Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КУНЦЕВО — УСОВО







Протяжённость железнодорожной линии Кунцево — Усово составляет 18 километров. Железнодорожная линия пролегает по территории города Москвы (начальная часть) и Одинцовского района Московской области. Она имеет две промежуточные станции: Кунцево II и Ромашково. По станции Ромашково — примыкание линии Ромашково — Рублёво.

Список остановочных пунктов электропоездов: Рабочий Посёлок (2 км), станция Кунцево II (3 км, нетарифная остановка, только для железнодорожников), станция Ромашково (7 км, формально парк Кунцево II), Раздоры (12 км), Барвиха (14 км), Ильинское (16 км), станция Усово (18 км).

В схемах железных дорог, изданных для пассажиров и вывешенных в электропоездах, начальным пунктом линии значится платформа Рабочий Посёлок. Но это не так: фактическим начальным пунктом является станция Кунцево. На участке Кунцево — Рабочий Посёлок линия пролегает рядом с путями главного хода. Де-факто на ней существует собственная платформа Рабочий Посёлок, расположенная на некотором удалении от платформы на главном ходу.


Особенность данной железнодорожной линии состоит в том, что она пролегает по самому престижному району Московской области, с чрезвычайно дорогостоящей землёй и наибольшей концентрацией элитного жилья. В этом районе живёт высшее руководство России, включая Президента, представители экономической и политической элиты. Такие названия, как Барвиха, Раздоры, Горки-9 — известны всей России.

С 1990-х годов существуют планы ликвидации железнодорожной линии с целью строительства на её месте автодороги — «дублёра» Рублёво-Успенского шоссе. Однако планы ликвидации железнодорожной линии, существующие более 15 лет, по состоянию на 2011 год, не реализованы — это довольно редкий случай в современной России.


История железнодорожной линии хранит загадки. Точное время её постройки на участке Ромашково — Усово с полной достоверностью не известно.

Первой была построена линия не на Усово, а на Рублёво. Основная цель строительства — обслуживание Рублёвской водопроводной станции. Рублёвская водопроводная станция (первоначальное название «Рублёвская водокачка») действует с 1903 года. Длительное время она была крупнейшим гидросооружением, снабжающим Москву питьевой водой.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата ввода в эксплутацию станций Ромашково и Рублёво — 1926 год, станции Усово и всех промежуточных остановочных пунктов участка Ромашково — Усово (Раздоры, Барвиха, Ильинское) — 1927 год. Платформа Рабочий Посёлок, согласно справочнику, открыта в 1951 году, станция Кунцево II — в 1964 году.

В действительности железнодорожная линия на Рублёво была построена раньше — в 1918 году. С 1922 года поезд на Рублёво появляется в известных расписаниях.


Цитата из публикации, посвящённой истории посёлка Рублёво и Рублёвской водопроводной станции, автор — Суворов К.И. (http://www.rublevo.info/publ/1-1-0-10):

Но самой главной заботой коммунистов была забота о бесперебойной работе и развитии Рублёвской станции. Много трудностей пришлось преодолевать, чтобы решить эту задачу. В годы гражданской войны было плохо с топливом. Случались периоды, когда из-за недостатка нефти или гужевого транспорта для подвозки ее с железнодорожной станции Кунцево в Рублёво нависала угроза остановки паровых насосов. Тогда партийная ячейка принимала срочные меры.

Так, в декабре 1918 г. она провела экстренное собрание коммунистов, обсудила вопрос о топливе и транспорте и постановила призвать всех коммунистов и передовых рабочих на срочный подвоз топлива. Для этой цели были приглашены и крестьяне из окрестных деревень. В январе 1919 г. коммунисты организовали несколько коммунистических субботников и обеспечили доставку нефти для котельной и дров для бытовых нужд рабочих.

Местный комитет Рублевской станции и ее администрация сразу же после победы Великой Октябрьской революции, предвидя рост населения Москвы и возрастание потребности в воде, в январе 1918 г. поставили вопрос о строительстве новых технических сооружений станции, расширении её территории под новые фильтры, машинные здания, о строительстве нового жилого посёлка, школы, почты.

Остро стоял вопрос и о строительстве железнодорожной ветки от станции Кунцево до Рублёва в связи с тем, что аграрная реформа на основе ленинского Декрета о земле повышала занятость крестьян в сельском хозяйстве и резко сокращала возможность широкого привлечения их в качестве возчиков топлива и других материалов.

...

Первоочередной задачей во всем комплексе работ по расширению Рублёвской станции явилась постройка железнодорожной ветки от Рублёва до Кунцева, ибо только при наличии этой ветки можно было быстро и в больших количествах обеспечить доставку в Рублёво строительных материалов, механизмов, жидкого топлива (нефти) и пр. Рабочие из местного комитета Рублёвской водопроводной станции проявили большую инициативу и энергию.

В апреле 1918 года они обратились к рабочему комитету Александровской (ныне Белорусской) железной дороги с просьбой поддержать их предложение, направить инженеров для руководства стройкой, а также выделить рельсы, шпалы, крепёжный материал, инструменты. Железнодорожники откликнулись на эту просьбу, и к концу 1918 года ветка была построена. Таким образом был решен вопрос о транспорте.



Начальным пунктом линии в первые годы было не Кунцево, а Немчиново (Немчиновский пост, ныне — платформа Немчиновка). По маршруту Москва — Рублёво было невозможно проехать без смены направления движения.

По состоянию на 1922 год, на линии Немчиново — Рублёво было пассажирское движение, среди сборников расписаний она впервые упоминается в зимнем расписании на 1922/1923 годы. Поезда значились как необщедоступные, только для проезда служащих (вероятно, Рублёвской водопроводной станции).


Расписание движения служебных поездов Немчиново — Рублёво
с ноября 1922 года (от Д. Фокина).


По неподтверждённым данным, участок Ромашково — Усово был построен в 1923 году.


Цитата из книги «Зубалов и «Зубалово» («Записки князя Кирилла Николаевича Голицына»), автор — Голицын Кирилл Николаевич (http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12067):

До 1917 года попасть в Петровское можно было двумя путями: либо по Александровской железной дороге до станции Одинцово, либо по Виндавской — до станции Павшино.

В 1923 году добраться до Знаменского можно было единственным путем — по Белорусской дороге до станции Немчиновка и далее по проложенной от этой станции ветке протяженностью в 14 километров до станции Усово. Состав из четырёх пассажирских вагонов 3 класса совершал по этой ветке редкие — один раз в сутки — челночные рейсы: Немчиновка — Усово — Немчиновка. Полагаю, что сейчас ветки этой не существует, а в начале 20-х годов на ней было даже две промежуточных остановки.



В 1926 либо 1927 году был построен участок Кунцево — Ромашково и разобран участок Немчиново — Ромашково. Возможная причина этого — необходимость исключить смену направления движения при следовании из Москвы на Усово и в обратном направлении.

Станция Усово не всегда была физическим конечным пунктом линии. Сведений о пассажирском движении дальше станции Усово нет. Но на картах, изданных в 1930-1950-х годах, линия продолжается после Усово ещё на 3 километра — до совхоза Горки. По неподтверждённым данным, к западу от Усово была станция Кальчуга.

http://narublevke.com/articles/1530/ — текст книги Адриана Рудомино «Легендарная Барвиха», посвящённый железной дороге (может быть не полностью достоверным)

Основным назначением железнодорожной линии долгое время было транспортное обслуживание закрытых правительственных объектов, расположенных вблизи неё. Вплоть до 1990-х годов в списках получателей грузов, направляемых на станцию Усово, были различные управления КГБ СССР.

http://infojd.ru/17/vppjt_istdoc49.jpg — упоминание поставки торфа из Васильевского Мха на станцию Усово в адрес 9-го управления КГБ СССР, 1980 год.

В 1957 году линия Кунцево — Усово была электрифицирована. Открылось движение электропоездов Москва — Усово.

С середины 1990-х годов над железной дорогой нависла угроза ликвидации с целью строительства на её месте автодороги. Приблизительно в 1997 году об этом было сообщено, как о решённом деле. Причём тогда заявлялось, что маршрут электропоездов будет сохранён, но изменён — либо останется на участке Кунцево — Ромашково, либо вместо Усово электропоезда пойдут в Рублёво, для чего будет электрифицирована Рублёвская ветвь (не имеющая пассажирского движения с 1930-х годов).

