Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме (предположительно) Северной Кореи. Хотя, быть может, даже и туда они при благоприятном стечении обстоятельств дойдут.

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
РЕДКИНСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА







В ведении Редкинского предприятия промышленного железнодорожного транспорта находилась вторая по протяжённости в Тверской области сеть узкоколейных железных дорог торфовозного назначения (крупнейшей являлась сеть Васильевского ППЖТ). Линии узкоколейной железной дороги Редкинского ППЖТ простирались на обширной территории к югу от города Тверь (с 1931 года по 1990 год он назывался Калинин). При этом, здесь было лишь два района с крупными торфяными массивами и развитой торфодобычей — в районе посёлков Редкино и Суховерково.

Более чем на половине своей протяжённости линии узкоколейной железной дороги проходили вдали от торфомассивов, выполняя функцию связующего звена между торфопредприятиями и потребителями торфа. Многие перегоны пролегали по возвышенной, холмистой местности, что довольно необычно для торфовозных узкоколейных железных дорог — как правило, они располагаются на плоской равнине.


Первыми начали осваиваться Редкинские торфяные болота (расположены к западу от посёлка и станции Редкино на железной дороге Санкт-Петербург — Москва). К концу 1920-х годов здесь создаётся Озерецко-Неплюевское торфопредприятие и его центральный посёлок Озерки. В 1929 году началось движение по узкоколейной железной дороге от Озерков.

Примерно тогда же в двух километрах от этого посёлка была построена фабрика торфоизоляционных плит, на которую в основном и поступал вывозимый по узкоколейной железной дороге торф. Кроме того, была организована перегрузка торфа в вагоны широкой колеи — к фабрике «Изоплит» был подведён подъездной путь от станции Редкино.

Вплоть до середины 1950-х годов узкоколейная железная дорога была небольшой: пути на главных торфомассивах к северу от посёлка Озерки, к фабрике «Изоплит», и несколько коротких веток к второстепенным участкам торфодобычи — в сумме около 20 километров.

Новая жизнь узкоколейной железной дороги началась со строительства в Озерках станции Перегрузочная, имевшей мощный комплекс перегрузки торфа в вагоны широкой колеи. Рядом с узкоколейной станцией Перегрузочная была построена ширококолейная станция Озерецкая (конечный пункт короткой ветви от железнодорожной линии Редкино — Изоплит).

В 1957-1962 годах был реализован грандиозный план строительства новых линий, создания Емельяновского торфопредприятия и его центрального посёлка — Суховерково. Среди построенных тогда линий — главная магистраль от Озерков через Трояново, Мельшню (станция в посёлке Суховерково) почти до берегов Волги (Губинский торфомассив), ветки на Петровский, Куровский и Емельяновский торфомассивы.

Самым важным участком была линия от Трояново до Калинина (станция Торфяная). Узкая колея пересекла по путепроводу железную дорогу Ленинград — Москва, и пришла в большой город. Основная цель строительства линии до Калинина — организация доставки торфа на Калининскую ТЭЦ-4.

Рядом с железной дорогой Ленинград — Москва была построена крытая перегрузочная эстакада (по конструкции она была сходна с эстакадами в Варегове и на Мокеиха-Зыбинском торфопредприятии). На верхнем ярусе эстакады находились пути узкой колеи, на нижнем ярусе — пути широкой колеи. Калининская ТЭЦ-4, основной потребитель торфа, располагалась примерно в четырёх километрах севернее эстакады, недалеко от берега Волги и конечной трамвайной станции «Искож». От эстакады до ТЭЦ-4 торф перевозился в вагонах широкой колеи.




Раздельные пункты магистральной линии от станции Перегрузочная
(примечание: на километровых знаках участка Трояново — Мельшня отсчёт расстояния вёлся от станции Торфяная, на участке Мельшня — Губинский — от станции Мельшня).
0 км ст. Перегрузочная (пос. Озерки) 0 км ст. Торфяная (г. Калинин/Тверь) 5 км ст. 5 участок 4 км ст. Неготино 10 км р-д Инюха 6 км р-д Напрудново 19 км р-д Измайлово 13 км ст. Трояново 22 км р-д Березниково 25 км р-д Квакшино 30 км ст. Трояново 33 км стрелка 33 км 40 км р-д Соловьёвка 46 км ст. Треугольник 51 км ст. Мельшня (пос. Суховерково) 58 км р-д Зуево 59 км р-д Губинский





С 1962 года протяжённость линий превысила 100 километров, и узкоколейная железная дорога не могла более оставаться цехом отдельно взятого торфопредприятия. Поэтому было организовано Редкинское ОХЖТ (объединённое хозяйство железнодорожного транспорта).

Вскоре на новых торфомассивах в районе Суховерково уже добывалось больше торфа, чем у Озерков. Весь добытый Емельяновским торфопредприятием торф перевозился по узкоколейной железной дороге на значительное расстояние: либо до станции Торфяная (на Калининскую ТЭЦ-4), либо до станции Перегрузочная (отправка другим потребителям). В первом случае плечо вывоза, в зависимости от расположения участка добычи, составляло не менее 30 километров, во втором случае — не менее 40 километров.

К сожалению, даже в то время, когда не закончился ещё «золотой век» узкоколейных железных дорог, так и остались нереализованными два проекта: электрификации дороги и организации пассажирского сообщения из Калинина. Было бы очень неплохо, если бы в дополнение к трём традиционным направлениям движения пригородных поездов из великого города на Волге (Бологое, Васильевский Мох и Москва) прибавилось бы четвёртое — на Мельшню, а быть может и далее, в сторону города Старицы...

По неподтверждённым данным (информация от С. Костыгова), на станции Торфяная в Калинине был построен вокзал и пассажирские платформы. Но поезда от него так и не пошли.

В 1982 году сети узкоколейных железных дорог был нанесён первый, весьма ощутимый удар. Вокруг Калинина к тому времени появилась объездная автодорога, где следовал транзитный поток автотранспорта по направлению Ленинград — Москва. Присутствие на этой дороге одноуровневого пересечения с узкоколейной железной дорогой сочли недопустимым. Строительство путепровода показалось слишком дорогим. Кроме того, тогда повсюду активно воплощался в жизнь план перевода крупных электростанций с торфа на другие виды топлива. В результате, линия между переездом объездной автотрассы и станцией Торфяная была разобрана, станция Торфяная — разрушена.

Путепровод над широкой колеёй, уникальный в своём роде объект (нигде больше узкоколейные дороги не пересекали сверху магистраль от Ленинграда до Москвы) сохранился до нашего времени — по нему теперь пролегают трубы газопровода. По данным на 2009 год, сохранялась и полуразрушенная перегрузочная эстакада. Насыпь от путепровода в сторону сторону станции Трояново полностью срыта.

Несмотря на утрату линии к Калининской ТЭЦ-4, в 1980-х годах сеть узкоколейных железных дорог работала нормально, и даже развивалась. Всё больший процент добытого торфа поставлялся сельскохозяйственным предприятиям. Был построен новый участок от 33 километра до крупного животноводческого комплекса в селе Рязаново, а также подъездной путь от разъезда Квакшино до Квакшинской птицефабрики.

Не остался без дела и уцелевший участок линии Трояново — Торфяная (до станции Неготино): недалеко от объездной автодороги была создана эстакада для перегрузки торфа из вагонов в автомобили.







* * *


Редкинское ОХЖТ в середине 1980-х годов было переименовано в ППЖТ. Это не спасло его от упадка, который, как и везде, наступил в начале 1990-х.

На Куровском торфомассиве Емельяновского торфопредприятия добыча торфа прекратилась полностью, и ведущую туда линию узкоколейной железной дороги разобрали. На самом ближнем и самом старом Озерецком торфомассиве запасы торфа практически выработались — Озерецкий торфомассив стал снабжать лишь котельную посёлка Озерки.

По-прежнему сохранялась полномасштабная добыча торфа на Петровском и Губинском торфомассивах Емельяновского торфопредприятия. Торф ежедневно вывозился оттуда на станцию Перегрузочная, далее в вагонах широкой колеи поступал на электростанции, в основном на Клинскую ТЭЦ.

В 1995 году произошло едва ли не чудо: емельяновский торф решила приобретать одна из ТЭЦ города Твери (хотя, казалось бы, калининские ТЭЦ навечно отказались от него в 1982 году). Восстановить узкоколейную линию на Тверь не представлялось возможным. Поэтому торф для Твери везли в Перегрузочную — туда приходил ширококолейный состав-«вертушка». Таким образом, путь торфа от места добычи до топок ТЭЦ составлял более 90 километров, тогда как прежде, напрямую и без использования загруженной магистрали Санкт-Петербург — Москва — лишь около 40 километров.

По состоянию на 1997 год, торф для Клинской и Тверской ТЭЦ летом добывался на Петровском торфомассиве. С Губинского торфомассива в последние годы вывозка осуществлялась зимой, в летнее время регулярного движения на линии Мельшня — Зуево — Губинский не было.

На сети курсировали два рабочих поезда: Перегрузочная — 6-й участок (длина маршрута 9 километров), и Мельшня — Петровский (8 километров). На участке Трояново — Неготино регулярного движения к тому времени не было, но путь оставался в нормальном состоянии.

