КОНОТОПСКИЙ ТРАМВАЙ








Конотопский трамвай находится в Сумской области Украины. Редкая и нетипичная трамвайная система. Главный транспорт и главная достопримечательность Конотопа — второго по величине города Сумской области. При этом в областном центре, городе Сумы, трамвая нет и никогда не было.

Город Конотоп основан в 1635 году. В 19 веке стал важным железнодорожным узлом. Железная дорога и поныне остаётся главной составляющей жизни города.

Население Конотопа, по данным на 2016 год, «нетрамвайное» — 88 тысяч жителей. В лучшие времена Советской Украины было до 120 тысяч жителей.

Много есть городов, сходных с Конотопом. Но почти нигде больше нет трамвая! Редкое и удивительное явление.

Система открыта в 1949 году. Она создавалась одновременно с восстановлением города после войны. Последнее новое строительство — линия на «Завод «Мотордеталь», открыта в 1974 году.

Конотопский трамвай более чем на половине своей длины является однопутным. Двухпутными являются два участка: линия по проспекту Мира, главной улице города, и линия к заводу «Мотордеталь». Причём на начальном участке линии к «Мотордетали» движение в разные стороны происходит по разным улицам.

http://transphoto.ru/photo/266851 — схема трамвайной сети.

Действуют пять конечных пунктов: «Завод «Мотордеталь», «Загребелье», «Посёлок КВРЗ» (Конотопского вагоноремонтного завода), «Деповская» (к западу от железнодорожного вокзала), «Улица Рябошапко».

Три маршрута: №1 «Деповская» — «Загребелье», №2 «Улица Рябошапко» — «Завод «Мотордеталь», №3 «Деповская» — «Посёлок КВРЗ».

Состояние трамвая на май 2005 года, информация от Владислава Прудникова:

Подвижной состав представлен исключительно вагонами КТМ-5.

Интервалы движения на 1-м и 2-м маршрутах около 20 минут. Именно столько нужно ждать следующий трамвай на четырёх «хвостах» сети — всех, кроме КВРЗ.

На общем участке 1-го и 2-го маршрутов интервал движения выдерживается около 10 минут, здесь же наблюдается наиболее высокий пассажиропоток и наиболее высокая загрузка вагонов.

Система располагает шестью разъездами, из которых по назначению используется лишь 4. Разъезд на 3-м маршруте и промежуточный разъед на улице Фурманова не используются в обычном графике.

Маршруты 1 и 2 в целом являются самодостаточными и охватывают большую часть города. Маршрут 3 существует для того, чтобы хотя бы в сносном состоянии поддерживать линию на КВРЗ.

Скорости движения невысокие. Единичные участки позволяют разогнаться быстрее 40 км/ч. Во многих местах пути и контактная сеть доведены до состояния, потребовавшем вешать таблички с ограничениями скорости в 5, 10, 15 и 20 км/ч.

Трамвай работает с 06:00-06:30 примерно до 20:00. Интенсивность движения постоянная почти весь рабочий день. Стоимость проезда одна из самых низких на Украине — 30 копеек.



В последующее время ничего принципиально не менялось (по данным на 2016 год). За исключением того, что линия на «Посёлок КВРЗ» в 2007 году показалась мне работающей приблизительно с таким же интервалом, как и остальные «тупики». Она — главный и единственный транспорт в завокзальном районе «частного сектора».




Билет для проезда в трамвае, июль 2007 года.


Конотопский трамвай посещался мной многократно, но почти всё это — экспедиции без описаний. Исключение — поездка Мариуполь — Дружковка — Ирдынь в 2013 году.

Фотографии, сделанные в 2004 году, и другие материалы — готовятся.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЛИНИЯ НА «ПОСЁЛОК КВРЗ», «ПЛОЩАДЬ КОНОТОПСКИХ ДИВИЗИЙ», ЛИНИЯ НА «ЗАВОД «МОТОРДЕТАЛЬ»)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ОКРЕСТНОСТИ «НЕВСКОГО РЫНКА», УЧАСТОК ЛИНИИ МЕЖДУ «НЕВСКИМ РЫНКОМ» И РАЗЪЕЗДОМ «ВОКЗАЛ»)
   









14.01.2017 © С. Болашенко

назад

на главную страницу