Позднее сообщалось, что в случае ликвидации участка Ромашково — Усово пассажирское движение будет полностью ликвидировано. Участок Кунцево — Ромашково и далее на Рублёво скорее всего был бы сохранён для грузового движения.

В 2005 году на станции Усово был варварски снесён деревянный вокзал — ценный памятник истории, один из последних подобных вокзалов в окрестностях Москвы. Никакой ответственности за это вандалы из высоких кабинетов «РЖД» не понесли.

По состоянию на 2007 год, на линии сохранялся один исторический деревянный вокзал — на платформе Ильинское. Все билетные кассы на линии были закрыты. Теоретически, во всех электропоездах должны были работать разъездные кассиры. Но очень часто их не было.

На станции Усово имелось действующее здание ДС (сравнительно новое), комнаты для отдыха членов локомотивных бригад электропоездов, которые имеют по станции Усово ночной отстой.

Грузовое движение до Усово было редким и не регулярным. Перевозились грузы для хозяйственной базы Администрации Президента РФ. До Рублёво грузовое движение оставалось регулярным. С грузовыми поездами работали тепловозы ЧМЭ3.

На всех станциях и платформах были расклеены листовки инициативной группы, стремившейся не допустить ликвидации железной дороги.

В 2009 году было сообщено, что «Мэр Москвы Юрий Лужков обратился к Владимиру Путину с просьбой разрешить разбор Усовской ветки Московской железной дороги». К счастью, линия продолжает жить вопреки всему.

По слухам, линия иногда используется для проезда первых лиц государства — быть может, именно это её спасает. Достоверность данной версии вызывает сомнения. Станция Усово, в окрестностях которой находится загородная резиденция Президента РФ, не имеет ничего похожего на правительственный терминал, подобный тому, что есть в окрестностях станции Москва-Каланчёвская. Теоретически такой терминал мог бы находиться на неприметном подъездном пути, ведущем от станции на огороженную территорию — однако какая-то информация о нём тогда просочилась бы.

Между тем, известно, что 31 января 2011 года Президент РФ Д. А. Медведев прибыл на поезде в Арзамас. По свидетельствам очевидцев, незадолго до этого на станции Усово был замечен необычный поезд, состоявший из тепловоза и пассажирских вагонов.

После некоторого обсуждения любители железных дорог пришли к выводу, что 31 января 2011 года со станции Усово уехал на поезде Президент РФ Д. А. Медведев. Впрочем, документально данный факт не подтверждён.

По состоянию на начало 2012 года, на линии в ходу 11 пар электропоездов по рабочим дням, 12 пар — по выходным дням.

«Усовская ветка» и её окрестности — популярное место отдыха обычных (не богатых) жителей Москвы, как летом, так и зимой (лыжные походы). Железная дорога пролегает по одному из самых престижных районов России с высокой концентрацией миллионеров и сверхдорогой недвижимости. Несмотря на это, выглядит она порой провинциально. Главное — всюду железная дорога выглядит очень уютной, имеет неповторимое очарование.

Периодически обсуждаются планы запуска по линии электропоездов повышенной комфортности для состоятельных жителей этого района, строительства вокзального комплекса на станции Усово. Вероятность этого представляется минимальной. Но более чем реальной представляется вероятность сноса последнего исторического вокзала, расположенного на платформе Ильинское...









ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ УСОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ УСОВО, УЧАСТОК УСОВО — ИЛЬИНСКОЕ, ПЛАТФОРМА ИЛЬИНСКОЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПЛАТФОРМА ИЛЬИНСКОЕ, УЧАСТОК ИЛЬИНСКОЕ — БАРВИХА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УЧАСТОК ИЛЬИНСКОЕ — БАРВИХА, ПЛАТФОРМА БАРВИХА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (УЧАСТОК БАРВИХА — РАЗДОРЫ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЛАТФОРМА РАЗДОРЫ, УЧАСТОК РАЗДОРЫ — РОМАШКОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (УЧАСТОК РАЗДОРЫ — РОМАШКОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (УЧАСТОК РАЗДОРЫ — РОМАШКОВО)
   











18.01.2012 © С. Болашенко


назад

на главную страницу