Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







КРАСНОТУРЬИНСКИЙ ТРАМВАЙ








Краснотурьинский трамвай находится в городе Краснотурьинске Свердловской области. По состоянию на 2010 год — это необычная трамвайная система. Она не похожа почти ни на какую другую систему — кроме соседнего Волчанска и Ногинска.

Краснотурьинск основан в 1757 году как Турьинские рудники. На рудниках велась добыча медной руды. В 1859 году на поселении у Турьинских рудников родился Александр Попов, выдающийся русский физик и электротехник, изобретатель радио. В 1883 году была открыта узкоколейная железная дорога Турьинские рудники — Богословск (ныне Карпинск).

27 ноября 1944 года посёлок Турьинские Рудники был преобразован в город Краснотурьинск. Население на 2015 год — 60 тысяч жителей. Жизнь здесь непростая — зима длится больше половины года. Зелёная листва в лучшем случае с конца мая до начала октября. При этом статуса района Крайнего Севера здесь нет.

В городе находится остановочный пункт Краснотурьинская на железнодорожной линии Серов — Черёмухово. Именно остановочный пункт без путевого развития. Пассажирское движение только летом. Подъездные пути промышленных предприятий — от станций Климки и Воронцовка.

Краснотурьинск — не мегаполис, но далеко не деревня. Это мощный индустриальный центр с огромным Богословским алюминиевым заводом. Есть девятиэтажные дома и монументальные постройки в «сталинском» стиле. «Миниатюрный» облик трамвайной системы резко контрастирует с обликом города. В отличие от Волчанска — там всё выглядит логично. Про Волчанск можно сказать: какой город, такая и система.

Трамвайное движение было открыто 15 января 1954 года. Основное назначение — доставка рабочих на Богословский алюминиевый завод. Это главное предприятие города, действует с 1945 года. Долгое время трамвай имел статус одного из цехов Богословского алюминиевого завода.

Первая открытая линия — «широтная», между конечными пунктами «Набережная» и «БАЗ». В 1959 году была открыта вторая, «меридиональная» линия между конечными пунктами «Поликлиника» (другое название «Больничный городок») и «УЖДТ» (управление железнодорожного транспорта Богословского алюминиевого завода). С того момента конфигурация сети не менялась до 2011 года — когда «меридиональная» линия была закрыта.



Краснотурьинский трамвай на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1981 году.
Обозначен автором, по состоянию на 2010 год.


В 2011 году под предлогом строительства водовода был закрыт маршрут «Поликлиника» — «УЖДТ». Протяжённость трамвайной сети сократилась более чем вдвое.

По состоянию на 2017 год, трамвай продолжает работать с единственным маршрутом «Набережная» — «БАЗ» (другое название «Фабрика-кухня»), длиной 3,5 км.

Количество вагонов — 8, но в рабочем состоянии — три вагона. На линию одновременно выходят два вагона. Положение системы — угрожаемое.




Поездка автора, 22 июля 2010 года (полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2010lvkpa.html)

Краснотурьинск, как и расположенный поблизости Волчанск — «трамвайные заповедники». Удивительные системы, мало похожие на какие-либо другие. Между тем, до 1995 года рядом была ещё и третья «жемчужина» — Карпинский трамвай. К сожалению, варвары и враги своей Родины и народа уничтожили Карпинск.

В Краснотурьинске трамвайная сеть полностью однопутная. На линиях действуют разъезды. Два маршрута — №1 «Набережная» — «БАЗ», №2 «Поликлиника» — «УЖДТ». Номера маршрутов на вагонах не вывешены.

На большинстве остановок наличествует табличка с расписанием движения поездов. Также расписание вывешено в вагонах.

Сеть состоит из двух линий, пересекающихся под прямым углом.

Трамвайное депо находится в центре города, вблизи пересечения линий на перекрёстке улиц Попова и Фрунзе.

Собственно здание депо вмещает только один вагон. Даже в самой маленькой трамвайной системе пансионата «Береговой» в селе Молочное (Крым) здание депо значительно больше. Остальные вагоны отстаиваются и ремонтируются под открытым небом. Хотя зима здесь длится с середины октября до конца апреля.

Директор трамвайного предприятия (МУП «Городской трамвай») отнёсся ко мне с пониманием и разрешил свободное фотографирование на территории депо. Выражаю ему благодарность!

Все трамвайные линии проезжаю. Вначале — трамвайным вагоном от «Набережной» до «БАЗа». Пешком к пересечению линий. Затем, после изучения депо — пешком до северной конечной станции «УЖДТ». Оттуда — в вагоне до «Поликлиники». Примерно половина линий в итоге была пройдена пешком и тотально зафотодокументирована.



Билет для проезда в Краснотурьинском трамвае.
Куплен в ходе поездки в июле 2010 года.


В день поездки на линии работали только вагоны КТМ-5 (71-605). Все вагоны оборудованы бугелем. Есть также новые вагоны 71-402 «Спектр», построенные заводом «Уралтрансмаш» в Екатеринбурге. Работали в 2004-2009 годах. Их решили не использовать из-за технических проблем.

Трамвайная сеть Краснотурьинска, как и трамвайная сеть соседнего Волчанска, находится под угрозой уничтожения в обозримом будущем. Число перевезённых пассажиров сокращается.

Между тем, все нормальные жители города очень любят трамвай, гордятся им. Закрытие трамвая для многих стало бы трагедией, а также существенной мотивацией для того, чтобы уехать отсюда. Пусть и не главный довод, но это была бы «последняя капля».

На маршруте «Поликлиника» — «УЖДТ», большая часть которого пролегает по промышленной зоне, с 1 августа 2010 года объём движения, как было заявлено, из-за недостатка финансирования урезается втрое. Причём 1 августа — официальная дата, фактически сокращение произошло раньше.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) («НАБЕРЕЖНАЯ», УЛИЦА ПОПОВА, «БАЗ», ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПЕРЕКРЁСТОК)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ДЕПО, ЛИНИЯ К «УЖДТ»)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ЛИНИЯ К «УЖДТ»)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ЛИНИЯ К «УЖДТ», КОЛЬЦО «УЖДТ», «ПОЛИКЛИНИКА»)
   









15.01.2017 © С. Болашенко

назад

на главную страницу