Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

У меня можно заказать книги. Доставка по почте возможна в любую точку мира!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института Востоковедения на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 02.2019).

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!









ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КЛИН — ВЫСОКОВСК







Железнодорожная линия Клин — Высоковск (Высоковская) пролегает по территории Клинского района Московской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 10 километров.

По состоянию на 2009 год, железнодорожная линия не действует (кроме начального короткого участка). Есть угроза того, что она будет разобрана, если губительному процессу не помешают здравомыслящие силы.

По состоянию на 2015 год, события развиваются по самому катастрофическому сценарию. Железная дорога со столетней историей, фактически создавшая город Высоковск, вскоре должна быть перерезана платной автомобильной дорогой Москва — Санкт-Петербург на 4-м километре от станции Клин.

В строительство скоростной автодороги, как в бездонную бочку, «вбухиваются» миллиарды долларов. Однако на пересечении с железной дорогой Клин — Высоковск, по принятому проекту автодороги, не предусмотрен путепровод!

Это означает, что железная дорога Клин — Высоковск разбирается. Перспектив восстановления нет. Пересечение со скоростной автодорогой в одном уровне неприемлемо, а строительство путепровода на действующей автодороге столь высокого класса — почти невозможно.

Дичайшее, возмутительное решение означает, что город Высоковск обречён навсегда лишиться железной дороги. А значит — перспектив для развития производства, для достойного будущего.

В 2015 году на автодороге начинаются строительные работы. Пока не поздно — пересмотрите проект! Необходимо добиваться его изменения!

Все здравомыслящие граждане хотели бы помешать чудовищному варварству. Но у рядового человека нет рычагов воздействия.

Произошла страшная трагедия. Геростаты учинили зверство, исправить последствия которого почти невозможно. Железная дорога перерезана автодорогой без каких-либо путепроводов и даже «заделов» под путепровод. Шансы на восстановление — ноль.

Платная автодорога, которую построили приближённые к власти «олигархи», не принесёт населению ничего, кроме неприятностей. Изгажена обширная местность. Изранена, изувечена когда-то красивая земля. Испорчены населённые пункты, когда-то являвшиеся красивым местом тишины и спокойствия.

Превращён в унылую безжелезнодорожную дыру город Высоковск.

При всём том, Клин и Солнечногорск остаются «автомобильной душегубкой»: почти весь поток автомобилей продолжает двигаться через эти города по старой, бесплатной дороге. Никакого облегчения Клин и Солнечногорск не получили!

Почти непосредственно перед началом строительства этой идиотской автодороги движение поездов на Высоковск должно было возобновляться. В Высоковске собирались размещать новое промышленное предприятие. Да и ясно, что город, возникший благодаря промышленности, без железной дороги лишается смысла вообще существовать!

Должна быть бесконечной ненависть к «олигархам», строящим автодорогу — за то, что не предусмотрели путепровод. Вообще не должно иметь значение, что на железной дороге в данный момент — надо смотреть в будущее. Город без железной дороги — не город! Рано или поздно должна прийти пора возвращаться.

При строительстве автомобильной дороги ответственные за это лица были обязаны предусмотреть путепровод!

Реально — не то что путепровод — углубить выемку в том месте не соизволили, хотя бы какие-то заделы оставить. Они не имели на это права!





Железнодорожная линия была официально принята в эксплуатацию в 1917 году. Основная цель строительства — обеспечение железнодорожным транспортом Высоковской мануфактуры (прядильно-ткацкой фабрики).

Примечательно, что железная дорога широкой колеи в Высоковске появилась позже, чем торфовозная узкоколейная железная дорога. Узкая колея соединила Высоковскую мануфактуру с Саньковским торфомассивом в 1910 году.

Посёлок при фабрике благодаря появлению железной дороги получил значительное развитие. В 1940 году он был преобразован в город Высоковск.

Как другие железнодорожные объекты, созданные в дореволюционное время, железная дорога Клин — Высоковская строилась капитально, «на века». На станции Высоковская был построен вокзал, в разных точках линии были построены архитектурно красивые кирпичные жилые казармы.