Однако тогда уже было вполне очевидным, что печальные изменения на сети близятся. Магистральная линия длиной 60 километров требовала значительных затрат на содержание пути, а стоимость торфа сильно увеличивалась от издержек на перевозку по длинному маршруту.

Редкинской сети повезло с тем, что когда-то практически на всех линиях постоянного действия был уложен путь на железобетонных шпалах. Если бы шпалы были деревянными, конец пришёл бы ещё раньше — содержать требуемое количество путейцев и ремонтировать путь было бы невозможно при столь больших расстояниях и незначительном объёме перевозок.

В 1999 году движение поездов из Мельшни в Перегрузочную было прекращено. Линию после этого разбирали не сразу, в надежде на лучшее.

С 2000 года линии у Озерков и на Емельяновском торфопредприятии стали изолированными друг от друга. Как в Суховерково, так и в Озерках торф вывозился зимой на котельную, причём на Емельяновском торфопредприятии узкоколейная железная дорога действовала активнее.

К концу 2002 года котельная поселка Озерки была переведена на газовое топливо, и зимой 2002-2003 годов в Озерках движения уже не было. А на участке Мельшня — Зуево — Губинский в январе 2003 года несколько раз в день можно было видеть проезжающие мотовозы ЭСУ2А с вагонами ТСВ.

Летом 2003 года движение полностью остановилось. Перспективы на следующую зиму определялись как неясные. В Озерках осталось менее 10 километров путей — от станции Перегрузочная до 6 участка. Они простаивали без движения. Не исключалось, что добыча торфа возобновится для нужд сельского хозяйства. Со слов жителей посёлка Озерки, в то время предвиделось возможное возобновление вывозки торфа и сохранение линии узкоколейной железной дороги до 6-го участка.

Надежды на лучшее не оправдались: на протяжении следующего года узкоколейная железная дорога медленно разграблялась «металлоломщиками». По состоянию на апрель 2005 года, рельсы в основном ещё лежали, но линия была непригодна для движения. На станции Перегрузочная производилась порезка подвижного состава и различного оборудования, в том числе вагоноопрокидывателей.

В 2004 году в посёлке Суховерково была открыта новая котельная, работающая на газе. После этого доставка торфа на старую котельную была прекращена. Ещё некоторое время на участке от станции Мельшня до Губинского торфомассива существовало минимальное движение.

Осенью 2006 года был разобран последний участок узкоколейной железной дороги — от станции Мельшня (посёлок Суховерково) до Губинского торфомассива.



По состоянию на 16 июня 2007 года, в посёлке Озерки и его окрестностях не было сохранившихся фрагментов рельсовых путей (исключение — помещение депо). В заброшенном локомотивном депо находились тепловозы ТУ4-2693 и ТУ7-1189, вблизи депо — разграбленный тепловоз ТУ7-1305, кабина тепловоза ТУ4-1801. В соседнем посёлке Изоплит находилась самоходная электростанция (мотовоз) ЭСУ2А-365, переоборудованная для работы на путях колеи 1520 мм.





Поездки автора

Я впервые оказался на рельсах узкоколейной железной дороги Редкинского ППЖТ ориентировочно в 1995 году. От Твери я приехал на велосипеде по Волоколамскому шоссе к переезду у Квакшино.

Осенью 1996 года я впервые прибыл в Озерки. В течение нескольких следующих месяцев я с неимоверным упорством ездил туда же — в безуспешных попытках проехать по узкоколейной железной дороге до Петровского или до Мельшни.

Сколько было таких поездок — подсчитать трудно. Отправление тепловоза из Озерков на дальние станции всякий раз срывалось по разным причинам.

В ходе одного из посещений Озерков там произошёл неприятный эпизод с нападением местных «обезьяноподобных» маргинальных подростков.

В одну из поездок я «привёз» в Озерки известных автостопщиков Антона Кротова и Андрея Винокурова.

Компания из троих человек выехала из Москвы последней вечерней электричкой на Тверь. Для меня это был редкий и крайне нехарактерный случай поездки куда-либо не в одиночку.

На электричке мы проехали от станции Ховрино в Москве до платформы Московское Море (предыдущей остановки перед станцией Редкино), где были высажены контролёрами за безбилетный проезд. Дошли пешком до Редкино, поспали несколько часов на скамейках вокзала. Около 5 часов отправились пешком в Озерки.

Тёмная станция Перегрузочная на окраине Озерков... Женщина-диспетчер сообщает: сегодня не отправляется никакой поезд, даже до ближнего участка. А. Кротов и А. Винокуров вернулись разочарованными.

5 августа 1997 года я в очередной, чуть ли не двадцатый раз приезжаю в Озерки. Как обычно, я не обнаружил в Перегрузочной поезда на Петровский. Но мне наконец удалось проехать в пассажирском поезде до ближнего 6-го участка.

