ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БЕШТАУ — ЖЕЛЕЗНОВОДСК








Железнодорожная линия Бештау — Железноводск находится в Ставропольском крае. Протяжённость железнодорожной линии составляет немногим менее шести километров. Линия однопутная, электрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Северо-Кавказская железная дорога.

Линия является главным транспортным путём в Железноводск, курортный город в районе Кавказских минеральных вод. После 2000 года на линии неоднократно отменялось пассажирское движение.

С 1 сентября 2019 года пассажирское движение на линию вернулось, но в небольшом объёме.



Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1985 году.


Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытия станции Железноводск — 1897 год.

Линия строилась для соединения Железноводского курорта с «Кисловодской ветвью» Владикавказской железной дороги (линия Минеральные Воды — Кисловодск). Начальный пункт — станция Бештау, что означает «Пять гор».



Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).


Когда-то на линии были промежуточные остановки 4 км — у путевой казармы и Развалка непосредственно перед Железноводском. Название платформы Развалка происходит от одноимённой горы, хотя до неё далеко.

http://deletant801.livejournal.com/105917.html — платформа Развалка, ориентировочно 1900-е годы

Временное движение поездов началось от станции Бештау до платформы Развалка 16 июня 1896 года. Станция Железноводск открылась на полгода позже, 1 января 1897 года.

По меньшей мере с 1990-х годов промежуточных остановок на линии нет.

Линия была электрифицирована вместе с линией Минеральные Воды — Кисловодск в 1936 году и переведена с постоянного на переменный ток также вместе с линией Минеральные Воды — Кисловодск в 2006 году.

По состоянию на 1995 год, насчитывалось 19 пар электропоездов Бештау — Железноводск. Железноводский электропоезд почти не оставался без движения, постоянно курсируя из конца в конец ветви.

Линия имеет исключительно трудный профиль и план пути. Все 5 с половиной километров — почти непрерывный подъём наверх. Почти нет прямых мест: сплошные повороты.

Для работы на железноводской ветви электропоезд проходил специальную подготовку. У «железноводского» состава быстрее, чем у остальных электропоездов, истираются тормозные колодки и гребни колёсных пар.

По состоянию на 2006 год, имелось 6 пар поездов Бештау — Железноводск.

В октябре 2008 года движение электропоездов было прекращено. В мае 2010 года оно возобновилось, но продержалось две недели — с 1 по 15 мая 2010 года.

Больше трёх лет рельсы на линии ржавели и зарастали. Город Железноводск лишился цивилизованного транспорта. Электропоезд для этого города был почти таким же символом, как для Пятигорска — трамвай. Старинный вокзал — одна из главных достопримечательностей Железноводска.

С 10 августа 2013 года движение электропоездов на Железноводск во второй раз возобновилось, в объёме шести пар поездов в сутки. Первый после длительного перерыва поезд приходил в торжественной обстановке. Его встречали официальные лица, произносились красивые речи.

Репортаж государственной телерадиокомпании «Ставрополье», 11 августа 2013 года
(http://www.skfo.ru/news/2013/08/11/Na_Kavminvodah_pustili_kurortnuyu_elektrichku_v_Jeleznovodsk)

На Кавминводах пустили курортную электричку в Железноводск, отмененную пять лет назад из-за нерентабельности. Об этом в воскресенью сайту ГТРК «Ставрополье» сообщила пресс-служба краевого министерства курортов и туризма.

На Кавказских Минеральных Водах возобновилось движение электрички в Железноводск, отмененной в 2008 году из-за нерентабельности. Первый рейс, бесплатный для пассажиров, прибыл в субботу в город-курорт со станции Бештау.

«Этот железнодорожный маршрут значительно улучшает транспортную доступность города-курорта, нарушенную с его отменой. Пуск электрички – прекрасный вклад в предстоящее в сентябре празднование 210-летия Кавказских Минеральных Вод», — сказал первый заместитель председателя правительства края Виктор Шурупов.

Пассажирами первого рейса стали также члены правительства и думы Ставропольского края, представители РЖД, руководства города, журналисты.

Как сообщают в краевом министерстве транспорта, по семикилометровому маршруту к Железноводску, стоящему особняком от центральной магистрали, планируется пустить пять пар курортного поезда в сутки.