Приблизительно до конца 1960-х годов линия входила в состав железнодорожной сети общего пользования НКПС-МПС. Существовало активное пассажирское движение: в 1961 году — 8 пар поездов сообщением Клин — Высоковская.






Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).






Расписание движения поездов на 1961 год.




Особенность путевого развития станции Клин такова, что отправление поездов в сторону станции Высоковская от вокзала невозможно. Место отправления поездов на Высоковскую находилось к западу от путей Петербурго-Московской магистрали, на путевом треугольнике.

Из воспоминаний П. Михайлушкина:

Поезда отправлялись в Клину примерно от переезда (того, что за старым депо, там ещё здание школы недалеко расположено). При этом никакой платформы там не было. В вагоны садились прямо с путей. У Борисовского переезда тоже платформы не было. Поезд прямо в поле и отстанавливался. Это по рассказам сестры деда знаю.

Слышал, что пассажирские поезда ходили почти до конца 1960-х. И почти до последнего времени с паровозом. Цепляли пару пассажирских вагонов. Точно могу сказать, что утром поезд шел в Клин, а вечером обратно. При этом поезд набивался битком!


В конце 1960-х годов линия была исключена из состава железных дорог общего пользования и стала ветвью промышленного транспорта. Пассажирское движение прекратилось. Станция Высоковская, по неподтверждённым данным, стала официально называться Высоковск.

Я прошёл пешком всю линию от Клина до Высоковска в 1993 или 1994 году. Она впечатлила меня капитальным характером и изобилием дачных посёлков в окрестностях. Я составил «проект» открытия пассажирского движения, с такими названиями остановочных пунктов: Клин, Волоколамский переезд, Призаводская, Борисовский переезд, Выемка, Поворот, Дмитраково, Высоковск.

По состоянию на 2005 год, железнодорожная линия действовала. Движение до Высоковска было слабым (не каждый день). Линия принадлежала ОАО «Клинское ППЖТ». Почтовый адрес Клинского ППЖТ: Московская область, г. Клин, ул. Высоковская, д. 26.

Клинское ППЖТ имело собственное локомотивное депо, располагавшее значительным для небольшой линии парком локомотивов. Среди них преобладали тепловозы ТГМ4. Когда-то был тепловоз ТЭ3-6140. Известны тепловозы ТГМ4-1121, ТГМ4-1954, ТГМ4А-1799, ТЭМ2М-048.

Движение поездов до Высоковска прекратилось в результате «финансового кризиса» осенью 2008 года. Вплоть до 2015 года по линии до Высоковска изредка, 1-2 раза в год, пускали тепловоз, чтобы не допустить полного прихода пути в негодность, не допустить разворовывания.

В 2015 году всё перечеркнуло дикое решение о строительстве новой автодороги без путепровода. Катастрофа, акт немыслимого варварства.





Клинское ППЖТ — маленький обособленный железнодорожный мир. Это «МПС в миниатюре». Хозяйство, казалось бы, небольшое. Но здесь есть всё, чему положено быть на железной дороге. Своё локомотивное депо, путевая служба, управленческий аппарат,

Произошедшая в 2008 году остановка движения на Высоковск не означает остановки всего Клинского ППЖТ. Основная часть работы Клинского ППЖТ сосредоточена на первых двух километрах, в черте города Клина.

Много лет Клинским ППЖТ руководит Валерий Новожилов. Предприятие сохранено на достойном уровне, оно живёт, несмотря на труднейшие условия.

Здесь с уважением относятся к своей истории. Железнодорожники Клинского ППЖТ стараются сохранить немногие артефакты из далёкого прошлого железной дороги. Сохранена скамья с символикой МПС СССР, когда-то находившаяся на высоковском вокзале. Сохранены старые фотографии.

Железнодорожники до последнего делали всё для того, чтобы сохранить линию на Высоковск. Семь лет надеялись на лучшее, берегли линию, не допускали её разборки.

Были слухи о том, что в Высоковск приходят какие-то китайские инвесторы, построят там новые производства, линия оживёт.

Но федеральная власть, решившая перерезать Россию вредной и проблемной платной автодорогой, оказалась сильнее. Летом 2015 года участок железной дороги от точки «перерезания» до Высоковска пришлось разобрать. Первые попытки разборки были в 2014 году.

В сюжетах местного телевидения обвиняли в разборке линии Валерия Новожилова. Не верю, что он виноват! Что ещё было делать, когда принято решение о строительстве вредительской автодороги, и путепровод не предусмотрен.

Новожилов всю жизнь, почти пятьдесят лет, работал на этой железной дороге. Мог ли он добровольно уничтожить объект, которому посвятил всю жизнь? Хотя я соглашаюсь, что в этой истории много вопросов.

http://youtube.com/watch?v=MOrmtfBmjy4,
http://youtube.com/watch?v=5cdK2yKIpd8 — сюжеты местного телевидения. Я не верю в виновность Новожилова.


Линия от Клина до точки «перерезания» на 4-м километре пока останется. Возможно, на 4-м километре будет размещено какое-то предприятие.





Походы автора

Клинский район для меня — родной, хотя место рождения — Москва. Я здесь с 1980-х годов. До линии Клин — Высоковск по прямой меньше 15 километров. Линия имеет для меня особое значение.

Впервые я прошёл пешком все десять километров железнодорожной линии в 1993 или 1994 году (в возрасте 12 или 13 лет). К сожалению, без фотоаппарата.

Позднее я неоднократно приезжал на линию на велосипеде. Увы, тоже без фотоаппарата.

28 апреля 2005 года был пройден пешком с фотоаппаратом небольшой участок у станции Клин.


Я прошёл всю линию от начала до конца пешком во второй раз 30 сентября 2009 года. Была выполнена тотальная фотодокументация.

По состоянию на тот момент, движение на железнодорожной линии существовало только на первых двух километрах. Далее до Высоковска простирались ржавые зарастающие рельсы.

Какие-либо следы платформы на остановочном пункте Борисовский переезд отсутствовали. По отзывам очевидцев, платформы на Борисовском переезде не было и в те времена, когда до Высоковска курсировали пассажирские поезда и здесь была остановка.

Вокзал на станции Высоковская являлся жилым домом. Никакого железнодорожного персонала на станции не было.

Можно было предположить: скорее всего, в дальнейшем линия Клин — Высоковск будет разобрана.



В августе 2014 года я преодолел по линии несколько километров — от автомобильного путепровода у Высоковска в сторону Клина. С момента прошлого обследования прошло почти пять лет.

Линия не была разобрана, но и не являлась действующей. Причём действующей она не была все шесть лет, прошедших с 2008 года.

По всей видимости, весной 2014 года по линии один раз пропустили лёгкий подвижной состав — дрезину или автомотрису. Линия не имела явных препятствий для проезда, была очищена от деревьев.

Но для полноценного движения линия была непригодна. Многие рельсовые стыки держались «в воздухе», так как накладки были украдены.

Будущее железнодорожной линии на тот момент было неясно. Распускались слухи о том, что вскоре начнётся реконструкция и восстановление движения. Но реальность оказалась противоположной.


11 ноября 2015 года. Прохожу пешком небольшой участок в районе станции Клин. И наконец-то общаюсь с руководством Клинского ППЖТ, что следовало сделать намного раньше.

Валерия Новожилова на месте не было. Общаюсь с его сыном Тимуром, который тоже работает здесь. Узнаю скверные новости: «Высоковска больше не будет».

Железнодорожники Клинского ППЖТ обеспокоены также тем фактом, что грузовое движение по Петербурго-Московской железнодорожной магистрали (единственно возможный выход из ППЖТ на основную сеть) сильно ограничено, и есть угроза его полного прекращения. Недопустимо, что тарифы на железнодорожные перевозки стали такими, что автомобильный транспорт во многих случаях оказывается дешевле.

Работник ППЖТ Тимур Новожилов, с которым я беседовал — прогрессивен, любит железную дорогу, небезразличен к истории своего города и железнодорожного транспорта в нём. Уверяет, что разбирать линию на Высоковск пришлось из-за автодороги.

Оставляю в подарок книгу «Живые рельсы».

Главой Клинского района уже не является «вечный» Александр Постригань, пробывший в этой должности около двадцати лет. Про него в последние годы писали много плохого. Но приходит мысль: он бы не допустил дикое решение о строительстве автодороги без путепровода. Изменить это бредовое решение могла бы именно администрация района.

Клинское ППЖТ продолжит работать в пределах Клина.

Вокзал в Высоковске, с 1960-х годов являющийся жилым домом, остаётся собственностью Клинского ППЖТ. И в ближайшем будущем сохранит этот статус, несмотря на разборку линии.

Рельсо-шпальная решётка с разобранного участка складирована в Клину и будет постепенно использоваться при ремонте действующих путей.






Начальная точка линии на Высоковск вблизи станции Клин. Путевой треугольник. Вид в сторону Высоковска.
28.04.2005






Начальная точка линии на Высоковск вблизи станции Клин. Путевой треугольник. Вид в сторону Высоковска.
28.04.2005






Там же. Вид в сторону станции Клин.
28.04.2005






Приблизительно там же. Тепловоз ТГМ4-1954 в ходе манёвров.
28.04.2005



Печальные следы варварства геростратов. 2018 год.






Борисовский Переезд. Вид в сторону Высоковска. Рельсы ещё не сняли.
23.06.2018






Борисовский Переезд. Вид в сторону Клина.
23.06.2018






Место перерезания. Вид в сторону Клина. Будьте прокляты, геростраты!
23.06.2018






Место перерезания. Будьте прокляты, геростраты!
23.06.2018






Место перерезания. Будьте прокляты, геростраты!
23.06.2018






Место перерезания. Будьте прокляты, геростраты!
23.06.2018






Место перерезания. Будьте прокляты, геростраты!
23.06.2018






Место перерезания. Вид в сторону Высоковска. Будьте прокляты, геростраты!
23.06.2018






Место перерезания. Будьте прокляты, геростраты!
23.06.2018






Место перерезания. Будьте прокляты, геростраты!
23.06.2018










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПУТЕВОЙ ТРЕУГОЛЬНИК У СТАНЦИИ КЛИН)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПУТЕВОЙ ТРЕУГОЛЬНИК У СТАНЦИИ КЛИН, ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ДЕПО И ПУТИ В РАЙОНЕ ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПУТИ К ЗАПАДУ ОТ ДЕПО, НАЧАЛО НЕДЕЙСТВУЮЩЕГО УЧАСТКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ НЕДЕЙСТВУЮЩЕГО УЧАСТКА, ЗАБРОШЕННАЯ КАЗАРМА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ЗАБРОШЕННАЯ КАЗАРМА, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ЛИПНЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ЛИПНЯ, БОРИСОВСКИЙ ПЕРЕЕЗД)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ БОРИСОВСКОГО ПЕРЕЕЗДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ БОРИСОВСКОГО ПЕРЕЕЗДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ БОРИСОВСКОГО ПЕРЕЕЗДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ЛИНИЯ К ЗАПАДУ ОТ БОРИСОВСКОГО ПЕРЕЕЗДА, ОКРАИНА ГОРОДА ВЫСОКОВСКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ОКРАИНА ГОРОДА ВЫСОКОВСКА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (СТАНЦИЯ ВЫСОКОВСК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (СТАНЦИЯ ВЫСОКОВСК, БЫВШИЙ ВОКЗАЛ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (СТАНЦИЯ ВЫСОКОВСК, БЫВШИЙ ВОКЗАЛ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ЛИНИЯ У СТАНЦИИ ВЫСОКОВСКАЯ И В ЕЁ ОКРЕСТНОСТЯХ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2014 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ К ВОСТОКУ ОТ СТАНЦИИ ВЫСОКОВСКАЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ КЛИНСКОГО ППЖТ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ КЛИНСКОГО ППЖТ)    










15.09.2012 © С. Болашенко


назад

на главную страницу