КНЕВИЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА








Эта узкоколейная железная дорога состоит из двух частей, мало похожих друг на друга. Южная часть (к югу от посёлка и станции Кневицы, расположенной на магистральной железнодорожной линии Бологое — Дно) — единственная в Новгородской области действующая лесовозная железная дорога узкой колеи, на редкость благополучная (по меркам нашего, совсем не «узкоколейного» времени — начала ХXI века). Узкоколейная железная дорога принадлежит Лычковскому леспромхозу.

Северная, «старая» часть узкоколейной железной дороги, пролегающая к северу от посёлка и станции Кневицы, выглядит иначе. Это затерявшиеся в траве ржавые рельсы, по которым способны проехать только лёгкие мотодрезины.

По состоянию на 2016 год, северная часть узкоколейной железной дороги полностью разобрана. Южная часть — не действует. Вероятно, будет разобрана вскоре.





История

Первой была построена линия, ведущая на север от станции Кневицы. Официальная дата открытия «северной» узкоколейной железной дороги — 1951 год.

Узкоколейная железная дорога работала на паровой тяге. Её первоначальная протяжённость неизвестна.

Воспоминания Исаака Слуцкера, в 1950-е годы главного инженера Лычковского леспромхоза:

«В то время в Лычковском леспромхозе заготавливали лес вручную, трелевали и возили лошадьми. Имелся проект строительства узкоколейной железной дороги в лесной массив, разработанный проектным институтом. По нему и строили. Подвижного состава не было. Позже нам дали по фондам тележки узкоколейные РТ-2. Они небольшие, а лес хлыстами начали возить, тогда никто не знал, что это такое.

Так вот, надо было хлыст на одну тележку положить и на вторую, иначе он не вмещался. Аварии все время случались. То тележки-сцепы свалятся, то небольшие паровозы, их называли «фашистами», потому что получали из Германии в счет репараций. А всё потому, что рельсы запроектировали узкие, облегченные, предназначенные для конно-рельсовых дорог, когда лошадка тащила по ним тележку с лесом до десяти кубометров. <…> В ликвидации аварий участвовали все, независимо от занимаемой должности».


Позднее узкоколейная железная дорога была значительно продлена в северном направлении. Паровозы были заменены мотовозами МД54-4 и тепловозами.

Ныне действующая линия узкоколейной железной дороги, ведущая от посёлка Кневицы в южном направлении, по информации от Сергея Костыгова, была открыта в 1958 году. Первоначально она была изолирована от старой, «северной» дороги.

В 1970-х годах две узкоколейные железные дороги были соединены в единую сеть. Соединительный путь был пропущен под магистральной железнодорожной линией Бологое — Дно с использованием уже существовавшего моста через небольшой ручей.

После соединения дорог был закрыт старый нижний склад, располагавшийся в северной части посёлка Кневицы. Подвижной состав, работавший на «северной» магистрали, обслуживался единым локомотивным депо, которое было построено на «южной» магистрали — к югу от станции широкой колеи.

В 1990-е годы вывоз леса по «северной магистрали» был прекращён. Приблизительно в 2001 году она стала непригодной для движения тяжёлого подвижного состава.

По состоянию на май 2004 года, протяжённость «северной магистрали» составляет около 26 километров. Она была частично разобрана прошедшей зимой. Дальше 19 километра проехать трудно — линия сильно заросла кустами. Этот участок до сих пор участок связан с основной, «южной» магистралью узкоколейной железной дороги.

Протяжённость главной линии, ведущей от Кневиц на юг, составляет около 30 километров, расстояние вывоза леса составляет около 20 километров.

В рабочем состоянии находятся 6 тепловозов ТУ6А и ТУ8. Среди них есть ТУ6А-3638. Здесь есть также редкий локомотив, внешне напоминающий тепловоз-автомотрису ТУ6П либо ТУ8П. Это местная «переделка» из тепловоза ТУ6А Камбарского машиностроительного завода. Есть агрегат строительно-монтажного поезда ТУ6СПА-032, не используется.