Договоренность о возобновлении маршрута достигнута министерством с ОАО «РЖД» ввиду увеличившейся в последние годы загрузки санаториев и росту пассажиропотока.

Северо-Кавказская пассажирская пригородная компания, руководство региона и администрация города-курорта согласовали совместные действия по финансированию маршрута и срокам запуска.

Загруженность уже первого рейса подтвердила, что маршрут обретает былую популярность.

Также к пуску электропоезда наведен порядок на станции Бештау, проведены ремонтные работы на историческом здании вокзала Железноводска.

«Ценно, что ветка и эти красивейшие объекты не приходят в запустение, а обретают новую жизнь», — отмечали выступавшие на встрече электропоезда.



Я проехал по линии 4 и 5 ноября 2013 года. Полное описание выполненной в 2013 году рабочей экспедиции находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2013bkp.html.

Билеты до Железноводска не продаются ни в Бештау, ни на какой-либо иной станции. «Обилечивание» происходит исключительно внутри четырёхвагонного электропоезда ЭД9М-0146.

В электропоездах маршрута Минеральные Воды — Кисловодск несколько раз объявляют о том, что по станции Бештау можно пересесть на поезд до Железноводска. Но пассажиров на железноводском электропоезде — почти ноль.

Между тем, огромной ошибкой стало решение пустить электропоезд, как и в прошлые годы, по замкнутому маршруту Бештау — Железноводск. Мало кто захочет пересаживаться, даже при быстрой пересадке.

Ощущение такое: глупейшее решение организовать замкнутое движение только между Бештау и Железноводском имело под собой одну цель. А именно: как можно скорее отказаться от движения на Железноводск под предлогом отсутствия пассажиров.

Движение должно быть обязательно по маршруту Кисловодск — Железноводск, и никак иначе!

Станция Железноводск когда-то имела три пути. Остался один путь, все стрелки убраны. Теперь железноводская ветвь — тупик без путевого развития.

Старинный вокзал закрыт для пассажиров. Табличка сообщает об охранном статусе здания.

Утром выполняю пешую фотодокументацию линии до Бештау.

Электропоездом от Бештау до Лермонтовской, изучение Пятигорского трамвая. Вечером, в темноте — электропоездами от Пятигорска до Железноводска через Бештау. Пассажиров — снова почти ноль.

Забираю спрятанные вещи. Тем же электропоездом — в Бештау, затем в Минеральные Воды.

Как и следовало ожидать, движение возобновилось ненадолго. С 15 марта 2014 года движение на Железноводск было полностью отменено.

По состоянию на 2017 год, линия Бештау — Железноводск снова превратилась в ржавеющий и зарастающий тупик без какого-либо движения.

На мой взгляд, следовало бы организовать хотя бы туристические или разовые перевозки — к примеру, на День Победы, День России и День Железнодорожника. Но не делается и это.


В 2019 году, по всей видимости, представители властей Ставропольского края и (или) железнодорожных структур прочли эту публикацию. Движение по линии Бештау — Железноводск решили восстановить, причём именно в том виде, о необходимости которого я писал: по маршруту Кисловодск — Железноводск.

1 сентября отправился первый электропоезд по маршруту Кисловодск — Железноводск. Железноводск встретил электропоезд после очередного долгого перерыва. Но главное — не это. Впервые в истории поезд прибыл в Железноводск не из Бештау!

Маршрут Кисловодск — Железноводск, несомненно, более правильный, чем Бештау — Железноводск. Он позволит увеличить пассажиропоток.

Но, к сожалению, электропоезда пущены только по выходным дням в объёме двух пар. В такой ситуации пассажиров почти не будет, и есть угроза новой отмены.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ЖЕЛЕЗНОВОДСКИЙ ЭЛЕКТРОПОЕЗД В БЕШТАУ, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ, СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОВОДСК)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ,
     ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА, КАЗАРМА У БЫВШЕЙ ПЛАТФОРМЫ 4 КМ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ БЕШТАУ, СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОВОДСК)
   









08.01.2017 © Автор «Сайта о железной дороге»

назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика