УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ВОЛОКОЛАМСКОГО КИРПИЧНОГО ЗАВОДА








Волоколамский кирпичный завод находился в посёлке Привокзальный Волоколамского района Московской области, в непосредственной близости от станции Волоколамск («РЖД», Московская железная дорога, историческая Московско-Виндавская железнодорожная линия). С 2003 года посёлок Привокзальный официально считается частью города Волоколамска.

В ведении Волоколамского кирпичного завода находилась узкоколейная железная дорога. Она соединяла основную территорию завода с глиняным карьером.

Узкоколейная железная дорога была открыта в 1950-х годах. Первоначально на ней работали мотовозы неустановленного типа.

Согласно «ситуационному плану» Волоколамского кирпичного завода, составленному в 1979 году, путь узкоколейной железной дороги на территории завода имел конфигурацию петли. Позднее завод подвергся реконструкции, петля была ликвидирована.

По состоянию на октябрь 2000 года, протяжённость главной линии узкоколейной железной дороги составляла около 2 километров. Развёрнутая длина путей была лишь немногим больше.

По узкой колее доставлялась на завод добытая в карьере глина. Карьер находился в непосредственной близости от автодороги Волоколамск — Осташёво, немногим севернее населённого пункта Пагубино. Тяговый подвижной состав был представлен двумя тепловозами, а именно: ТУ8-0123 — основной, ТУ8-0030 — резервный, находился в нерабочем состоянии. Прицепной подвижной состав был представлен шестью исправными вагонетками. Скорее всего, все вагонетки — модели ВО-3, были произведены Армавирским машиностроительным заводом.

Локомотивное депо, располагавшееся на территории завода, было разрушено. Ночной отстой локомотивов производился в разгрузочном цехе.

По территории завода было разбросано довольно большое количество недействующих вагонеток. Имелся один разграбленный тепловоз ТУ6А, а также как минимум одна кабина неустановленного тепловоза.



По состоянию на октябрь 2000 года, узкоколейная железная дорога работала достаточно хорошо. Грузовой состав, состоящий из тепловоза с шестью вагонетками, отправлялся от разгрузочного цеха на заводе по направлению к карьеру в начале каждого часа, с 8:00 до 17:00. Загрузка глиной на карьере продолжалась 25-30 минут. Загрузившись, состав отправлялся на завод. Локомотив не обгонялся — движение производилось вагонетками вперёд.

Среда и воскресенье считались «выходными днями». Но и в эти дни завод и дорога работали — лишь объём производства и движения был несколько меньшим.



По состоянию на март 2005 года, узкоколейная железная дорога активно работала. Оставался один тепловоз — ТУ8-0123.



Ориентировочная дата прекращения работы узкоколейной железной дороги — апрель 2005 года.

По состоянию на 2 ноября 2005 года, узкоколейная железная дорога не работала, производство кирпича на заводе остановилось. Дальнейшая судьба узкоколейной дороги на тот момент оставалась неясной.



По состоянию на 28 апреля 2007 года, узкоколейная железная дорога была частично разобрана сборщиками металлолома. Единственный тепловоз (ТУ8-0123) был разграблен. Территория недействующего завода никем не охранялась и подвергалась разорению.

Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 2007-2009 годах.

По состоянию на август 2011 года, Волоколамский кирпичный завод представлял собой огромное скопление безжизненных и зарастающих развалин. Погрому подверглось абсолютно всё. Весь доступный металлолом был унесён «собирателями». От тепловоза не осталось и следов. Здание конторы завода подверглось полному разграблению.

Единственный уцелевший фрагмент рельсового пути, длиной в несколько метров, находился на пересечении с автодорогой.







_________________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________________






Участок узкоколейной железной дороги на заводской территории. Вид в северном направлении.
Впереди — цех, где производится разгрузка вагонеток.
25.06.2004




Вид приблизительно оттуда же в обратную сторону.
25.06.2004




Недействующие вагонетки, лежащие недалеко от места, где были сделаны два
предыдущих снимка, рядом с южным въездом на заводскую территорию.
25.06.2004




Тупиковый участок пути, расположенный на заводской территории, к северо-западу
от цеха, где производится разгрузка вагонеток. Впереди — разграбленный
тепловоз ТУ8-0030, стоящий в тупике.
25.06.2004




Тепловоз ТУ8-0030.
25.06.2004




Разграбленный тепловоз ТУ6А (номер не установлен).
25.06.2004




Недействующие вагонетки, находящиеся рядом с тепловозом.
25.06.2004












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 7)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 8)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 9)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ    












27.03.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу



Яндекс.Метрика