Есть мотовоз-электростанция ЭСУ2А-918. Внешне выглядит нормально, но используется крайне редко. Удалось прочесть номер на ЭСУ2А-976, от которого осталась кабина, превращённая в сарай.

Движение по узкоколейной железной дороге производится круглогодично, каждый рабочий день. Примерно в 7 часов в лес уходит рабочий поезд, состоящий из одного пассажирского вагона. Затем отправляются грузовые составы, состоящие из порожних сцепов. Утром в лес уходят четыре локомотива, каждый со своим составом. Последний из них может отправиться в 9—10 часов.



Открытое акционерное общество «Лычковский леспромхоз». Адрес: 175150, Новгородская область, Демянский район, посёлок Кневицы, улица Центральная, дом 2. Руководитель: Базаров Александр Афанасьевич, телефон (81651) 948-48. Плановый отдел: Шемелева Валентина Николаевна, телефон (81651) 948-48. Информация приблизительно на 2001 год.



В 2005 году было разобрано соединение между северной и южной линиями.

В 2007 году сначала по южной, а затем по северной линии узкоколейной железной дороги проехали на мотодрезине любители железных дорог Андрей Кудряшов, Дмитрий Мосейчук и Александр Малянов. Доехать удалось до 18-го километра. Публикация об этой поездке: http://community.livejournal.com/ru_railway/298793.html.

В 2010 году на «южной» линии побывал Андрей Оболенский. На тот момент сохранялся вывоз леса, строилась новая «времянка».

Затем узкоколейная железная дорога была упомянута в газете «Новгородские Ведомости».

В начале мая 2011 года на узкоколейную железную дорогу выехала группа «фанатов» железных дорог во главе с Сергеем Костыговым. Публикация Костыгова о поездке: http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=176.

Костыгов и его товарищи ездили по «южной» узкоколейной железной дороге на собственной дрезине, которую привезли с собой. На тот момент официально считалось: до 16 километра — магистраль, дальше — ветки и «усы». Их было очень много. Максимальная удалённость от Кневиц: 22 километра.

Страница узкоколейной железной дороги на Narrow.parovoz.com: http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=2493.

Почти 30 километров «недействующей» северной линии давно не давали покоя тёмным дельцам, мечтавшим разбогатеть на продаже металлолома. Много лет народное сопротивление сохраняло северную линию.

Но в 2011 году грязная мразь победила. Строки из газеты: «разобрали узкоколейную железную дорогу, которую местные жители называли дорогой-кормилицей».

По состоянию на 2015 год, «южная» линия узкоколейной железной дороги ещё не была разобрана. Но регулярного движения «тяжёлого» подвижного состава не было. Жители Кневиц ездили в лес на мотодрезинах.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (КНЕВИЦЫ, РАЗОБРАННАЯ СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ, СКЛАД СНЯТЫХ РЕЛЬСОВ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ, ДРЕЗИНА И ДОМИКИ НА 28-М КИЛОМЕТРЕ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (СЕВЕРНАЯ ЛИНИЯ, ДРЕЗИНА И ДОМИКИ НА 28-М КИЛОМЕТРЕ,
     ВОЗВРАЩЕНИЕ В КНЕВИЦЫ, НИЖНИЙ СКЛАД НА ЮЖНОЙ ЛИНИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ЮЖНАЯ ЛИНИЯ, ВИД С ВЫШКИ НА НИЖНИЙ СКЛАД И ГЛАВНУЮ СТАНЦИЮ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ЮЖНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ЮЖНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ЮЖНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ЮЖНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ЮЖНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ЮЖНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ЮЖНАЯ ЛИНИЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 21) (ЮЖНАЯ ЛИНИЯ, ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ДРЕЗИНЕ В КНЕВИЦЫ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 22) (ЮЖНАЯ ЛИНИЯ, ТЕПЛОВОЗЫ НА ГЛАВНОЙ СТАНЦИИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 23) (ЮЖНАЯ ЛИНИЯ, ТЕПЛОВОЗЫ, РАЗОБРАННЫЙ УЧАСТОК ПОД ПУТЕПРОВОДОМ)    












12.05.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

«Узкоколейные железные дороги Новгородской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика