ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КУСТАРЁВКА — ВЕРНАДОВКА








Железнодорожная линия Кустарёвка — Вернадовка, имея далеко не «запредельную» длину 128 километров, «втиснулась» в четыре региона России: Рязанская область, республика Мордовия, Пензенская область, Тамбовская область.

Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Московская железная дорога (Кустарёвка — окрестности станции Морсово), Куйбышевская железная дорога (Морсово — Вернадовка, включая станцию Морсово).

Изначально линия представляла собой тупиковую ветвь Вернадовка — Земетчино. Спустя восемь лет был открыт участок Кустарёвка — Земетчино.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытия станции Земетчино — 1893 год, станций Свеженькая, Морсово и Пашково — 1901 год.

По станции Земетчино был стык между Московско-Казанской и Сызрано-Вяземской железными дорогами. Более того, когда-то рядом находились две станции Земетчино — разных дорог.

Линия выглядит как меридиональная перемычка между двумя широтными магистралями. В Кустарёвке — Московско-Казанская (Москва — Рязань — Рузаевка — Казань). В Вернадовке — Сызрано-Вяземская (Сызрань — Пенза — Ряжск — Тула — Калуга — Вязьма).

По состоянию на 2012 год, главная железная дорога в Кустарёвке — двухпутная электрифицированная. В Вернадовке — однопутная неэлектрифицированная, но тоже магистральная.

Между ними — забытая и почти никому не известная «глухомань», застрявшая во времени.

Долгое время на линии курсировали поезда дальнего следования сообщением Москва — Вернадовка и Пенза — Земетчино, а также пригородные поезда.

«Насквозь», к примеру по маршруту Москва — Кустарёвка — Вернадовка — Пенза, поезда по неизвестным причинам не пропускали. Но в случае аварии на одном из двух магистральных ходов линия Кустарёвка — Вернадовка становится актуальной для сквозного движения.


Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).



Расписание движения поездов на 1985–1986 гг. Представлен только поезд Москва — Вернадовка.


Поезд дальнего следования короткого маршрута Пенза — Земетчино был отменён в 1990-е годы. Поезд Москва — Вернадовка был отменён около 2003 года. На линии оставались пригородные поезда сообщением Сасово — Морсово, Сасово — Земетчино, Пачелма — Морсово, Вернадовка — Морсово и Вернадовка — Земетчино.

В поезде сообщением Сасово — Земетчино сохранялся беспересадочный прицепной вагон Москва — Земетчино. Таким образом, прямая связь почти всех пунктов линии с Москвой сохранялась.

Жарким и засушливым летом 2010 года многие территории к юго-востоку от Москвы пострадали от лесных пожаров. Пристанционный посёлок Свеженькая большей частью выгорел. Старинное здание вокзала чудом уцелело.

В 2013 году спятившая власть отменила движение пригородных поездов Сасово — Морсово и Сасово — Земетчино. Вскоре к отменённым «присоединились» поезда Вернадовка — Морсово.

В результате почти вся линия осталась без пассажирского движения. На маршруте Сасово — Кустарёвка — Свеженькая движение пригородных поездов сохранилось, и в качестве подвижного соства с февраля 2013 года стали использоваться дизель-поезда РА2. Вполне возможно, что движение дизель-поезда до Свеженькой обходится дороже, чем движение традиционного поезда из тепловоза и одного пассажирского вагона до Морсово.

В феврале 2015 года, после гневной речи В. В. Путина, движение по маршруту Вернадовка — Морсово было восстановлено. Но от Свеженькой до Морсово движение восстановлено не было.


Ситуация на лето 2017 года: две пары пригородных поездов Сасово — Кустарёвка — Свеженькая. Подвижной состав — дизель-поезда РА2. Одна пара пригородных поездов Пачелма — Вернадовка — Морсово. Один поезд Морсово — Вернадовка, официально — только в одном направлении. Из Вернадовки на Морсово — рано утром без пассажиров. Состав этих поездов — тепловоз с одним вагоном.

Таким образом, из Вернадовки на Морсово для пассажиров — один поезд, а из Морсово на Вернадовку — два поезда.

Участок Свеженькая — Морсово не имеет пассажирского движения. Посёлки Известь и Выша находятся в транспортной блокаде.

Причина — в том, что участок Свеженькая — Морсово пролегает по Мордовии. Одному из самых дурных антижелезнодорожных регионов, где варварски разграбили немаленькую железнодорожную линию Потьма — Барашево и почти полностью уничтожили пригородные перевозки на уцелевших участках.

Рязанская область и Пензенская область проявляют «баранью упёртость» и крохоборство. Они не желают продлить поезда на один-два перегона в «чужой» регион.




Поездка автора, июль 2012 года (полное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2012sv.html)


Электропоездами от Москвы до Рязани от Рязани до Сасово. Далее предстоит двигаться поездом Сасово — Кустарёвка — Земетчино.

Поезда Москва — Вернадовка и Пенза — Земетчино давно исчезли, но продолжают курсировать пригородные поезда Сасово — Земетчино, Сасово — Морсово и Морсово — Вернадовка. Проехать всю линию без пересадки невозможно.

Поезда состоят из тепловоза и одного вагона. Исключение — поезд Сасово — Земетчино — Сасово, к которому раз в два дня прицепляется второй вагон. Это беспересадочный плацкартный вагон Москва — Земетчино.

На участке Сасово — Москва в «нечётном» направлении беспересадочный вагон следует в составе казахстанского поезда Астана — Москва. Из Москвы — в составе поезда №356 сообщением Москва — Уфа, отправлением в 12:26 с Казанского вокзала.


Билет для проезда по маршруту Сасово — Морсово. 1 июля 2012 года.


Путевое развитие на линии Кустарёвка — Вернадовка сохранилось на станциях 15 километр (есть даже подъездные пути), Свеженькая (только разъезд, две стрелки), Морсово (трёхпутный разъезд, подъездных путей нет), Пашково, Земетчино.

У станции 15 километр ведётся активное строительство автомобильного путепровода над железной дорогой. Работы близки к завершению. Пока что там охраняемый переезд.

Красивый деревянный вокзал на станции Свеженькая чудом уцелел в огне. Пристанционный посёлок сильно пострадал от пожаров засушливым летом 2010 года. Возможно, тогда же сгорела деревянная часть старинной станционной водонапорной башни.

Поезд следовал до Земетчино. Но я выхожу на станции Морсово, откуда утром должен отправляться поезд до Вернадовки.

Здание станции Морсово — дурная «коробка», обтянутая сайдингом. Любитель железных дорог Алексей Ворначев, убитый в мае 2012 года под Красноуфимском, в 2009 году сфотографировал вокзал станции Морсово, имевший приятный внешний облик: http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=200862&LNG=RU.

Этого здания нет. Скорее всего, оно варварски снесено — следов больших пожаров здесь нет, в отличие от более северных станций.

Дореволюционной архитектуры тут почти не осталось. В Пашково и Земетчино вместо ожидавшейся красоты — до ужаса унылейшие советские «будки».

Утром на станцию Морсово прибыл поезд из Земетчино. Тепловоз обгоняется. Поезд вскоре отправляется обратно по маршруту Морсово — Земетчино — Вернадовка. Доезжаю до Вернадовки, там пересадка на поезд Моршанск — Пачелма.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (САСОВО, КУСТАРЁВКА, 9 КМ, 15 КМ, СВЕЖЕНЬКАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СВЕЖЕНЬКАЯ, ИЗВЕСТЬ, ВЫША, МОРСОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (МОРСОВО, ПАШКОВО, ЗЕМЕТЧИНО, ВЕРНАДОВКА)
   









07.09.2017 © Автор «Сайта о железной дороге»

назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика