Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КУСТАРЁВКА — ВЕРНАДОВКА








Железнодорожная линия Кустарёвка — Вернадовка, имея далеко не «запредельную» длину 128 километров, «втиснулась» в четыре региона России: Рязанская область, республика Мордовия, Пензенская область, Тамбовская область.

Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Московская железная дорога (Кустарёвка — окрестности станции Морсово), Куйбышевская железная дорога (Морсово — Вернадовка, включая станцию Морсово).

Изначально линия представляла собой тупиковую ветвь Вернадовка — Земетчино. Спустя восемь лет был открыт участок Кустарёвка — Земетчино.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытия станции Земетчино — 1893 год, станций Свеженькая, Морсово и Пашково — 1901 год.

По станции Земетчино был стык между Московско-Казанской и Сызрано-Вяземской железными дорогами. Более того, когда-то рядом находились две станции Земетчино — разных дорог.

Линия выглядит как меридиональная перемычка между двумя широтными магистралями. В Кустарёвке — Московско-Казанская (Москва — Рязань — Рузаевка — Казань). В Вернадовке — Сызрано-Вяземская (Сызрань — Пенза — Ряжск — Тула — Калуга — Вязьма).

По состоянию на 2012 год, главная железная дорога в Кустарёвке — двухпутная электрифицированная. В Вернадовке — однопутная неэлектрифицированная, но тоже магистральная.

Между ними — забытая и почти никому не известная «глухомань», застрявшая во времени.

Долгое время на линии курсировали поезда дальнего следования сообщением Москва — Вернадовка и Пенза — Земетчино, а также пригородные поезда.

«Насквозь», к примеру по маршруту Москва — Кустарёвка — Вернадовка — Пенза, поезда по неизвестным причинам не пропускали. Но в случае аварии на одном из двух магистральных ходов линия Кустарёвка — Вернадовка становится актуальной для сквозного движения.


Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).



Расписание движения поездов на 1985–1986 гг. Представлен только поезд Москва — Вернадовка.


Поезд дальнего следования короткого маршрута Пенза — Земетчино был отменён в 1990-е годы. Поезд Москва — Вернадовка был отменён около 2003 года. На линии оставались пригородные поезда сообщением Сасово — Морсово, Сасово — Земетчино, Пачелма — Морсово, Вернадовка — Морсово и Вернадовка — Земетчино.

В поезде сообщением Сасово — Земетчино сохранялся беспересадочный прицепной вагон Москва — Земетчино. Таким образом, прямая связь почти всех пунктов линии с Москвой сохранялась.

Жарким и засушливым летом 2010 года многие территории к юго-востоку от Москвы пострадали от лесных пожаров. Пристанционный посёлок Свеженькая большей частью выгорел. Старинное здание вокзала чудом уцелело.

В 2013 году спятившая власть отменила движение пригородных поездов Сасово — Морсово и Сасово — Земетчино. Вскоре к отменённым «присоединились» поезда Вернадовка — Морсово.

В результате почти вся линия осталась без пассажирского движения. На маршруте Сасово — Кустарёвка — Свеженькая движение пригородных поездов сохранилось, и в качестве подвижного соства с февраля 2013 года стали использоваться дизель-поезда РА2. Вполне возможно, что движение дизель-поезда до Свеженькой обходится дороже, чем движение традиционного поезда из тепловоза и одного пассажирского вагона до Морсово.

В феврале 2015 года, после гневной речи В. В. Путина, движение по маршруту Вернадовка — Морсово было восстановлено. Но от Свеженькой до Морсово движение восстановлено не было.


Ситуация на лето 2017 года: две пары пригородных поездов Сасово — Кустарёвка — Свеженькая. Подвижной состав — дизель-поезда РА2. Одна пара пригородных поездов Пачелма — Вернадовка — Морсово. Один поезд Морсово — Вернадовка, официально — только в одном направлении. Из Вернадовки на Морсово — рано утром без пассажиров. Состав этих поездов — тепловоз с одним вагоном.

Таким образом, из Вернадовки на Морсово для пассажиров — один поезд, а из Морсово на Вернадовку — два поезда.

Участок Свеженькая — Морсово не имеет пассажирского движения. Посёлки Известь и Выша находятся в транспортной блокаде.

Причина — в том, что участок Свеженькая — Морсово пролегает по Мордовии. Одному из самых дурных антижелезнодорожных регионов, где варварски разграбили немаленькую железнодорожную линию Потьма — Барашево и почти полностью уничтожили пригородные перевозки на уцелевших участках.

Рязанская область и Пензенская область проявляют «баранью упёртость» и крохоборство. Они не желают продлить поезда на один-два перегона в «чужой» регион.




Поездка автора, июль 2012 года (полное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2012sv.html)


Электропоездами от Москвы до Рязани от Рязани до Сасово. Далее предстоит двигаться поездом Сасово — Кустарёвка — Земетчино.

Поезда Москва — Вернадовка и Пенза — Земетчино давно исчезли, но продолжают курсировать пригородные поезда Сасово — Земетчино, Сасово — Морсово и Морсово — Вернадовка. Проехать всю линию без пересадки невозможно.

Поезда состоят из тепловоза и одного вагона. Исключение — поезд Сасово — Земетчино — Сасово, к которому раз в два дня прицепляется второй вагон. Это беспересадочный плацкартный вагон Москва — Земетчино.

На участке Сасово — Москва в «нечётном» направлении беспересадочный вагон следует в составе казахстанского поезда Астана — Москва. Из Москвы — в составе поезда №356 сообщением Москва — Уфа, отправлением в 12:26 с Казанского вокзала.


Билет для проезда по маршруту Сасово — Морсово. 1 июля 2012 года.


Путевое развитие на линии Кустарёвка — Вернадовка сохранилось на станциях 15 километр (есть даже подъездные пути), Свеженькая (только разъезд, две стрелки), Морсово (трёхпутный разъезд, подъездных путей нет), Пашково, Земетчино.

У станции 15 километр ведётся активное строительство автомобильного путепровода над железной дорогой. Работы близки к завершению. Пока что там охраняемый переезд.

Красивый деревянный вокзал на станции Свеженькая чудом уцелел в огне. Пристанционный посёлок сильно пострадал от пожаров засушливым летом 2010 года. Возможно, тогда же сгорела деревянная часть старинной станционной водонапорной башни.

Поезд следовал до Земетчино. Но я выхожу на станции Морсово, откуда утром должен отправляться поезд до Вернадовки.

Здание станции Морсово — дурная «коробка», обтянутая сайдингом. Любитель железных дорог Алексей Ворначев, убитый в мае 2012 года под Красноуфимском, в 2009 году сфотографировал вокзал станции Морсово, имевший приятный внешний облик: http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=200862&LNG=RU.

Этого здания нет. Скорее всего, оно варварски снесено — следов больших пожаров здесь нет, в отличие от более северных станций.

Дореволюционной архитектуры тут почти не осталось. В Пашково и Земетчино вместо ожидавшейся красоты — до ужаса унылейшие советские «будки».

Ночую в замаскированном месте на окраине деревни Морсово. Некомфортно из-за комаров.

Утром на станцию Морсово прибыл поезд из Земетчино. Тепловоз обгоняется. Поезд вскоре отправляется обратно по маршруту Морсово — Земетчино — Вернадовка. Доезжаю до Вернадовки, там пересадка на поезд Моршанск — Пачелма.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (САСОВО, КУСТАРЁВКА, 9 КМ, 15 КМ, СВЕЖЕНЬКАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СВЕЖЕНЬКАЯ, ИЗВЕСТЬ, ВЫША, МОРСОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (МОРСОВО, ПАШКОВО, ЗЕМЕТЧИНО, ВЕРНАДОВКА)
   









07.09.2017 © С. Болашенко

назад

на главную страницу