Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ НЕСТЕРОВ — КРАСНОЛЕСЬЕ








Железнодорожная линия Нестеров — Краснолесье находится в Калининградской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 38 километров. Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Калининградская железная дорога.

Железнодорожная линия не имеет пассажирского движения с 1970-х годов и регулярного грузового движения приблизительно с 2000 года. По состоянию на 2011 год, в отличие от линии Светлогорск — Приморск, которая непригодна для движения и разворовывается, линия Нестеров — Краснолесье поддерживается в относительно «живом» состоянии.

Как и все остальные железные дороги Калининградской области, линия строилась до 1945 года. В то время здесь была территория Германии.

На линии после 1945 года были промежуточные станции и остановочные пункты Пушкино, Невское, Ильинское, Добролюбово, Токаревка.

Названия пунктов в германскую эпоху: Нестеров — Stalluponen (славянское название Столупяны), с 1938 года Ebenrode. Пушкино — Goritten, Невское — Pilluponen, после 1938 года Slossbach, Ильинское — Kassuben, Добролюбово — Tollmingen или Tollmingkehmen, при этом село, в котором находится станция Добролюбово, называется Чистые Пруды. Токаревка — Makunischken. Краснолесье — Gross Rominten, после 1938 года Hardteck.

Железнодорожная линия была построена ориентировочно в 1890-х годах и пролегала по направлению Шталлупёнен — Гольдап. Город Гольдап сохранил своё название и находится на нынешней территории Польши.

Станция Толльминген (Добролюбово) была узлом четырёх направлений.

Эта территория стала частью Советского Союза в 1945 году. Является небольшим «огрызком» Германии, тогда как основную часть бывшей Восточной Пруссии (анклавной территории Германии) получила Польша.

Вплоть до 1958 года граница СССР и Польши не была окончательно утверждена. Польша претендовала на посёлок Гросс Роминтен, переименованный советскими властями в Краснолесье. Для него у Польши было название — Rominty Welkie (Большие Роминты).

Территория нынешней Калининградской области находится под фактическим контролем Советского Союза с конца 1944 года — начала 1945 года.

В августе 1945 года на Потсдамской конференции были определены новые границы государств, в том числе и переход крайней восточной части Германии в состав Советского Союза. Этот кусок земли решили передать Российской СФСР, несмотря на географическую отдалённость.

Была образована Кенигбергская область, в июле 1946 года переименованная в Калининградскую. Началось заселение области переселенцами из РСФСР и Белорусской ССР.

Топонимику этой территории полностью заменили. Создаётся впечатление, что основной принцип был таков: сделать её неотличимой от «старой» России. Советский Союз был резко антирелигиозным государством. Бывало, что тех, кто не отрекался от православной веры, только лишь за это бросали в тюрьмы и расстреливали. Но карта Калининградской области содержит такие названия, как Ильинское, Воскресенское, Вознесенское, Покровское!

Другие распространённые способы переименования — по тем местам, откуда прибывали переселенцы (Мозырь, Полесск, Калужское), и в честь героев, погибших в боях (Черняховск, Нестеров, Гусев, Ладушкин, Мамоново). Лишь в очень редких случаях немецкое название населённого пункта «славянизировалось»: Таплакен — Талпаки, Шилен — Жилино. Более распространённой была «славянизация» названий водных объектов: река Прегель — Преголя, река Инштер — Инструч, река Ангерапп — Анграпа, река Дайме — Дейма.

Внешний облик территории, между тем, и поныне мало отличается от Германии, особенно в сельской местности. В Калининградской области нет, возможно, ни одного деревянного сельского дома, типичного для «старой» России, в том числе и для соседней Литвы. Повсеместно — немецкие дома с черепичными крышами.

Почти все немцы были выселены в 1946-1948 годах. Некоторые из них пытались убедить власти в своей преданности Советскому Союзу и на этом основании получить дозволение остаться, но власти были непреклонны. После 1948 года число жителей немецкой национальности сократилось до минимума. В 1951 году были вывезены в ГДР последние 193 человека.

Между тем, депортация немцев проходила достаточно цивилизованно. Без насилия, без требования собраться за пару часов, с возможностью по крайней мере частичного вывоза личного имущества. На протяжении двух лет совместной жизни русских и немцев взаимоотношения между ними были нормальными.

На тех территориях, которые достались Польше, немецкому населению повезло намного меньше. С ним обращались жестоко. Немцы имели статус бесправных рабов. Было массовое применение насилия. В 1946 году имел место поток немецких беженцев из новых польских территорий в Кенигбергскую область.

Кенигсбергская область имела развитую сеть железных дорог. После 1945 года действующими остались менее половины довоенных железнодорожных линий, если учитывать узкоколейные участки. Узкоколейных железных дорог было много, хотя преобладала широкая колея. Не был восстановлен трамвай в Тильзите.

Не во всех случаях закрытые после 1945 года железные дороги были разрушены в ходе боевых действий. Во многих случаях советские власти сочли «лишними» даже полностью уцелевшие железные дороги.

На тех участках, которые решили использовать, быстро прошла реконструкция с колеи 1435 мм на колею 1520 мм.

Линию Шталлупёнен (Нестеров) — Толльминген (Добролюбово) — Гросс-Роминтен (Краснолесье) — Гольдап ввели в эксплуатацию, а линию Гумбинен (Гусев) — Толльминген (Добролюбово) — Кюинен, вместе со многими другими, сочли лишней. Она была разобрана.

Первое время действовал переход через новую советско-польскую границу, Гохенроде — Гольдап. Но это продолжалось недолго. Было решено, что достаточно иметь только три железнодорожных перехода из Кенигсбергской области в Польшу (Мамоново, Багратионовск, Железнодорожный), четвёртый незачем.

Пограничной станции Гохенроде, в пяти километрах южнее Краснолесья, даже не успели дать русское название. Участок Краснолесье — Гохенроде — Гольдап был полностью разобран.

Основным назначением железнодорожной линии Нестеров — Краснолесье стал вывоз песка из крупнейшего в Калининградской области карьера песчано-гравийных смесей у станции Краснолесье. Было и пассажирское движение.

Пассажирские перевозки прекратились в 1970-е годы. Постепенно все промежуточные станции лишились путевого развития. Ещё в Советском Союзе линия Нестеров — Краснолесье стала одним из самых глухих и забытых участков железнодорожной сети.

26 марта 2008 года я прошёл по линии с фотодокументацией первые два километра от Нестерова. Участок выглядит пригодным для движения, нигде нет украденных рельсов и деревьев на путях. Но перевозок по этому участку нет, перспективы неясны.

7 апреля 2011 года. Тотальная проходка всех 38 километров от Нестерова до Краснолесья. Фотодокументация началась от автомобильного путепровода в двух километрах южнее станции Нестеров — так как между этим путепроводом и станцией Нестеров я уже провёл фотодокументацию в 2008 году.

Грузового движения нет как минимум четыре года. Но линия поддерживается в сравнительном целом состоянии и теоретически пригодна для движения. Хотя нужна реконструкция.

В Пушкино и Добролюбово (село Чистые Пруды) имеются съёмные мотодрезины, принадлежащие ПЧ. Вдоль линии есть несколько человек, числящихся в должности путейцев. Раз в месяц или даже чаще по линии проезжают эти дрезины.

Путевое развитие сохранилось только в Краснолесье. Дрезины на рельсы ставят вручную.

На станции Краснолесье никакого персонала нет. Станционное здание заколочено.

Сохранился дух старой Германии, немецкие названия на станционном здании в Добролюбово. Тягостное ощущение глухого угла и разрухи.

Дойдя «до упора» (карьер в Краснолесье), уезжаю до Гусева на грузовом автомобиле, везущем песок в Калининград. Песок возят «фурами», вместо того, чтобы возить по железной дороге!

Полное описание экспедиции 2011 года — готовится.


По состоянию на 2016 год, предположительно, ничего не изменилось. Грузового движения нет, но линию сохраняют.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (УЧАСТОК ЛИНИИ ОТ ПУТЕПРОВОДА В ДВУХ КИЛОМЕТРАХ ЮЖНЕЕ НЕСТЕРОВА ДО СТАНЦИИ НЕСТЕРОВ)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (УЧАСТОК ЛИНИИ ОТ ПУТЕПРОВОДА
     В ДВУХ КИЛОМЕТРАХ ЮЖНЕЕ НЕСТЕРОВА ДО ОКРЕСТНОСТЕЙ ПУШКИНО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ, ПУШКИНО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (УЧАСТОК ПУШКИНО — НЕВСКОЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЛИНИЯ, НЕВСКОЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (УЧАСТОК НЕВСКОЕ — ИЛЬИНСКОЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УЧАСТОК НЕВСКОЕ — ИЛЬИНСКОЕ, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ПИССА, ИЛЬИНСКОЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (УЧАСТОК ИЛЬИНСКОЕ — ДОБРОЛЮБОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ ДОБРОЛЮБОВО, БЫВШИЙ УЗЕЛ ЧЕТЫРЁХ НАПРАВЛЕНИЙ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (УЧАСТОК ДОБРОЛЮБОВО — ТОКАРЕВКА, ТОКАРЕВКА, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КРАСНАЯ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КРАСНАЯ, УЧАСТОК ТОКАРЕВКА — КРАСНОЛЕСЬЕ)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (СТАНЦИЯ КРАСНОЛЕСЬЕ)
   









10.01.2017 © С. Болашенко

назад

на главную страницу