СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ







Старооскольский трамвай — система «промышленного» трамвая. Местонахождение — город Старый Оскол Белгородской области и его южные окрестности.

Системы, сходные со Старооскольским трамваем: Мозырский трамвай, Усть-Илимский трамвай, Новополоцкий трамвай, Авдеевский трамвай, Рязанский трамвай (уничтожен варварской властью).

Основное назначение трамвайной линии — связь жилой части города с Оскольским электрометаллургическим комбинатом. Трамвай изначально строился как быстрый магистральный транспорт. Система официально называется скоростным трамваем. По исполнению является двухпутной электрифицированной железной дорогой с пассажирским движением.

Старый Оскол сотни лет был небольшим и малоизвестным городом. Активное развитие началось в 1960-х годах, после начала разработки месторождений железной руды.

Основным центром добычи железной руды является соседний город Губкин. Специализация Старого Оскола — переработка руды, выплавка металла.

Старый Оскол стал крупным городом. Население на 2014 год — 220 тысяч жителей. Вместе с городом Губкин и другими примыкающими пунктами — 400 тысяч жителей.

Строительство Оскольского электрометаллургического комбината (ОЭМК) началось в 1975 году. Гигантское предприятие было решено разместить в лесостепной местности в 20 километрах южнее жилой части города.

Трамвай строился вместе с металлургическим комбинатом. Трамвайное движение началось раньше открытия комбината.

5 января 1981 года началось регулярное движение трамвайных вагонов на участке Трамвайное депо — База стройиндустрии (БСИ). С 29 октября 1981 года началось движение по всей линии, до южного конечного пункта «Оскольский электрометаллургический комбинат» (ОЭМК).

Протяжённость линии трамвая от крайнего северного пункта, станции «Трамвайное депо», до крайнего южного пункта, станции «ОЭМК», составляет 23,4 км. С 1981 года конфигурация линии не менялась.

В 1982 году Оскольский электрометаллургический комбинат выпустил первую продукцию. В жилой части города вдоль трамвайной линии активно строились многоэтажные дома.




Старооскольский трамвай на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году.



Я впервые побывал в Старом Осколе 19-20 августа 2010 года.


По состоянию на момент поездки, трамвай активно работает. Оператор трамвайной системы — ОАО «Скоростной трамвай». Оно финансируется городом.

Старооскольский трамвай — самая длинная и самая «тяжёлая» из всех шести сходных систем (помимо Старого Оскола, Усть-Илимск, Мозырь, Новополоцк, Авдеевка, и недавно закрытая озверевшими безумцами Рязань).

Почти всюду, кроме колец и деповских путей, на линии уложен путь железнодорожного, а не трамвайного типа. Тяжёлые рельсы Р-65, железобетонные шпалы. Здесь ожидаешь увидеть скорее электропоезд ЭР2.

В отличие от большинства подобных систем, в Старом Осколе есть номера маршрутов. Маршрут №1, основной: «Проспект Металлургов — «ОЭМК». Он покрывает 21 из 23 километров линии.

Маршрут №2: «Проспект Металлургов» — «БСИ». Является укороченным вариантом первого маршрута.

Маршрут №3: «Проспект Металлургов» — «Трамвайное депо». Очень короткий — два километра, две промежуточные остановки.

На маршруте №3 работает один состав-«челнок». Путевое развитие станции «Проспект Металлургов» (она же «Городское кольцо») не позволяет развернуть вагон на кольце при следовании с северной стороны. Поэтому необходимы кабины управления с разных сторон.

Трамвайные вагоны с двумя кабинами управления у нас всегда были редкостью. Для Старого Оскола их не нашлось. Проблему решили своеобразно: сцепили два вагона, «направленных» кабинами в разные стороны.

Двери также имеются только с одной стороны. Поэтому посадка пассажиров на этот состав производится всегда в один вагон — «рабочий».

В части оплаты проезда имеются две тарифные зоны: «городская» — от жилой части города до остановки «Торговый центр «Карусель» включительно, «пригородная» — всё, что южнее остановки «Торговый центр «Карусель».

Оскольский электрометаллургический комбинат не является основным «генератором» пассажиропотока. Значительная часть перевозок — между городом и пригородной зоной, деревнями, дачными посёлками. Довольно значительны и перевозки внутри жилой части города.

Подвижной состав — исключительно вагоны производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Есть как старые, так и новые вагоны. Значительная часть — двухвагонные поезда. В вагонах обычно есть кондуктор. На маршруте №3 оплата водителю.

Старый Оскол — благополучный и развитый город. Равно как Белгородская область в целом отличается по благополучию в лучшую сторону от всех своих соседей. Здесь понимают важность трамвая. Линию поддерживают на хорошем уровне, вкладывают средства в развитие.

Хотелось бы надеяться, что здесь не придут к власти такие же подонки, как в Рязани. Но гарантий быть не может.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ЛИНИЯ У ОСТАНОВКИ «МИКРОРАЙОН ЖУКОВА», ПОЕЗДКА В ВАГОНЕ В СТОРОНУ ОЭМК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОЕЗДКА В ВАГОНЕ В СТОРОНУ ОЭМК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОЕЗДКА В ВАГОНЕ В СТОРОНУ ОЭМК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА В ВАГОНЕ В СТОРОНУ ОЭМК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОЕЗДКА В ВАГОНЕ В СТОРОНУ ОЭМК, ПРОМЕЖУТОЧНОЕ КОЛЬЦО «БСИ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПОЕЗДКА В ВАГОНЕ В СТОРОНУ ОЭМК)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОЕЗДКА В ВАГОНЕ В СТОРОНУ ОЭМК, КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ОЭМК»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ «ОЭМК», УЧАСТОК «ПРОСПЕКТ МЕТАЛЛУРГОВ» — «УСТ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК «ПРОСПЕКТ МЕТАЛЛУРГОВ» — «УСТ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ТРАМВАЙНОЕ ДЕПО, СТАНЦИЯ «УСТ», СТАНЦИЯ «ПРОСПЕКТ МЕТАЛЛУРГОВ»)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ «ПРОСПЕКТ МЕТАЛЛУРГОВ», ЛИНИЯ В ЖИЛОЙ ЧАСТИ ГОРОДА)    










13.11.2014 © Автор «Сайта о железной дороге»


назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика