Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть», «Связной», для этого нужно записать номер счёта «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЯХРОМСКОЙ ПРЯДИЛЬНО-ТКАЦКОЙ ФАБРИКИ









На Яхромской прядильно-ткацкой фабрике (город Яхрома Дмитровского района Московской области) находилась одна из небольших промышленных узкоколейных железных дорог.

Эта узкоколейная железная дорога не отличается ни своей долгой историей (действовала с 1955 года по 1999 год), ни протяжённостью путей (развёрнутая длина никогда не превышала одного километра). Но во многом узкоколейная железная дорога в Яхроме необычна. Достаточно неординарно и позднее время постройки (при том, что фабрика существует с 1841 года).

Назначение узкоколейной дороги заключалось в перевозках сырья (хлопка) на основную фабричную территорию со склада, расположенного на правом берегу реки Яхрома. На склад хлопок доставлялся автотранспортом.

Соединения с путями широкой колеи узкоколейная железная дорога не имела, поскольку магистральная железная дорога в Яхроме находится на противоположном берегу канала Москва — Волга, а железнодорожного мостового перехода через него в пределах города нет.

Строительство канала началось в 1932 году, завершилось в 1937 году. До появления канала на фабрике имелся подъездной путь широкой колеи, связывавший её территорию со станцией Яхрома.




Топографическая карта масштаба 1:50 000, изданная в 1931 году. Обозначена железнодорожная
линия, соединяющая территорию фабрики со станцией Яхрома.




Топографическая карта масштаба 1:50 000 (состояние местности на 1930-е годы). Обозначена
железнодорожная линия, соединяющая территорию фабрики со станцией Яхрома.



В 1998 году в журнале «Железнодорожное Дело» (№ 25-26) была опубликована статья С. Костыгова с подробным описанием истории узкоколейной железной дороги. Из неё стало известно, что первоначально здесь работали самодельные мотовозы с двигателями ГАЗ–АА. С начала 1960-х вместо них появились два мотовоза МД54-4 (МД54-4-2866 и ещё один). Через двадцать лет сюда пришёл тепловоз ТУ6А-3009, который оказался ненадёжным, и в 1991 году был заменён тепловозом ТУ8-0393.

В статье упоминается, что «во второй половине 1990-х годов узкоколейная железная дорога вернулась к нормальным объёмам перевозок». Однако в том же 1998 году (по другим данным — в 1999 году) фабрика практически прекратила свою деятельность. Принимается решение отказаться от использования узкоколейной железной дороги. С тех пор движения по ней не было.





Автор впервые побывал здесь в октябре 2000 года. Пути узкоколейной железной дороги к тому времени в основном сохранились, но во многих местах были засыпаны грязью или сильно заросли травой. На территории складов оставался подвижной состав — платформы и тепловоз в разгромленном состоянии.

В период между 2000 годом и 2003 годом тепловоз ТУ8-0393 был продан и перевезён на узкоколейную железную дорогу завода «Капролактам» (Нижегородская область, город Дзержинск).

30 марта 2003 года вновь приезжаю в Яхрому. Больших изменений за это время не произошло: всё так же лежат ржавые рельсы, стоят в разных концах складской территории две платформы, и только тепловоз ТУ6А-3009 теперь выглядит как валяющаяся на боку кабина.

На территории фабрики наблюдаются слабые признаки какой-то активности. Территория складов — по сути, «мёртвая зона», где всё разрушено и разграблено. Тому факту, что рельсы ещё лежат, есть лишь одно объяснение — у нынешних владельцев фабрики «не доходят руки» их разобрать.





__________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________




Узкоколейная железная дорога на территории фабрики. Вид сквозь ворота.
30.03.2003










Узкоколейная железная дорога на мосту через реку Яхрома.
Вид со стороны фабричной территории.
30.03.2003










Платформа — «памятник» в северной части складской территории.
30.03.2003










«Памятник» тепловозу ТУ6А-3009, находящийся там же.
30.03.2003










Кабина тепловоза ТУ6А-3009 (увеличенный фрагмент предыдущего снимка).
30.03.2003










Ещё одна платформа. Она стоит в юго-восточной части складской территории.
Справа пролегает насыпь автодороги Москва — Дубна.
30.03.2003










Вид на складскую территорию и фабрику с автодороги Москва — Дубна.
Заметна та же самая платформа.
30.03.2003












ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    












04.2003 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Московской области»

на главную страницу