Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ВЫГОЛЬ»







Второй по протяжённости (после узкоколейной железной дороги Алфёровского торфопредприятия) узкоколейной железной дорогой Клинского района Московской области являлась узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Выголь». Она не подходила к железнодорожным линиям широкой колеи, никогда не обозначалась на топографических картах, в том числе секретных, выпускавшихся Генеральным штабом Советской Армии (скорее всего, вследствие недобросовестной работы картографов). Поэтому узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Выголь» была слабо известна среди исследователей.

Массовую известность узкоколейная железная дорога получила в 1997 году, после выхода очередного номера журнала «Железнодорожное Дело» со статьёй С. Костыгова.



История

Создавать торфопредприятие «Выголь» и жилой посёлок при нём начали в 1957 году. Главным объектом торфопредприятия становился торфобрикетный завод. Одновременно строилась узкоколейная железная дорога на близлежащий торфомассив Выголь (он расположен близ населённого пункта Комлево).

К 1961 году работы были завершены. Протяжённость магистрального пути узкоколейной железной дороги составила 1,5 километра, ещё примерно столько же — временные пути. «Крошечная» узкоколейная железная дорога с самых первых дней стала работать круглосуточно. Тяговый подвижной состав был представлен очень распространёнными в те времена мотовозами МД54-4.

К началу 1970-х годов запасы торфа на торфомассиве Выголь были практически исчерпаны. Поэтому началось строительство новой линии узкоколейной железной дороги — на торфомассив Озерня (к югу от посёлка Выголь). Её протяжённость составила 5 километров. Затем строительство развернулось ещё дальше, на торфомассиве Малаховка. К началу 1980-х годов протяжённость магистрали от станции Заводская (посёлок Выголь) до станции Малаховка составила 8 километров. При этом, было ещё около 4 километров веток постоянного действия (включаю самую первую — на участок Выголь), и около 5 километров «времянок» на торфополях.

Одновременно с развитием сети линий обновлялся подвижной состав: вместо мотовозов МД54-4 поступили тепловозы ТУ6А и мотовоз-электростанция ЭСУ2А.





Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1: 100 000 (обозначена автором).




Узкоколейная железная дорога — простейшее
обозначение на карте.




Схема путевого развития станции Заводская (из публикации С. Костыгова,
«Железнодорожное Дело», №15, 1997 год).


Торфомассивы Озерня и Малаховка оказались не очень перспективными. Запас качественного торфа, пригодного для производства брикетов, стремительно подходил к концу. Завод и торфопредприятие вполне можно было бы спасти, начав освоение новых торфоболот. Но в начале 1990-х это было нереально из-за отсутствия средств. И в 1993 году наступил тот чёрный день, когда торфобрикетный завод остановился навсегда.

Гибель узкоколейной железной дороги торфопредприятия «Выголь» была быстрой и трагической. Всё, что было создано тремя десятилетиями нелёгкого труда, по известному принципу «ломать — не строить» громилось и уничтожалось очень быстро. Торфопредприятие было основано после Великой Отечественной Войны. Увы, с 1994 года окраины посёлка Выголь выглядели так, как будто они только что были освобождены от немецкой оккупации. Но если тогда за разрушением следовало возрождение, то теперь восстанавливать уже никто ничего не собирался...

В конце 1990-х годов предпринимались попытки вывоза торфа в минимальных объёмах автомобильным транспортом — для продажи в качестве удобрения. Но от узкоколейной железной дороги с каждым годом оставалось всё меньше и меньше следов.

В 1998 году на станции Заводская ещё стоял разгромленный тепловоз ТУ6А, а на торфополях местами оставались рельсы и брошенные вагоны. В 2002 году ничего этого уже не было.







Поездка автора в Выголь (21 июля 2002 года)

Еду на собственном автомобиле. Что сейчас можно заметить вдоль дороги, подъезжая к посёлку Выголь, когда-то называвшемуся рабочим посёлком? Справа — двухэтажные кирпичные жилые дома, слева огороды с сараями. Дальше — большая радиотрансляционная вышка и заброшенные строения, среди которых самое крупное — это брикетный завод (точнее, его стены). Асфальт заканчивается у мёртвого завода. Выглядит всё это довольно грустно.

Здесь — тупик во всех смыслах. На том месте, где прежде стоял тепловоз, до сих пор можно найти некоторые его детали. Но в основном территория засорена обычным мусором, не имеющим отношения к узкоколейной железной дороге. На месте путей, на насыпях — труднопроходимые заросли, рельсов нет. Несколько метров затерянного в траве участка рельсового пути удалось найти только у бывшего брикетного завода.

Параллельно трассе главной линии узкоколейной железной дороги на Малаховку уходит грунтовая дорога. Судя по её состоянию, автомобильная вывозка торфа здесь тоже отсутствует.



Поездка автора в Выголь (1 июля 2011 года)

Ярко бросающихся в глаза изменений нет. Заброшенный торфобрикетный завод всё ещё стоит, хотя пришёл в ещё более ветхое состояние. Рядом с заводом — уже не одна, а две радиомачты (очевидно, конкурирующих компаний мобильной связи).

Здание локомотивного депо полностью снесено. Торфоприёмный бункер тоже почти полностью уничтожен. Разумеется, уже нет ни остатков тепловоза, ни остатков рельсов.

Недалеко от заброшенного завода находятся бытовки строителей. Согласно установленным табличкам, здесь ведутся работы по обводнению торфяников.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ    












16.12.2003 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу