УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РЕДКИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ








Узкоколейная железная дорога Редкинского торфопредприятия. Центральная станция находилась в посёлке Радченко, его прежнее название — Торфо-Опытная станция (ТОС). Неофициально многие жители до сих пор называют посёлок ТОС. Посёлок Радченко является научно-исследовательским центром торфяной промышленности.

Не следует путать эту узкоколейную железную дорогу с узкоколейной железной дорогой Редкинского ППЖТ, начальный пункт — Озерки.

Узкоколейная железная дорога имела выход к станции Редкино на магистральной железнодорожной линии Санкт-Петербург — Москва. Являлась одной из первых в России торфовозных узкоколейных железных дорог.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной
в 1928 году (южная часть), ориентировочно в 1938 году (северная часть).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной ориентировочно в 1941 году.


Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1954 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной
в 1976 году (северный фрагмент) и 1984 году (южный фрагмент).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1985 году.



В 1900 году было начато строительство Редкинского торфококсовального (торфококсового) завода. Добыча торфа велась на болоте Галицкий Мох к востоку от посёлка.

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт до 1917 года и находился вблизи станции Редкино. Торф поступал на Редкинский торфококсовый завод.


Цитата из материала «Конаково и Конаковский район: исторический очерк», автор — Б.И. Петропавловский (http://www.korcheva.ru/library/petropav3.htm):

Позднее стали разрабатывать месторождение «Галицкий Мох» у станции Редкино. Здесь был открыт завод по производству кокса. Однако в 1905 году он сгорел и до советской власти не восстанавливался.


В 1920-х годах главная линия узкоколейной железной дороги была проложена по направлению станция Редкино — посёлок ТОС, от неё отходили ветви в разные точки торфяного массива Галицкий Мох.


Цитата из материала «Конаково и Конаковский район: Советский период истории», автор — Б.И. Петропавловский (http://tverzem.ru/konakovo/2003/konakovo-06.shtml):

В 1920 г. был восстановлен Редкинский завод, который начал давать торфяной кокс.

...

В 1927 г. была создана первая в мире торфяная опытная станция (ТОС). При ней образовался посёлок, который называется ныне Радченко по имени её основателя. В связи с созданием станции был открыт в Редкине Торфяной техникум. Из-за нехватки помещений его затем перевели в Щёлково, потом в Москву. При ТОС был открыт музей, разрушенный немцами и восстановленный в 1955 году.

...

В Завидовском районе также преобладала промышленность. Одним из индустриальных центров было Редкино. Редкинский завод превратился в Торфхимкомбинат, состоявший из коксозавода и торфообработок, эксплуатирующих торфяное болото Галицкий Мох. При заводе существовало фабрично-заводское училище (ФЗУ), реорганизованное в 1940 г. в ремесленное.



Цитата из материала «АООТ НЦ Радченко-торф» (http://www.karavan.tver.ru/radtorf/museum.htm):

Свою историю хорошо известный миру посёлок Радченко ведет с 20-х годов прошлого столетия. Его появление на карте страны было связано с разработкой торфяного болота Галицкий мох и созданием торфяной опытной станции, позднее преобразованной в Калининский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института торфяной промышленности. В наше время — научный центр «Радченко-торф».

Имя основателя торфяной промышленности в России, первого директора Института торфа Ивана Ивановича Радченко присвоено поселку намного позднее, уже в 1965 году, ибо выдающийся ученый был репрессирован и реабилитирован лишь в середине пятидесятых годов прошлого века.



Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению Редкино — Радченко. Рядом с ней находился канал Волга — Редкино. Он был построен во второй половине 1940-х годов и ориентировочно до 1960-х годов был судоходным. Канал предназначался для доступа судов к промышленным предприятиям посёлка Редкино.


В 1960-х годах узкоколейная железная дорога была разобрана в связи с истощением запасов торфа на торфомассиве Галицкий Мох.

По состоянию на 2008 год, в посёлке Радченко находится научный центр «Радченко-торф», существует музей торфяной промышленности. Позднее всё это было ликвидировано.




Я впервые побывал здесь 12 апреля 2016 года. Двигаюсь из посёлка Изоплит на велосипеде с пробитой шиной, то есть с большими усилиями. Несмотря ни на что, решаю не отступать от плана и добраться до Радченко. «Переваливаю» через Петербурго-Московскую железную дорогу.

В 1940-х годах был прорыт судоходный канал Волга — Редкино. Редкино превратилось в речной порт — во что сейчас трудно поверить. Узкоколейная железная дорога пролегала вдоль южного берега канала. На её месте теперь грунтовая дорога.

Канал Волга — Редкино уже давно не является судоходным. Он зарос и не пропустит ничего крупнее моторной лодки, а скорее — надувной лодки.

От Редкино до Радченко по короткому пути 7 километров. На автомобиле и мотоцикле так не проехать. Есть место, где требуется переброска через канаву, что можно сделать только пешком.

В окрестностях Редкино набираю немного прошлогодней брусники. Осматриваю памятник венгерским военнопленным. Жаль, что скоро эти места будут изуродованы скоростной платной автодорогой Москва — Санкт-Петербург.

Радченко (ТОС — торфо-опытная станция) — приятный по своему расположению посёлок. Ничего торфяного тут не осталось, но архитектура выдаёт «торфяное» прошлое. Посёлок находится недалеко от Волги, поэтому застраивается роскошными домами московских богачей.

Отслеживаемая по явно заметной насыпи разобранная узкоколейная железная дорога «упирается» в автодорогу Москва — Санкт-Петербург. Когда-то она пересекала её, судя по всему. Возможно, был торфосклад на берегу Волги.

Возвращаюсь в Редкино тем же путём.







Плакат у разобранной узкоколейной железной дороги между Редкино и Радченко, рассказывающий об истории этих мест.
radtchenko2016_01.jpg
12.04.2016








Разобранная линия узкоколейной железной дороги между Редкино и Радченко, на окраине Радченко.
12.04.2016








Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону Редкино.
12.04.2016








Разобранная линия узкоколейной железной дороги между Редкино и Радченко,
на окраине Радченко. Здесь когда-то расходились линии.
12.04.2016








Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону Редкино.
12.04.2016








Разобранная линия узкоколейной железной дороги в Радченко.
12.04.2016








Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону Редкино.
12.04.2016











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   









04.04.2020 © С. Болашенко

назад

«Узкоколейные железные дороги Тверской области»

на главную страницу




Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполнял почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Так продолжалось до 2020 года. С 2020 года активная экспедиционная деятельность прекращена. Однако работы с уже собранным материалом хватит на десятки лет.

Реализация книг, слегка дополнямая добровольными переводами читателей сайта — почти единственный источник дохода для меня и моей семьи, включая троих детей. Иное невозможно, так как работа над «Сайтом о железной дороге» и книгами занимает очень много времени.

Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги! Это ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).






http://vandrouki.by — много полезного для активных самостоятельных путешественников.