Вечером я возвратился из Озерков в Москву. На следующее утро я опять отбыл в Озерки.

Свершилось то, о чём я мечтал много месяцев: поезд на Петровский должен был пойти. Но злобные машинисты отказались пускать меня в тепловоз! Для узкоколейной железной дороги это необычно. Причина — «несерьёзный», по их мнению, возраст.

Их смутило, что лицо школьного возраста, каковым я тогда являлся, собирается ехать так далеко. Не обладающим высокой культурой и кругозором людям не дано было понять и осознать, что к тому времени я уже «намотал» в одиночных автостопных путешествиях десятки тысяч километров. Самое дальнее путешествие — из Москвы в Тынду и обратно, почти 8 тысяч километров в одну сторону.

Я тайно залез в порожний торфовозный вагон, выбрав момент, когда никого из железнодорожников поблизости не было.

Из вагона было невозможно осматривать железную дорогу. При попытке высунуться выше уровня бортов возникала опасность обнаружения машинистами. И вскоре, у станции 5-й участок, это случилось.

Эти мужики с низким уровнем интеллектуального развития попытались отогнать меня от поезда. Но мне удалось, спрятавшись в кустах, при отправлении незамеченным проникнуть в вагон вновь.

Поезд остановился на стрелке у посёлка Квакшино. Здесь — долгие манёвры. Тепловоз временно уходит на ветку, ведущую на территорию птицефабрики. Поразмыслив, я решаю ехать дальше на тарелке буфера последнего вагона.

Добравшись на тарелке буфера до Петровского, я решил тем же способом ехать обратно. Иду по линии пару километров в обратную сторону, прячусь в зарослях, дожидаюсь окончания загрузки вагонов торфом.

На подъёме, расположенном на перегоне Петровский — Треугольник, скорость движения поездов небольшая. Когда появился поезд, я запрыгнул на тарелку буфера во время хода состава.

На раздельном пункте Треугольник снова выполняются манёвры. При выполнении маневров машинисты вновь обнаружили меня. Теперь они были вне себя от ярости. Я был «изгнан» окончательно.

Отправляюсь пешком по линии узкоколейной железной дороги на станцию Мельшня (посёлок Суховерково). От посёлка Суховерково я добрался до Твери попутным автотранспортом. Затем — на вокзал, к электропоездам. Поздним вечером я вернулся в Москву.



21 января 2003 года была совершена короткая поездка в Озерки. Ничего примечательного она не представляла. В этот день были сделаны первые фотографии узкоколейной железной дороги.

Ситуация узкоколейной железной дороги на этот момент была следующей:

Озерки, станция Перегрузочная. Движения на Мельшню (посёлок Суховерково, Емельяновское торфопредприятие) нет около трёх лет. Линия на участке 8-й пост — Треугольник частично разобрана. Впрочем, не исключено, что она полностью разобрана.

Станция Перегрузочная в Озерках разгромлена. Осталось не более 10 километров путей — от Озерков до 6-го участка. Но и там движения нет с декабря 2002 года. На данный момент линия завалена снегом.

Котельная посёлка Озерки переведена на газовое топливо. Остаётся добыча сельхозторфа. Теоретически шансы на возобновление вывозки по узкоколейной железной дороге и сохранение линии до 6-го участка остаются.




Короткое посещение Озерков 28 апреля 2005 года. Делаются первые цифровые фотографии. Снова произошло неприятное общение с агрессивными местными подростками-идиотами. Непонятно, почему именно в этом посёлке такое зашкаливающее количество «быдла».

Короткое посещение Озерков 16 июня 2007 года. Поиск и копирование исторических материалов в поселковой библиотеке, у местных жителей. Поездка была результативной в части собранных материалов.











ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    

    ДОКУМЕНТЫ    

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2003 ГОДУ (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, ТЕРРИТОРИЯ ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, ТЕРРИТОРИЯ ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, ТЕРРИТОРИЯ ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, ДЕПО, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, СТАНЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, ТЕРРИТОРИЯ ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, ТЕПЛОВОЗЫ В ЛОКОМОТИВНОМ ДЕПО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ПОСЁЛОК ОЗЕРКИ, ТЕПЛОВОЗЫ В ЛОКОМОТИВНОМ ДЕПО, ЗАБРОШЕННАЯ КОТЕЛЬНАЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ГОРОД ТВЕРЬ — ПУТЕПРОВОД НАД МАГИСТРАЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ,
     ЗАБРОШЕННАЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ ЭСТАКАДА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ГОРОД ТВЕРЬ — ПУТЕПРОВОД НАД МАГИСТРАЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ,
     ЗАБРОШЕННАЯ ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ ЭСТАКАДА)    












01.2003 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Тверской области»

на главную страницу