Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЧЕРУСТИ — РОШАЛЬ







Железнодорожная линия Черусти — Рошаль пролегает по территории Шатурского района Московской области и города Рошаля (находящегося на территории Шатурского района, но не входящего в него). Протяжённость железнодорожной линии составляет 17 километров (с учётом участка от станции Рошаль до территории предприятия «Аметист» — 20 километров).

История железной дороги неотделима от истории города Рошаля. До 1914 года территория, на которой ныне находится город, представляла собой ненаселённую заболоченную местность, известную под названием Крестов Брод.

В 1914 году здесь началось строительство крупного порохового завода. В то время Россия участвовала в Первой Мировой войне, порох был жизненно необходим. Работы по строительству завода были выполнены в кратчайший срок.

Возникший при заводе посёлок первоначально назывался Пороховой Завод. В 1918 году он был переименован в Рошаль в честь руководителя революционных матросов Кронштадта Семёна Григорьевича Рошаля, погибшего в бою.

http://www.roadplanet.ru/home/reports/75/ — материал, посвящённый истории завода

Точная дата постройки железнодорожной линии Черусти — Рошаль не установлена. Скорее всего, она была открыта до революции — в 1915 либо 1916 году.

В 1920-1930-х годах Рошаль продолжал развиваться как центр химической промышленности. В 1939 году здесь был открыт химико-технологический техникум. В 1940 году Рошаль получил статус города.

В октябре 1941 года, когда линия фронта приблизилась к Москве, оборудование Рошальского химического завода было эвакуировано в город Реж Свердловской области. В 1942 году оборудование было возвращено на прежнее место, завод возобновил работу.

С 1963 года Рошальский химический завод стал официально называться комбинатом. В 1988 он был назван именем Афанасия Алексеевича Косякова — первого «красного» директора, возглавлявшего завод в 1918-1922 годах.

К началу 1990-х годов Рошальский химический комбинат имени Косякова был гигантским предприятием. Территория, занятая комбинатом, была значительно больше территории города, занятой жилой застройкой. Внутри ограждений, окружавших комбинат, находились не только промышленные здания — но также леса и болота.

Некоторые цеха, значительные по площади, находились в стороне от основной территории. Сообщение между основной территорией и отдалёнными цехами осуществлялось в основном по узкоколейной железной дороге.

Железнодорожная линия Черусти — Рошаль на протяжении почти всего ХХ века принадлежала Рошальскому химическому комбинату (заводу). На ней существовало пассажирское движение. До 1950-х годов железная дорога была основным видом видом транспорта, связывавшим город с внешним миром. Но и после появления автобусного маршрута Шатура — Рошаль железная дорога не утратила своё значение как пассажирский транспорт.

По состоянию на лето 1996 года, пассажирский поезд сообщением Рошаль — Черусти (станция примыкания) курсировал дважды в день. Поезд состоял из тепловоза ТГМ4 и одного пассажирского вагона. На станции Рошаль имелась короткая высокая посадочная платформа.

В июле 1996 года я видел манёвры с пассажирским вагоном на станции Рошаль. К сожалению, тогда не удалось узнать, что автодорога на Черусти находится на завершающей стадии строительства, и отмена пассажирского железнодорожного движения — дело ближайшего времени. Проехать на поезде я не успел.

Осенью 1996 года была открыта автодорога Рошаль — Черусти, пролегающая параллельно железной дороге, по ней сразу же был пущен новый автобусный маршрут Рошаль — Черусти (с заездом в село Пустоша). Одновременно с этим пассажирские перевозки на железнодорожной линии были прекращены.

Во второй половине 1990-х годов началось постепенное разграбление и уничтожение Рошальского химического комбината имени А.А. Косякова. За несколько лет гигантское предприятие превратилось в скопление развалин. Грузопоток на железнодорожной линии сократился до минимума.

По состоянию на август 2000 года (поездка автора в Рошаль), химический комбинат имени А.А. Косякова формально ещё существовал, но производственная деятельность сохранялась в лучшем случае в одной десятой части его цехов. Гигантская территория, когда-то находившаяся под строгой охраной, выглядела «мёртвой», посещалась сборщиками металлолома. Однако на проходных ещё дежурили охранники. Не зная об этом, я попытался выйти с территории завода через «официальный» вход, что привело к задержанию и общению с милицией.

Железнодорожная линия Черусти — Рошаль на тот момент ещё относилась к Железнодорожному цеху химического комбината имени А.А. Косякова. На ней было регулярное (как правило, ежедневное) грузовое движение.



Станция Рошаль. Снимок сделан сделан вблизи южной горловины. Вид в северном направлении,
в сторону комбината. Справа — тепловоз ТЭМ2У-9286.
08.2000




В 2001 (?) году Рошальский химический комбинат имени А.А. Косякова был окончательно ликвидирован. На его территории возникло несколько менее крупных предприятий, наладивших работу на базе отдельных цехов бывшего комбината: лакокрасочный завод, завод пластмасс и другие. Железная дорога стала имуществом ООО «Рошальская транспортная компания». «Рошальская транспортная компания» — фактический преемник железнодорожного цеха химического комбината имени А.А. Косякова.



По состоянию на май 2009 года, железнодорожная линия действует. С момента начала так называемого «экономического кризиса» (с осени 2008 года) объём работы сократился, но регулярное движение сохранялось. Со слов железнодорожников, движение осуществлялось ежедневно. Обычно поезд отправлялся из Рошаля в Черусти утром, в Рошаль прибывал к концу рабочего дня.

Среди «моря» бесчисленных развалин на территории бывшего химического комбината имени Косякова в 2009 году существовали вполне благополучные «островки» — «Рошальский завод пластмасс», «Рошальская индустриальная фирма «Аметист» и другие действующие предприятия.

Наиболее отдалённой точкой железной дороги являлась «РИФ «Аметист» — расстояние от станции Рошаль до её территории составляло свыше 3 километров. Железная дорога обслуживала также Рошальскую ТЭЦ, расположенную в северной части территории бывшего химического комбината имени Косякова, однако объём перевозок для нужд ТЭЦ был минимальным — основным топливом Рошальской ТЭЦ являлся природный газ.

На железнодорожной линии находились три станции: Рошаль (основная), 8 километр, Примыкание-Черусти. Станция Примыкание-Черусти находится в посёлке Черусти, недалеко от одноимённой станции сети железных дорог общего пользования. Станция используется для приёма и передачи вагонов на сеть общего пользования. От станции отходит действующий подъездной путь на территорию федерального государственного учреждения «Комбинат «Сосновка» Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв).

Станция 8 км (посёлок Пустоша) когда-то имела полноценное путевое развитие. Приблизительно до 1973 года вблизи станции находилось одноуровневое пересечение с линией узкоколейной железной дороги Шатурского транспортного управления. По состоянию на 2009 год, от станции осталась единственная стрелка и тупиковый путь на угольный склад, по которому иногда завозится уголь для котельной посёлка Пустоша. Здание ДС заброшено.

На станции Рошаль (17 километр линии) находится административное здание «Рошальской транспортной компании» и локомотивное депо. Станция со всех сторон окружена забором, ворота открываются только при следовании поезда.

Участки путей к северу от станции Рошаль формально считаются частью станции, несмотря на значительную удалённость от неё.

Среди имеющегося на железной дороге тягового подвижного состава — тепловозы ТГМ4А-0596, ТГМ4Б-0714, ТГМ23Д44-329, снегоочистители ТГМ40С-0127, ТГМ40С-0129.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (УЧАСТОК ПУТЕЙ К ЮГУ ОТ СТАНЦИИ РОШАЛЬ, СТАНЦИЯ РОШАЛЬ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ РОШАЛЬ И ТЕРРИТОРИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ «АМЕТИСТ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ РОШАЛЬ И ТЕРРИТОРИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ «АМЕТИСТ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЛИНИЯ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ РОШАЛЬ И ТЕРРИТОРИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ «АМЕТИСТ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЛИНИЯ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ РОШАЛЬ И ТЕРРИТОРИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ «АМЕТИСТ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ЛИНИЯ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ РОШАЛЬ И ТЕРРИТОРИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ «АМЕТИСТ»,
     СТАНЦИЯ РОШАЛЬ, СТАНЦИЯ 8 КМ (ПОСЁЛОК ПУСТОША)    












22.03.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу