Яндекс.Метрика

Приветствую вас на «Сайте о железной дороге»!

Это — ещё не начало страницы, страница начнётся чуть ниже. Ещё раз повторяю, самая верхняя часть страницы будет ниже!

Эти буквы, которые вы в данный момент видите — «балластный» текст, который очень раздражает и меня. К счастью, я его редко вижу, так как «Сайт о железной дороге» делается на компьютере, не подключённом к Сети, и все страницы хранятся без мусорного текста. Он добавляется только перед вывозом страниц на другой, подключённый к Сети компьютер и выкладыванием страниц в Сеть.

Этот текст появился вынужденно, из-за критической ситуации. Он должен рано или поздно исчезнуть.

Когда он исчезнет — зависит от вас, от количества купленных вами книг!

Сайт «Книги Сергея Болашенко». Адрес в Сети: http://infojd.ru/knigisb. Вы можете помочь мне, даже не покупая книги: кратко просмотрев этот сайт, когда-нибудь рассказав обо мне другим.

Полезно для понимания всех прочих страниц «Сайта о железной дороге» ознакомиться со страницей http://infojd.ru/nov.html.

Работу над «Сайтом о железной дороге» и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций.

Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше!

Повторяю, у меня один источник дохода - продажа книг (слегка дополняется добровольными переводами читателей сайта). Книги продаются двумя способами: отправка по почте в любую точку мира, личная встреча. Это очень просто, быстро и удобно!

В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует неограниченно долго, при замене карты номер не меняется).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПОТЬМА — БАРАШЕВО









Железнодорожная линия Потьма — Барашево. Местонахождение: Зубово-Полянский и Теньгушевский районы республики Мордовия в составе Российской Федерации.

Протяжённость: 55 километров от станции Потьма до станции Барашево. Плюс 8 километров Шалы — Лесной. Неофициальные названия: «Потьминская железная дорога» («Потьминская ветка»), «Явасская железная дорога», «Лагерная ветка».

Главной станцией железнодорожной линии являлась станция Явас.

Железнодорожная линия Потьма — Барашево — это место горя, боли и скорби. Речь не о том, что она находится в районе с обилием исправительных колоний. Там уже давно «сидят» те, кто этого «заслужил», и суровые условия для них — справедливое наказание.

Железная дорога, к глубокому прискорбию, была разрушена спятившими ублюдками в 2006-2008 годах. Чудовищный акт, свидетельство вопиющей деградации России, подрыв инфраструктурной целостности, однозначное преступление. К сожалению, варвары остались безнаказанными.

Я здесь побывать до 2006 года не успел, хотя ничто не мешало это сделать. Досада будет преследовать пожизненно.


История железной дороги неотделима от истории «Мордовских лагерей». «Мордовлаг», он же «Темлаг» «Дубравлаг», возник в 1928 году.

Причиной массового появления исправительных колоний именно в этом районе было наличие здесь незаселённых лесов, расположенных в относительной близости от крупных городов — Москвы, Самары (Куйбышева) и Нижнего Новгорода (Горького). Большие города тогда нуждались в древесине — как «истопной», то есть дровах, так и в качественной древесине для строительства.

25 мая 1931 года был постановлением НКВД СССР было официально образовано Темниковское управление лагерей (Темлаг). Темников — небольшой старинный город к северу от села Барашево. Железной дороги он не имеет и никогда не имел.

Главным видом транспорта на территории исправительных лагерей становилась железная дорога. Начальным пунктом железной дороги была определена станция Потьма на магистрали Москва — Самара, конечным пунктом — село Барашево.

Железная дорога появилась немного раньше «Темлага». По исторической справке, подготовленной жителем Потьмы Юрием Вицукаевым, уже к 1924 году её протяжённость составляла 17 км на север от станции Потьма. В 1925 году строительство железной дороги было продолжено до посёлка Явас. В 1929 году с приходом железной дороги на 55-й километр возник посёлок Барашево.

Строительство велось заключёнными в тяжелейших условиях, почти без механической техники. Вдоль железной дороги строились исправительные лагеря с прилегающими посёлками для «вольного» населения. Среди этих посёлков: Молочница, Сосновка, Леплей, Ударный, Парца, Явас, Шалы, Озёрный, Барашево. Все они имеют одинаковую дату основания, конец 1920-х годов. До появления железной дороги, возможно, ни одного населённого пункта на её трассе не было.

В Явасе было размещено управление лагерей, управление железной дороги и локомотивное депо.

Местность здесь в целом ровная, но в условиях полностью ручного труда строительство было очень напряжённым. Наиболее крупными преградами на трассе железной дороги были реки Виндрей и Явас. Деревянные мосты через них строились исключительно вручную, сваи забивались дубовой «бабкой», перекладины и балки накатывались верёвками.

Изысканием и планировкой местности, а потом и строительством дороги в глубину потьминских лесов руководили инженер-путеец Вячеслав Александрович Соловьёв, прораб Михаил Рафаилович Бубликов. Павел Максимович Щетинкин непосредственно руководил всеми работами по отсылке полотна, укладкой шпал и рельсов. Первый начальник железной дороги — М.Н. Ходукин.

Железная дорога на протяжении всей своей истории была ведомственной. Она не была передана в состав сети общего пользования МПС, хотя вопрос об этом многократно поднимался. Это было очень плохим решением, и привело в итоге к её гибели.

До 1980-х годов железная дорога была единственной связующей нитью в этой частью Мордовии. Активно курсировали грузовые и пассажирские поезда. Завозились различные грузы для Теньгушевского и Темниковского районов, в Барашево была перевалка на автомобильный транспорт.

В Потьме были две станции: на магистральной линии и на «Явасской железной дороге». Станция на магистрали когда-то не являлась глухим «полустанком», как в наши дни — там была длительная стоянка поездов дальнего следования и смена локомотивных бригад.

При покупке билета на ведомственной станции Потьма (неофициально «Потьма-2», «Потьма-Явасская») нужно было предъявить паспорт. При посадке в вагон пассажирского поезда могли спросить цель поездки. Но строго закрытой территорией этот район не был.

Положение изменилось в 1980-е годы, когда параллельно железной дороге от Потьмы до Барашево была построена асфальтированная автодорога. Перевозки стали снижаться.

Но железная дорога — это главный транспорт, автомобили — лишь второстепенный. Без железной дороги полноценное развитие и полноценная жизнь немыслимы.

Пассажирское движение было отменено в 1990-е годы. Но продолжали курсировать рабочие и грузовые поезда. Иногда привозили спецвагоны с «этапом» прибывающих отбывать наказание.

В посёлке Леплей с 1986 года действовала колония для иностранных граждан. В то время иностранцы в СССР были редкостью, но с 1991 года, когда сепаратисты отделили от России половину её пригодной для жизни территории, «иностранцем» является едва ли не каждый четвёртый заключённый.

Где исправительные колонии — там промышленное производство. Где промышленное производство — там железная дорога. Так должно быть по-нормальному.

Но мудаки, ублюдки, враги Родины в 2006-2008 годах полностью разобрали железную дорогу. Это было сделано «втихую».

В августе 2010 года здесь, как и во многих других районах к востоку от Москвы, происходили массовые лесные пожары. Огонь мог полностью уничтожить посёлки от Потьмы до Барашево. МЧС России постановило отправить пожарные поезда на станции Явас и Барашево. И большой неожиданностью для чиновников было узнать, что таких станций нет, что рельсы заканчиваются в нескольких сотнях метрах от станции Потьма.

Был немалый скандал, получивший огласку в СМИ. Однако преступники должным образом не наказаны, железная дорога не восстановлена.

По состоянию на 2015 год, район по-прежнему является «лагерным». Причём «мордовские зоны» имеют репутацию самых суровых и «жёстких» в России. Множество колоний за пределами крупных городов в последние годы закрыто, но здесь колонии есть и будут.

Без железной дороги — ни нормального производства в колониях, ни нормальной жизни в прилегающих посёлках, ни развития району. Безжелезнодорожье — это мерзость запустения. Но железную дорогу не восстанавливают. Хуже того, местами начинается застройка железнодорожной линии.

http://infojd.ru/dop/poezdka2015sbar.html — описание рабочей экспедиции в августе 2015 года. Тотальная пешая фотодокументация на участке Явас — Молочница.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (БАРАШЕВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЯВАС)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЯВАС,
     УЧАСТОК ЯВАС — ПАРЦА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (УЧАСТОК ЯВАС — ПАРЦА, ПАРЦА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (УЧАСТОК ПАРЦА — УДАРНЫЙ, УДАРНЫЙ, УЧАСТОК УДАРНЫЙ — ЛЕПЛЕЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УЧАСТОК УДАРНЫЙ — ЛЕПЛЕЙ, ЛЕПЛЕЙ, УЧАСТОК ЛЕПЛЕЙ — СОСНОВКА)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (УЧАСТОК ЛЕПЛЕЙ — СОСНОВКА, СОСНОВКА, МОЛОЧНИЦА, ПОТЬМА)
   









13.08.2019 © С. Болашенко


назад

на главную страницу