начальный участок линии Купавна — Старая Купавна пролегает по территории ОПМС (опытной путевой машинной станции) №68 и рельсосварочного поезда №18 Московской железной дороги. Начальный участок электрифицирован, используется для отстоя электропоездов сообщением Москва — Купавна.

Основное предприятие, которое обслуживает железная дорога — химико-фармацевтический завод «Акрихин». Также обслуживаются предприятия: «Мосхим», «Химреактивкомплект», асфальто-бетонный завод, завод ЖБИ, технопарк «Купавна». Вывозится песок из карьеров.

Конечная точка железной дороги — город Старая Купавна. Он известен с 1300-х годов как село Купавна. Не позднее чем в начале ХIX века в четырёх километрах западнее на Владимирском тракте появилась деревня Новая Купавна. Село из-за этого стало Старой Купавной. Важно знать, что посёлок Купавна у одноимённой станции на магистральной железной дороге — это не Новая Купавна.

В начале ХVIII века в селе Купавна возникла текстильная фабрика. В 1745 году она была признана крупнейшим в России по объёму производства «шелкоткацким заведением». В 1797 году возник химический завод, на основе которого позднее появился большой комбинат «Акрихин».

В 1862 году примерно в восьми-десяти километрах южнее села была открыта Московско-Нижегородская железная дорога. Но только в 1898 году, с большим опозданием, в ближайшей к селу точке Московско-Нижегородской железной дороги была открыта станция Купавна, изначально значившаяся как пост 27 версты.

Железнодорожная линия от станции Купавна (пост 27 версты) в северном направлении была открыта около 1900 года. Но первоначально она вела не в Старую Купавну, а на Бисеровское торфяное болото. Конечный пункт железной дороги находился на месте нынешнего посёлка Рыбхоз.

Есть мнение, что первоначально железная дорога Купавна — Бисеровское болото была узкоколейной. Но это едва ли соответствует действительности.

Первая железная дорога пришла в Старую Купавну не позднее 1920-х годов. Она, несомненно, была узкоколейной. Эта железная дорога соединила Старую Купавну с Масловским торфомассивом, торф добывался торфопредприятием имени Максима Горького. Потребителями торфа были текстильная фабрика и Докторовский химический завод, позднее комбинат «Акрихин».

Точная дата появления в Старой Купавне железной дороги широкой колеи не выяснена. От 1916 года до 1930 года. Ответвление к Старой Купавне было сделано на линии Купавна — Бисеровское болото, приблизительно на отметке 2200 метров.

Позднее, ориентировочно в 1960-е годы, линия на Бисеровское болото перестала использоваться. Торфоразработки прекратились, на месте торфяного болота были созданы пруды, предназначенные для разведения рыбы. Посёлок торфяников превратился в посёлок Рыбхоз.

Линия к посёлку Рыбхоз централизованно не разбиралась. Она простаивала недействующей десятки лет. На первом километре этой линии иногда было редкое движение — вероятно, отстой вагонов.

По состоянию на 2011 год, линия на Рыбхоз полностью разобрана и частично застроена. Её начальный пункт определяется только по резкому повороту действующей линии.

Сведений о наличии пассажирского движения на «Купавенской ветви» нет. Возможно, пассажирского движения никогда не было, или оно имелось только в очень далёкие времена — до 1950-х годов.

До 1970-х годов на линии работали паровозы. Позднее — тепловозы ТГМ3, ТГМ4. С конца 1980-х годов преобладали ТГМ6.

В 1994 году рок-группа «Ва-БанкЪ» во главе с А. Ф. Скляром снимала на этой железной дороге видеоклип на свою песню «Кудрявая». В клипе можно увидеть тепловоз ТГМ4-2698, осветительную вышку (по состоянию на 2011 год, не существует), временный путь на песчаном карьере.



Я выполнил тотальную фотодокументацию линии от начала до конца 30 июня 2011 года. На манёврах в Старой Купавне был встречен тепловоз ТГМ6В-0008, 1989 года постройки. Известно, что среди имеющихся тепловозов присутствуют также ТГМ6А-2542, ТГМ6А-2456. Как минимум один из этих тепловозов имеет право выхода на пути общего пользования и периодически перегоняется в Ногинск.

На мой взгляд, железнодорожная линия должна пройти реконструкцию, получить статус линии общего пользования и регулярные пассажирские перевозки. Это существенно улучшит жизнь в городе Старая Купавна.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ У СТАНЦИИ КУПАВНА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ЛИНИЯ, СТАНЦИЯ 5 КМ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (СТАНЦИЯ 5 КМ, ПУТИ В СТАРОЙ КУПАВНЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПУТИ В СТАРОЙ КУПАВНЕ)    












01.02.2020 © С. Болашенко


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.