Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПЕРЕВЛЕС — ЯСАКОВО







Железнодорожная линия Перéвлес — Ясаково находится в Рязанской области. По состоянию на 2010 год, это однопутная электрифицированная малодеятельная линия. Движение на линии представлено исключительно электропоездами сообщением Рязань — Перевлес — Ясаково.

Приблизительно до 1960 года две нынешние тупиковые линии: Перевлес — Ясаково и Листвянка — Гавердово являлись частью магистральной железной дороги Рязань — Кустарёвка (историческая Московско-Казанская железная дорога).

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, cтанции Ясаково и Вышгород (на линии Листвянка — Гавердово) были открыты в 1893 году, вместе с участком Московско-Казанской железной дороги Рязань — Свияжск.



Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).
Станции Ясаково и Вышгород были транзитными.




Расписание движения поездов на лето 1957 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).


При реконструкции магистральной линии Рязань — Кустарёвка её было решено спрямить посредством строительства нового участка Листвянка — Перевлес. Участок Гавердово — Ясаково был разобран. Появились две тупиковые малодеятельные ветви: Листвянка — Гавердово и Перевлес — Ясаково.

Участок Рязань — Сасово был электрифицирован в 1959 году. Источник информации: http://parovoz.com/history/electrification/1959-60.php.

Был ли к 1959 году построен участок Листвянка — Перевлес, была ли электрификация на разобранном участке Гавердово — Ясаково — со стопроцентной достоверностью не выяснено. Казалось бы: едва ли имело смысл электрифицировать участок, запланированный под ликвидацию.

По утверждению одного из местных жителей, участок Гавердово — Ясаково был электрифицирован и проработал на электрической тяге два или три года. Этот участок всегда был однопутным.

После строительства новой линии Листвянка — Перевлес изначально собирались разобрать всю старую линию, не оставив от неё ничего. Но благодаря настойчивым просьбам местных жителей в итоге «пощадили» станции Гавердово и Ясаково.

Без железной дороги осталось село Половское. Жителям Половского дёшево продали шпалы с разобранной линии. Из них построили сараи, которые можно видеть и в XXI веке.

Строительство нового участка Листвянка — Перевлес позволило сократить протяжённость магистральной линии и вывести её из зоны, неблагоприятной с точки зрения безопасности движения. Участок Вышгород — Гавердово — Ясаково местами пролегает вблизи берега реки Ока. Считается, что на нём есть угроза оползней и размывов.

Находящаяся на новом участке Листвянка — Перевлес станция Тысья, согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, была открыта в 1964 году. Но нельзя исключать, что фактически участок Листвянка — Перевлес был открыт раньше.

Участки Перевлес — Ясаково и Листвянка — Гавердово превратились в тупиковые малодеятельные ветви — но электрифицированные, что крайне нехарактерно для таких ветвей, особенно за пределами Московской области. Жителей ближайших населённых пунктов решили не лишать сообщения с Рязанью: до Гавердово и Ясаково было открыто регулярное движение электропоездов.

Перегон Перевлес — Ясаково, согласно атласу «Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР», изданному в 1943 году, был двухпутным. Участок Листвянка — Вышгород — Ясаково был однопутным. После строительства новой линии Листвянка — Перевлес второй путь на перегоне Перевлес — Ясаково был снят.

Нумерация расстояния на километровых знаках здесь, как и на всей линии от Москвы до Сызрани, изначально велась от станции Москва-Казанская. После 1959 года на участке Перевлес — Ясаково нумерация расстояния на километровых знаках стала вестись от станции Перевлес.

На участке Листвянка — Гавердово отсчёт расстояния на километровых знаках остался прежним — от Москвы. На главном ходу к востоку от станции Перевлес отсчёт расстояния на километровых знаках после открытия спрямляющей линии Листвянка — Перевлес не менялся. У станции Перевлес нумерация «перескакивает» вперёд.

Приблизительно до 2005 года на участке Перевлес — Ясаково, помимо движения электропоездов, существовало редкое грузовое движение. Станция Ясаково расположена в крупном селе Троица. В нём находились предприятия, имевшие подъездные пути.

После прекращения грузового движения все стрелочные переводы на электрифицированном пути станции Ясаково были демонтированы. Линия превратилась в 7-километровый тупик без путевого развития.

В сентябре 2003 года в Ясаково и Гавердово побывал любитель железных дорог из Москвы Дмитрий Фокин. По информации от него, до Ясаково имелось крайне редкое грузовое движение. Вокзальное здание на станции Ясаково было действующим. В здании работали железнодорожники. Любителю железных дорог удалось пообщаться с начальником станции.

Д. Фокин создал публикацию о линиях Перевлес — Ясаково и Листвянка — Гавердово, которая была выложена на известном сайте Parovoz.com (http://parovoz.com/stories/perevles). Но затем, поддавшись неуправляемому внезапному тяжёлому приступу необъяснимого гнева, Д. Фокин потребовал удалить с сайта Parovoz.com абсолютно все свои материалы, что и было сделано владельцем сайта Зиновьевым.

Огромное количество текстов и фотографий, в том числе весьма ценных, в силу дикого поступка этого странного человека пропало бесследно. Публикация о поездке в Гавердово и Ясаково частично была сохранена сайтом-архиватором: http://web.archive.org/web/20060326021217/http://parovoz.com/stories/perevles/.

В сентябре 2006 года на перегоне Листвянка — Перевлес магистральной железнодорожной линии произошло обрушение путепровода, построенного над автодорогой. Водитель грузового автомобиля, перевозивший на прицепе экскаватор, нарушил габарит и снёс стрелой экскаватора пролёт путепровода. В этот момент по нему проходил наливной грузовой поезд. Цистерны с бензином на большой скорости рухнули на автодорогу и загорелись.

Одна из важнейших железнодорожных магистралей была перекрыта как минимум в течение суток, что принесло большие проблемы. Примечательно, что если бы участок Гавердово — Ясаково не был разобран — перекрытия магистрали не произошло бы.


На протяжении 2000-х годов объём пригородного движения и грузового движения на малодеятельных линиях по всей России катастрофическими темпами сокращался. Между тем, линии Листвянка — Гавердово и Перевлес — Ясаково долгое время оставались неизученными мной.

Я много раз укорял себя за промедление с поездкой на линии Перевлес — Ясаково и Листвянка — Гавердово: в любой момент они могут повторить судьбу линии Нахабино — Павловская Слобода.

В 2009 году меня весьма сильно напугала временная отмена движения до Гавердово в связи с ремонтом. Подумалось, что это повод для полной отмены движения.

К счастью, весной 2010 года движение электропоездов до Гавердово возобновилось. Решаю проездить в течение дня обе линии: Перевлес — Ясаково и Листвянка — Гавердово, пройти пешком разобранный участок Гавердово — Ясаково.

Был составлен план экспедиции. 10 мая 2010 года были проезжены малодеятельные тупиковые линии Перевлес — Ясаково и Листвянка — Гавердово. Кроме того, был зафотодокументирован последний километр линии Перевлес — Ясаково, участок от станции Гавердово до платформы Дудкино линии Листвянка — Гавердово и весь разобранный участок Ясаково — Гавердово. Также были сделаны отдельные фотографии прилегающего пейзажа, не связанные с разобранной железной дорогой.

Из города, расположенного недалеко от Москвы по Московско-Нижегородской железной дороге, я доехал на автомобиле до Раменского. Выезд в 4:00. Благодаря пустым дорогам проезд до Раменского занял всего 30 минут. Далее: электропоезд Раменское — Голутвин 4:50 — 5:56 (комфортабельный состав, отправляющийся в обратном направлении, из Голутвина на Москву, как экспресс). Электропоезд Голутвин — Рязань 1 6:26 — 8:05. Электропоезд Рязань 1 — Ясаково 8:20 — 9:52.

На участке Перевлес — Ясаково, по состоянию на май 2010 года, ежедневно в ходу две пары электропоездов. С немалой неожиданностью я узнал, что нумерация километровых знаков на этом участке — от Перевлеса (Ясаково — 7-й километр). Причём это не мешает существованию остановочного пункта 252 километр, именно так он отмечен на табличках!

