Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ЧЕРУСТИ — РОШАЛЬ







Железнодорожная линия Черусти — Рошаль пролегает по территории Шатурского района Московской области и города Рошаля (находящегося на территории Шатурского района, но не входящего в него). Протяжённость железнодорожной линии составляет 17 километров (с учётом участка от станции Рошаль до территории предприятия «Аметист» — 20 километров).

История железной дороги неотделима от истории города Рошаля. До 1914 года территория, на которой ныне находится город, представляла собой ненаселённую заболоченную местность, известную под названием Крестов Брод.

В 1914 году здесь началось строительство крупного порохового завода. В то время Россия участвовала в Первой Мировой войне, порох был жизненно необходим. Работы по строительству завода были выполнены в кратчайший срок.

Возникший при заводе посёлок первоначально назывался Пороховой Завод. В 1918 году он был переименован в Рошаль в честь руководителя революционных матросов Кронштадта Семёна Григорьевича Рошаля, погибшего в бою.

http://www.roadplanet.ru/home/reports/75/ — материал, посвящённый истории завода

Точная дата постройки железнодорожной линии Черусти — Рошаль не установлена. Скорее всего, она была открыта до революции — в 1915 либо 1916 году.

В 1920-1930-х годах Рошаль продолжал развиваться как центр химической промышленности. В 1939 году здесь был открыт химико-технологический техникум. В 1940 году Рошаль получил статус города.

В октябре 1941 года, когда линия фронта приблизилась к Москве, оборудование Рошальского химического завода было эвакуировано в город Реж Свердловской области. В 1942 году оборудование было возвращено на прежнее место, завод возобновил работу.

С 1963 года Рошальский химический завод стал официально называться комбинатом. В 1988 он был назван именем Афанасия Алексеевича Косякова — первого «красного» директора, возглавлявшего завод в 1918-1922 годах.

К началу 1990-х годов Рошальский химический комбинат имени Косякова был гигантским предприятием. Территория, занятая комбинатом, была значительно больше территории города, занятой жилой застройкой. Внутри ограждений, окружавших комбинат, находились не только промышленные здания — но также леса и болота.

Некоторые цеха, значительные по площади, находились в стороне от основной территории. Сообщение между основной территорией и отдалёнными цехами осуществлялось в основном по узкоколейной железной дороге.

Железнодорожная линия Черусти — Рошаль на протяжении почти всего ХХ века принадлежала Рошальскому химическому комбинату (заводу). На ней существовало пассажирское движение. До 1950-х годов железная дорога была основным видом видом транспорта, связывавшим город с внешним миром. Но и после появления автобусного маршрута Шатура — Рошаль железная дорога не утратила своё значение как пассажирский транспорт.

По состоянию на лето 1996 года, пассажирский поезд сообщением Рошаль — Черусти (станция примыкания) курсировал дважды в день. Поезд состоял из тепловоза ТГМ4 и одного пассажирского вагона. На станции Рошаль имелась короткая высокая посадочная платформа.

В июле 1996 года я видел манёвры с пассажирским вагоном на станции Рошаль. К сожалению, тогда не удалось узнать, что автодорога на Черусти находится на завершающей стадии строительства, и отмена пассажирского железнодорожного движения — дело ближайшего времени. Проехать на поезде я не успел.

Осенью 1996 года была открыта автодорога Рошаль — Черусти, пролегающая параллельно железной дороге, по ней сразу же был пущен новый автобусный маршрут Рошаль — Черусти (с заездом в село Пустоша). Одновременно с этим пассажирские перевозки на железнодорожной линии были прекращены.

Во второй половине 1990-х годов началось постепенное разграбление и уничтожение Рошальского химического комбината имени А.А. Косякова. За несколько лет гигантское предприятие превратилось в скопление развалин. Грузопоток на железнодорожной линии сократился до минимума.

По состоянию на август 2000 года (поездка автора в Рошаль), химический комбинат имени А.А. Косякова формально ещё существовал, но производственная деятельность сохранялась в лучшем случае в одной десятой части его цехов. Гигантская территория, когда-то находившаяся под строгой охраной, выглядела «мёртвой», посещалась сборщиками металлолома. Однако на проходных ещё дежурили охранники. Не зная об этом, я попытался выйти с территории завода через «официальный» вход, что привело к задержанию и общению с милицией.

Железнодорожная линия Черусти — Рошаль на тот момент ещё относилась к Железнодорожному цеху химического комбината имени А.А. Косякова. На ней было регулярное (как правило, ежедневное) грузовое движение.



Станция Рошаль. Снимок сделан сделан вблизи южной горловины. Вид в северном направлении,
в сторону комбината. Справа — тепловоз ТЭМ2У-9286.
08.2000




В 2001 (?) году Рошальский химический комбинат имени А.А. Косякова был окончательно ликвидирован. На его территории возникло несколько менее крупных предприятий, наладивших работу на базе отдельных цехов бывшего комбината: лакокрасочный завод, завод пластмасс и другие. Железная дорога стала имуществом ООО «Рошальская транспортная компания». «Рошальская транспортная компания» — фактический преемник железнодорожного цеха химического комбината имени А.А. Косякова.



По состоянию на май 2009 года, железнодорожная линия действует. С момента начала так называемого «экономического кризиса» (с осени 2008 года) объём работы сократился, но регулярное движение сохранялось. Со слов железнодорожников, движение осуществлялось ежедневно. Обычно поезд отправлялся из Рошаля в Черусти утром, в Рошаль прибывал к концу рабочего дня.

Среди «моря» бесчисленных развалин на территории бывшего химического комбината имени Косякова в 2009 году существовали вполне благополучные «островки» — «Рошальский завод пластмасс», «Рошальская индустриальная фирма «Аметист» и другие действующие предприятия.

Наиболее отдалённой точкой железной дороги являлась «РИФ «Аметист» — расстояние от станции Рошаль до её территории составляло свыше 3 километров. Железная дорога обслуживала также Рошальскую ТЭЦ, расположенную в северной части территории бывшего химического комбината имени Косякова, однако объём перевозок для нужд ТЭЦ был минимальным — основным топливом Рошальской ТЭЦ являлся природный газ.

На железнодорожной линии находились три станции: Рошаль (основная), 8 километр, Примыкание-Черусти. Станция Примыкание-Черусти находится в посёлке Черусти, недалеко от одноимённой станции сети железных дорог общего пользования. Станция используется для приёма и передачи вагонов на сеть общего пользования. От станции отходит действующий подъездной путь на территорию федерального государственного учреждения «Комбинат «Сосновка» Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв).

Станция 8 км (посёлок Пустоша) когда-то имела полноценное путевое развитие. Приблизительно до 1973 года вблизи станции находилось одноуровневое пересечение с линией узкоколейной железной дороги Шатурского транспортного управления. По состоянию на 2009 год, от станции осталась единственная стрелка и тупиковый путь на угольный склад, по которому иногда завозится уголь для котельной посёлка Пустоша. Здание ДС заброшено.

На станции Рошаль (17 километр линии) находится административное здание «Рошальской транспортной компании» и локомотивное депо. Станция со всех сторон окружена забором, ворота открываются только при следовании поезда.

Участки путей к северу от станции Рошаль формально считаются частью станции, несмотря на значительную удалённость от неё.

Среди имеющегося на железной дороге тягового подвижного состава — тепловозы ТГМ4А-0596, ТГМ4Б-0714, ТГМ23Д44-329, снегоочистители ТГМ40С-0127, ТГМ40С-0129.









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (УЧАСТОК ПУТЕЙ К ЮГУ ОТ СТАНЦИИ РОШАЛЬ, СТАНЦИЯ РОШАЛЬ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ РОШАЛЬ И ТЕРРИТОРИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ «АМЕТИСТ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ РОШАЛЬ И ТЕРРИТОРИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ «АМЕТИСТ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЛИНИЯ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ РОШАЛЬ И ТЕРРИТОРИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ «АМЕТИСТ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЛИНИЯ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ РОШАЛЬ И ТЕРРИТОРИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ «АМЕТИСТ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ЛИНИЯ МЕЖДУ СТАНЦИЕЙ РОШАЛЬ И ТЕРРИТОРИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ «АМЕТИСТ»,
     СТАНЦИЯ РОШАЛЬ, СТАНЦИЯ 8 КМ (ПОСЁЛОК ПУСТОША)    












22.03.2006 © С. Болашенко


назад

на главную страницу