УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МЕЩЕРСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ








Мещерское торфопредприятие (торфопредприятие «Мещера») находится в посёлке Болóнь Клéпиковского района Рязанской области. В ведении торфопредприятия находится единственная сохранившаяся в Рязанской области узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. На протяжении длительного времени она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Радовицкого транспортного управления и Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дорогой.

Допустимыми вариантами произношения топонима Мещера считаются [мещéра] либо [мещё́ра]. Жители посёлка Болонь произносят это название как [мещерá].





история

Дата основания торфопредприятия и посёлка Болонь — 1952 год. На тот момент вблизи будущего посёлка имелась действующая станция Пилево на узкоколейной железной дороге общего пользования Тумская — Рязань и (по неподтверждённым данным) линия к ватной фабрике «Смычка», расположенной в посёлке Заднепилево.

Первые линии узкоколейной железной дороги связали посёлок Болонь с торфомассивами. Через некоторое время была открыта линия Прокша — Пилево (станция Прокша находится в Шатурском районе Московской области, в окрестностях посёлка Радовицкий Мох). С момента её открытия технологически и административно линии узкоколейной железной дороги на Мещерском торфопредприятии составляли часть сети узкоколейных железных дорог Радовицкого транспортного управления (позднее — Радовицкого предприятия промышленного железнодорожного транспорта).

В 1976 году рядом со станцией Пилево на Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороге (действующей с 1899 года, относившейся на тот момент к Горьковской железной дороге) была открыта станция Пилево широкой колеи, относящаяся к Московской железной дороге — конечный пункт железнодорожной линии Сазоново — Пилево. В двух километрах южнее была построена перегрузочная станция, получившее название Мещера.

Станция Мещера имела значительное путевое развитие и была оснащена самым современным на тот момент перегрузочным оборудованием. Ввод в эксплуатацию перегрузочной станции Мещера позволил сократить расстояние перевозки торфа по узкой колее на несколько десятков километров (ранее торф, предназначенный для Шатурской ГРЭС, доставлялся по узкой колее на станцию Торфяная в посёлке Рязановка).

Линия узкоколейной железной дороги Прокша — Пилево после открытия движения по железнодорожной линии широкой колеи Сазоново — Пилево использовалась нерегулярно, в основном для передачи подвижного состава из одного торфопредприятия в другое и для его отправки на ремонт. Линии узкоколейной железной дороги вблизи Мещерского торфопредприятия сохраняли административную принадлежность к Радовицкому транспортному управлению.

В начале 1990-х годов движение по соединительной линии Прокша — Пилево прекратилось, начался её постепенный демонтаж. Узкоколейная железная дорога вблизи Болони потеряла физическую связь с основной частью узкоколейной железной дороги Радовицкого транспортного управления и была отделена от неё административно, став железнодорожным цехом Мещерского торфопредприятия.

В 1990-х годах была разобрана линия к фабрике «Смычка» (посёлок Заднепилево) и участок Пилево — Спас-Клепики бывшей Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги. Узкоколейная железная дорога Мещерского торфопредприятия стала самостоятельной сетью, не имеющей связи с другими узкоколейными железными дорогами.

После 2000 года была построена новая линия, ведущая от посёлка Болонь на торфомассив, находящийся севернее посёлка.

По состоянию на июль 2006 года, Мещерское торфопредприятие принадлежит ОАО «Шатурторф» (Шатура, Московская область). Узкоколейная железная дорога активно работает. В сезон добычи торфа движение производится ежедневно и круглосуточно. На станции Мещера производится перегрузка торфа в вагоны широкой колеи. Регулярно курсируют рабочие поезда от станции Болонь до производственных участков.

Среди подвижного состава — 5 исправных тепловозов ТУ4, 2 тепловоза ТУ6А, 1 тепловоз ТУ7А (находится в нерабочем состоянии), 3 исправных мотовоза ЭСУ2А, 1 мотовоз ЭСУ3А (в нерабочем состоянии, планируется восстановление). По информации от С. Костыгова, тепловоз ТУ4-3133 поступил в 2005 году из Гусевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта, мотовоз ЭСУ3А-32 поступил не позднее ноября 2005 года с узкоколейной железной дороги торфопредприятия «Каданок» (Московская область, Луховицкий район).

Имеется автодрезина — предположительно ПМД (пожарная), с самодельным кузовом. По состоянию на 13 июля 2006 года, она находилась в процессе ремонта.

По неподтверждённым данным, ранее имелись также ТУ4-1268 и ЭСУ2А-427.






Список локомотивов (по состоянию на июль 2006 года)


ТУ4-1883, ТУ4-1883 (номер) (локомотив находится в нерабочем состоянии)

ТУ4-2054, ТУ4-2054 (номер)

ТУ4-2264, ТУ4-2264 (номер) (локомотив находится в нерабочем состоянии)

ТУ4-???? («фальшивый» номер 2264)

ТУ4-2314

ТУ4-3133, ТУ4-3133 (номер)

ТУ4-???? (локомотив находится в нерабочем состоянии)

ТУ6А-2917, ТУ6А-2917 (номер) (по табличке на шкафе в кабине — 2921)

ТУ6А-2540, ТУ6А-2540 (номер)

ТУ7А-3001 (достоверность номера под сомнением) (локомотив находится в нерабочем состоянии)

ЭСУ2А-684, ЭСУ2А-684 (номер)

ЭСУ2А-967 (локомотив находится в нерабочем состоянии)

ЭСУ2А-997

ЭСУ2А-1003, ЭСУ2А-1003 (номер)

ЭСУ3А-32

Автодрезина (предположительно ПМД с самодельным кузовом)






В конце 2008 года прекратилась поставка торфа Мещерским торфопредприятием в адрес Шатурской ГРЭС и перегрузка торфа с узкой колеи на широкую колею по станции Мещера. Объём добычи торфа Мещерским торфопредприятием сократился во много раз.

В отличие от торфопредприятий на территории Московской области (в Рязановке, Радовицком Мхе, Керве, Бакшеево), которые в трагическом для торфяной отрасли 2008 году полностью прекратили работу, Мещерское торфопредприятие смогло выжить. Узкоколейная железная дорога была сохранена. Хотя объём движения уже не сравнить с прежними временами.

15 ноября 2008 года на узкоколейной железной дороге состоялась массовая организованная поездка группы любителей железных дорог. Любители железных дорог были завезены в Болонь автобусом. Их перевозили по линиям узкоколейной железной дороги в автодрезине и пассажирском вагоне.

В 2010 и 2011 годах некоторые локомотивы и вагоны были перевезены из Болони на узкоколейную железную дорогу в Приозёрном. Эту узкоколейную железную дорогу было решено восстановить. Фактически, она была построена почти с нуля.

По состоянию на октябрь 2012 года, узкоколейная железная дорога оставалась действующей.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ ЛИНИЙ    

    ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ПОСЁЛОК БОЛОНЬ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОСЁЛОК БОЛОНЬ)    










24.12.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Рязанской области»

на главную страницу






Яндекс.Метрика