Электропоезд Рязань — Ясаково по станции Перевлес меняет направление движения. Пассажиров на Ясаковской ветви немного, но они есть.

Нумерация километровых знаков на главном ходу в месте примыкания линии Перевлес — Ясаково резко «прыгает» вперёд — после Перевлеса отсчёт расстояния продолжается в таком виде, каким он был по старой линии через Гавердово — Ясаково, действовавшей до начала 1960-х годов.

То же самое с 2001 года имеет место на Петербурго-Московской железной дороге. После ликвидации обхода Веребьинского подъёма, что сократило на 5 километров расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы, нумерация на километровых знаках южнее разобранного обхода осталась прежней.

На участке Перевлес — Ясаково местами просматриваются следы насыпи под второй путь. На участке Ясаково — Гавердово — Листвянка по всем признакам линия всегда была однопутной.

Максимальная установленная скорость как на линии Перевлес — Ясаково, так и на линии Гавердово — Листвянка составляет 15 км/час. Линия Перевлес — Ясаково давно не реконструировалась и находится в плохом состоянии, хотя шпалы железобетонные.

Ещё несколько лет назад до Ясаково было грузовое движение — вывоз металлолома и сельхозпродукции. На текущий момент его нет. Ржавые станционные пути лежат, но все стрелки с главного пути демонтированы. Ясаково — тупик без путевого развития, хотя выглядит пока ещё как станция.

Старинное здание вокзала станции Ясаково — цело, но наглухо заперто. Светофоры закрещены. Паровозные гидроколонки «срублены».

Я прошёл по действующей линии около километра в сторону Перевлеса. Фотографирую электропоезд ЭР2-1201, отправившийся обратно в Рязань. Возвращаюсь на станцию Ясаково. Затем иду по разобранной линии на Гавердово.

На участке Троица (село, в котором находится станция Ясаково) — Красильниково на месте железной дороги проложена плохая (сильно разбитая) асфальтированная дорога, по которой почти не ездят. На участке Красильниково — Половское находится хорошая асфальтированная дорога. На участке Половское — Гавердово — грунтовая дорога, пригодная для проезда легкового автомобиля. Этот участок пролегает вдоль берега Оки и очень живописен. Местами он активно застраивается дачами.

Разобранная железная дорога всюду находится в целом виде. Она нигде не размыта и не сползла.

Никаких очевидных следов от существовавшего когда-то между Гавердово и Ясаково разъезда Половский найти не удалось. В том месте, где, скорее всего, был разъезд, рядом с разобранной железной дорогой находится жилой дом. Но его облик не является типично железнодорожным.

«Станция» Гавердово — тупик без путевого развития и без всяких построек. Причём, в отличие от Ясаково, в таком виде она существует очень давно. Не исключено, что грузового движения здесь нет с 1960-х годов. Тем более удивительно, что движение электропоездов здесь сохранено.

На текущий момент это выглядит удивительно. Аналог — если бы существовали маршруты электропоездов Москва — Уршель, Москва — Зарайск или Владимир — Асерхово (ныне линия Улыбышево — Асерхово разобрана). Возможно, даже это выглядело бы менее удивительным, чем маршруты Рязань — Ясаково и Рязань — Гавердово.

В отличие от приведённых теоретически возможных маршрутов, пассажирское движение на линиях до Ясаково и Гавердово имеет глубокие исторические корни. В своё время их решили не лишать прямого сообщения с Рязанью. Но всё же очень странно...

Маршрутами на Ясаково и Гавердово пользуются в основном дачники. Но число дачников, использующих общественный транспорт, как известно, постоянно сокращается. В пригородах Москвы пользоваться электропоездами заставляют «пробки». В Рязани, где эта проблема остро не стоит, очевидно, у пассажирского движения нет перспектив.

Расписание электропоездов из Ясаково (http://rasp.yandex.ru/tablo/station/9600952?span=schedule&type=suburban) составлено так, что на них местные жители не могут ездить на работу в областной центр. Из Гавердово (http://rasp.yandex.ru/tablo/station/9601305?span=schedule&type=suburban) это в принципе возможно на электропоезде отправлением в 5:37.

От Гавердово я прошёл по путям действующей железной дороги 4 километра в сторону Листвянки — до платформы Дудкино. При этом было выполнено тотальное фотодокументирование. Затем возвращаюсь пешком в Гавердово и сажусь в электропоезд.

При тенденции массовой отмены пассажирского движения на тупиковых ветвях в России можно было бы ожидать, что отмена движения на участке Листвянка — Гавердово осенью 2009 года произошла навсегда.

Но оказалось, что движение было прекращено для ремонта пути. В Сети упоминаний об этом найти не удалось. Но на месте было видно: верхнее строение пути на участке Листвянка — Гавердово в последние месяцы было заменено на всём протяжении. В ремонт линии вложили весьма солидные деньги.

Движение электропоездов до Гавердово с начала мая 2010 года было возобновлено. Состояние пути теперь почти идеальное. Капитально отремонтирован мост через реку Городня. Благодарить за всё это следует администрацию Рязанской области.

Тем более странным выглядит такой факт: администрация Рязанской области не желает финансировать минимальный ремонт пути (не сопоставимый по затратам с полной заменой РШР на линии Листянка — Гавердово) и восстановление пассажирского движения на узкоколейной железной дороге Тумская — Голованова Дача.

Несмотря на то, что линия Листвянка — Гавердово находится в идеальном состоянии и ехать по ней можно было бы с не меньшей скоростью, чем по главному ходу, здесь по-прежнему действует ограничение скорости 15 км/час. Отменить ограничение скорости забыли. И его приходится неукоснительно выполнять: 15 км/ч вместо логичных ста.

10 километров от Гавердово до Листвянки преодолеваются за час. Четыре промежуточные остановки, на каждой — новые зелёные таблички. Такие же таблички стоят повсеместно на главном ходу от Москвы до Кустарёвки.

Список непроезженных мной железных дорог в момент прибытия электропоезда на станцию Листвянка cократился на два пункта.

Недавно произведённый капитальный ремонт вовсе не является гарантией того, что движение просуществует долго. Наглядный пример этому — многочисленные трамвайные линии, ликвидированные вскоре после капитального ремонта. Поэтому с проездом по линиям Перевлес — Ясаково и Листвянка — Гавердово желающим стоило бы поторопиться.

Электропоезд ЭР2-1257 следовал от Гавердово до Голутвина. Это прямой маршрут, хотя в расписаниях он значится как Гавердово — Рязань и Рязань — Голутвин. Отправление из Гавердово: 15:37, прибытие в Голутвин: 19:01. Затем: Голутвин — Раменское электропоездом на Москву, 19:09 — 20:48.

Знание «обходных» маршрутов позволило обойти большую часть «пробок», которые начинались уже за 30 километров до Москвы (10 мая — последний день «длинных» выходных) и доехать из Раменского за час. Это всего в два раза дольше, чем по пустым дорогам.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ЭЛЕКТРОПОЕЗД НА СТАНЦИИ ПЕРЕВЛЕС, СМЕНА НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ,
     ПЛАТФОРМА 252 КМ, СТАНЦИЯ ЯСАКОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ЯСАКОВО, НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ В СТОРОНУ ПЕРЕВЛЕСА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ СТАНЦИИ ЯСАКОВО,
     ПРОСЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА, СТАНЦИЯ ЯСАКОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ЯСАКОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ЯСАКОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ЯСАКОВО, ПОХОД ПО РАЗОБРАННОМУ УЧАСТКУ ЯСАКОВО — ГАВЕРДОВО)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПОХОД ПО РАЗОБРАННОМУ УЧАСТКУ ЯСАКОВО — ГАВЕРДОВО,
     БЫВШИЙ РАЗЪЕЗД ПОЛОВСКИЙ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПОХОД ПО РАЗОБРАННОМУ УЧАСТКУ ЯСАКОВО — ГАВЕРДОВО,
     ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ ГАВЕРДОВО)    










17.03.2013 © С. Болашенко


назад

на главную страницу