Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ УШИНСКИЙ — КАСИМОВ








Железнодорожная линия ́Ушинский — Касимов находится в Рязанской области.

Протяжённость железнодорожной линии составляет 70 километров. Но с учётом ведомственной линии Касимов — Заводская, максимальная удалённость путей от станции Ушинский — 85 километров.

Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Московская железная дорога.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытия станции Касимов — 1964 год. Линия была достаточно редким примером железнодорожного строительства посреди Центрального региона России в «асфальтовую» эпоху. Основное назначение — повысить уровень экономического развития северо-восточных районов Рязанской области.

Планы строительства железной дороги в Касимов или через него существовали ещё в XIX веке. Проектировалась и едва не начала строиться ветвь от станции Тумская Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги на Гусь-Железный — Касимов — Елатьму. Рассматривалось строительство отдельного железнодорожного радиуса от Москвы.

Но в итоге железные дороги прошли в нескольких десятках километров севернее и южнее Касимова. Это магистрали Москва — Рузаевка — Казань и Люберцы — Муром — Арзамас.

После революции 1917 года темпы железнодорожного строительства в европейской части СССР резко снизились. В освоенных и населённых регионах железнодорожное строительство стало редкостью. Казалось, что Касимов навечно обречён быть безжелезнодорожной «глушью».

На протяжении первой половины ХХ века из Касимова в Рязань добирались следующим образом: в период навигации — по Оке. В остальное время — гужевым транспортом до станции Тумская, далее поездом узкоколейной железной дороги до станции Рязань-Пристань. На это затрачивалось около суток.

В 1950-е годы было открыто авиасообщение Рязань — Касимов. Воздушный транспорт являлся быстрым, но не очень надёжным, зависел от погоды.


Касимов — город с татарским названием на древней русской земле. Сотни лет был «анклавом» татарской цивилизации в нетатарском окружении. С 1452 по 1681 год — столица Касимовского ханства.

Но уже очень давно здесь преимущественно славянское население. О татарском периоде истории напоминают старинные мечети и мавзолеи, соседствующие с православными храмами.

С 1920-х годов ближайшей к Касимову точкой железной дороги широкой колеи являлась станция Тумская. В конце 1930-х годов появилась станция Меленки узкой колеи (с начала 1960-х годов — широкой колеи). До Тумской — 60 километров, до Меленок — 50 километров.

По неподтверждённым данным, было начато строительство железнодорожной линии Меленки — Касимов. Линия строилась на первых 12 километрах, от Меленок до села Илькино, и была заброшена недостроенной.

В конце 1950-х годов началось строительство железной дороги по более длинному направлению — от станции Ушинский на железнодорожной магистрали Москва — Самара.

Строительство железной дороги началось во многом благодаря усилиям уроженца Касимовского района Фрола Романовича Козлова, занимавшего на тот момент должность заместителя председателя Совета Министров СССР.

Первый паровоз прибыл на станцию Касимов в 1961 году. Постоянная эксплуатация линии — с 1964 года.

Строго говоря, в самом Касимове железной дороги в 1960-е годы так и не появилось. Железная дорога была и остаётся на правом берегу реки Ока. Касимов находится на левом берегу. Лишь сравнительно недавно в его состав был официально включён правобережный посёлок Приокский.

Станция Касимов была построена в шести километрах от города и вполне могла бы быть названа Бочкари, по ближайшей деревне. В то время ещё не было моста через Оку. Следовательно — не было и стабильной связи станции с городом.

На железнодорожной линии изначально были две промежуточные станции с путевым развитием — Чуфистовка и Мышца.

По состоянию на 2012 год, обе станции закрыты. На Чуфистовке сохранились боковые пути, но стрелки сняты. На Мышце боковые пути разобраны. Линия являет собой один перегон длиной 70 километров.

На линии изначально было открыто движение двух пригородных поездов в сутки, маршрут Шилово — Ушинский — Касимов. Такая ситуация остаётся неизменной, по состоянию на 2017 год.


Расписание движения поездов из «Указателя железнодорожных пассажирских сообщений», изданного в 1979 году.
В 2017 году расписание почти такое же.


Существенные изменения были такими: отмена беспересадочных прицепных вагонов Москва — Касимов, произошла приблизительно в 2000 году.

Переход с поездов локомотивной тяги на дизель-поезда РА2. Произошёл 1 февраля 2013 года. Между тем, распространено мнение, что дизель-поезд РА2 в эксплуатации обходится дороже, чем поезд, состоящий из тепловоза ЧМЭ3 и одного пассажирского вагона.

В 1990-е годы несколько раз назначался прямой пригородный поезд Рязань — Касимов, не присутствовавший ни в каких общедоступных расписаниях. Это называлось «поезд «Грибник». Назначение — утром доставка жителей Рязани в леса вдоль железнодорожной линии на сбор грибов, вечером возвращение в город. Такая практика существовала и в других местах, причём на ещё большее расстояние: например, из Самары на линию Сызрань — Инза. Заказывали такие поезда обычно городские предприятия для своих работников.

В 1985 году был открыт автомобильный мост через Оку. Станция Касимов получила стабильную связь с городом.

В 1991 году на правом берегу, к северу от станции Касимов, был открыт Приокский завод цветных металлов. Ныне он считается главным предприятием города. Специализация — работа с золотом и другими драгоценными металлами. Завод изначально имел подъездные пути.

Появление этого завода улучшило экономическую ситуацию в районе, но одновременно привело и к тому, что Касимов стал эпицентром необъявленной «войны». В 1990-е годы в ходе бандитских разборок за контроль над заводом и в ходе хищений с него погибло не меньше пятидесяти человек.

Несмотря на насыщенность памятниками истории, красивую природу и наличие «золотого» предприятия, Касимов вымирал быстрыми темпами. Население с 1991 года сократилось почти на четверть.

Но железная дорога продолжает жить и работать. Основной груз — известняк из Акишинского карьера, ведомственная железнодорожная станция Заводская. Среди прочих пунктов, известняк доставляется в неблизкую Тверь.

Я проехал по линии 31 мая 2012 года. Рано утром — из Касимова автобусом в посёлок Лашма. В тепловозе по ведомственной линии от станции Заводская до станции Касимов.

От станции Касимов в южном направлении «веером» расходятся три пути: главный ход на Ушинский — прямо, линия на Заводскую — направо, линия к Касимовскому карьеру — налево.

Севернее станции Касимов железная дорога заканчивается на заводе строительных материалов «Кротберс», от вокзала — всего полтора километра. Раньше пути продолжались ещё на два километра, до Приокского завода цветных металлов. Но «спецпредприятие» почему-то отказалось от железной дороги.

Немногим южнее станции Касимов находится топливная база. На неё есть регулярное движение.

В отличие от линии на Заводскую (Акишинский карьер), которая является весьма серьёзной и располагает собственным парком локомотивов, линия на Касимовский карьер — скромный пятикилометровый подъездной путь без своего подвижного состава.

Прохожу пешком с тотальной фотодокументацией весь подъездной путь до Касимовского карьера. Станция находится на берегу Оки у посёлка Ташенка. Рельсы ржавые, но пригодны для движения.

После купания в Оке возвращаюсь на станцию Касимов. Вечерним пригородным поездом — до Шилово. Значительную часть линии удалось зафотодокументировать из хвостового нерабочего тамбура.

Поезд состоял из тепловоза ЧМЭ3-2946 и одного сидячего вагона. Тепловоз построен в 1979 году в Праге, приписан к ТЧ-39 Рязань.

Пассажиров мало. Основная посадка — не по станции Касимов, а по разным мелким остановочным пунктам. Их на линии много. Ради этих деревень и поддерживается движение.

Конечным пунктом является станция Шилово. После станции Ушинский поезд проследует ещё 18 километров по двухпутной электрифицированной магистрали. Шилово — районный центр и крупная станция, а Ушинский — никому не нужная лесная глухомань.


Состояние на 2017 год: две пары пригородных поездов. Шилово — Касимов 9:22 — 11:47, 21:33 — 23:57, Касимов — Шилово 4:08 — 6:37, 16:30 — 19:00. Подвижной состав — РА2.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ЛИНИЯ НА КАСИМОВСКИЙ КАРЬЕР)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ НА КАСИМОВСКИЙ КАРЬЕР,
     СТАНЦИЯ У КАСИМОВСКОГО КАРЬЕРА, ПУТИ К ЮГУ ОТ СТАНЦИИ КАСИМОВ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ КАСИМОВ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ КАСИМОВ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ,
     ПЛАТФОРМЫ ЛОМ, ЧИНУР, ШОСТЬЕ, МЫШЦА, ШЕМЯКИНО, ПОЧИНКИ, ИЛЕБНИКИ, ЧУФИСТОВКА, АДЕЛИНО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ОРЕХОВКА, НЕКРАСОВКА, АЛЕКСАНДРОВКА, УШИНСКИЙ, ШИЛОВО)    










07.09.2017 © С. Болашенко

назад

на главную страницу