Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ — КИСЛОВОДСК








Железнодорожная линия Минеральные Воды — Кисловодск находится в Ставропольском крае. Протяжённость железнодорожной линии составляет 64 километра.

Железнодорожная линия двухпутная, электрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Северо-Кавказская железная дорога.

Линия Кисловодск — Минеральные Воды — известная, непохожая на остальные. Она является одним из немногих в России мест с высокой концентрацией пригородного пассажирского движения вдали от Москвы.

Линия имеет высокие платформы на всех пассажирских пунктах. Пригородное движение на ней осуществляется замкнуто, без выхода на какие-либо другие участки. Линия — почти что «Кавказское метро».

Между тем, здесь нет ярко выраженного центра, главного города. Самый крупный город из расположенных на линии — Пятигорск, «южная столица» Ставропольского края и центр Северо-Кавказского федерального округа. Но он по своим масштабам не сильно меньше Кисловодска. Начальный пункт, город Минеральные Воды — лишь четвёртый по величине из населённых пунктов на линии.

Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата открытия главных станций на линии, в том числе станции Кисловодск — 1894 год.

Линия строилась как «Кисловодская ветвь» частной Владикавказской железной дороги, главный ход по направлению Ростов-на-Дону — Владикавказ. Станция Минеральные Воды, начальный пункт Кисловодской ветви, была открыта в 1875 году. В первые несколько лет она называлась Султановская.

В ноябре 1936 года на линии Минеральные Воды — Кисловодск вместе с тупиковой ветвью Бештау — Железноводск было открыто движение на электрической тяге. Этот участок стал одной из первых электрифицированных линий СССР. Причины — сложный профиль пути, интенсивное движение с частыми остановками и наличие источника электроэнергии — Баксанской ГЭС. Электрификация первоначально была на постоянном токе, 1,5кВ.

Между тем, магистральный ход на участке Невинномысская — Минеральные Воды был электрифицирован в 1963 году, причём изначально на переменном токе. Станция Минеральные Воды не стала полноценной станцией стыкования с переключателями контактной сети. Для вождения пассажирских поездов дальнего следования здесь использовались двухсистемные электровозы ВЛ82.

До 2000 года на линии работали электропоезда ЭР22. Линия Минеральные Воды — Кисловодск была предпоследним местом их использования. Единственное место, где ЭР22 работали позднее (и продолжают работать, по состоянию на 2017 год) — это железная дорога в Степногорске.

В 2006 году линия Минеральные Воды — Кисловодск была переведена с постоянного на переменный ток. Как и в других подобных случаях, это являлось технически сложной и недешёвой операцией. Потребовалась значительная реконструкция тяговых подстанций и полная замена подвижного состава. С этого момента на линии работают электропоезда ЭД9М.

Согласно графику движения поездов с 28 мая 1995 года, было 30 пар ежедневных электропоездов сообщением Минеральные Воды — Кисловодск, а также 6 пар пригородных дизель-поездов АЧ2 маршрута Лермонтовская — Скачки — Промышленная (на «боковую» неэлектрифицированную ведомственную ветвь) и 19 пар электропоездов Бештау — Железноводск, на «боковую» электрифицированную ветвь.

Состояние на сентябрь 2011 года: 20 пар поездов Минеральные Воды — Кисловодск, 3 пары поездов Лермонтовская — Кисловодск и 2 пары поездов Пятигорск — Кисловодск. Итого — 25 пар пригородных поездов на самом оживлённом участке, от Пятигорска до Кисловодска.

Состояние на начало 2017 года: 19 пар поездов Минеральные Воды — Кисловодск, 2 пары поездов Пятигорск — Кисловодск и 1 пара поездов Лермонтовская — Кисловодск. Итого — 22 пары пригородных поездов на участке Пятигорск — Кисловодск.

Есть поезда дальнего следования: Москва — Кисловодск, Ростов — Кисловодск и другие. Имеется и незначительное грузовое движение.

Движение на Промышленную прекращено ориентировочно в 2000 году. Движение на Железноводск было прекращено в сентябре 2008 года, возобновлялось с 1 по 15 мая 2010 года и с 10 августа 2013 года по 15 марта 2014 года.

В 1990-е и 2000-е годы много раз происходили террористические акты. Самый тяжкий из них — взрыв в вагоне электропоезда у станции Ессентуки 5 декабря 2003 года, 46 погибших.

На линии имеются следующие раздельные и остановочные пункты: 3 км, 5 км, Змейка (8 км), Бештау (14 км), Иноземцево, первоначальное название Каррас (16 км), Машук (20 км), Лермонтовская (21 км), Пятигорск (25 км), Новопятигорск (29 км), Скачки (30 км), Золотушка (37 км), Ессентуки (42 км), Белый Уголь (48 км), Подкумок (55 км), Минутка (62 км), Кисловодск (64,6 км).

Путевое развитие, по состоянию на 2015 год — на станциях Бештау, Лермонтовская, Пятигорск, Скачки, Ессентуки, Подкумок, Кисловодск. Платформа Минутка находится в пределах станции Кисловодск.

Станция Кисловодск в пассажирской части имеет один из редких вокзалов тупикового типа. Аналоги — большинство вокзалов Москвы и Санкт-Петербурга. За пределами Москвы и Санкт-Петербурга вокзалов тупикового типа с движением поездов дальнего следования у нас лишь четыре: Кисловодск, Одесса, Баку и Солигорск. Такие места, как, к примеру, Урюпино, несмотря на внешнее сходство, вокзалами тупикового типа не являются.

Сохранился красивый деревянный вокзал дореволюционной постройки на платформе Минутка в черте города Кисловодска. Возможно, последний в России уцелевший вокзал деревянный вокзал в узнаваемом дачно-курортном стиле.

Название платформы Белый Уголь происходит от первой в России промышленной гидроэлектростанции, открытой в 1903 году, с 2003 года превращённой в музей. Название платформы Минутка — от остановки продолжительностью одна минута.

Местность, по которой пролегает железная дорога — курортная, красивая и высокоразвитая. Одно из самых комфортных мест для жизни в России.

Во многом именно благодаря железной дороге и электропоездам главных четыре города этого региона стали единым пространством. Здесь значительное число пассажиров, пользующихся электропоездами в повседневном режиме, для поездок на работу утром и вечером. К сожалению, пятый город, Железноводск, из этой системы «выпал».

Почти на всех станциях и платформах есть турникетные павильоны. Чаще всего турникеты не работают, билеты проверяют вручную.

Объём пригородных перевозок на линии Минеральные Воды — Кисловодск в несколько раз выше, чем на всех остальных пригородных маршрутах в Ставропольском крае. При том, что эта линия составляет менее пяти процентов протяжённости его железных дорог.

Всюду высокие платформы. В электропоездах нет поднятых «фартуков». Электропоезда участка Минеральные Воды — Кисловодск без предварительной подготовки не пригодны для использования на маршрутах от станции Минеральные Воды по главному ходу.



Билет Минеральные Воды — Пятигорск, 4 июля 2015 года.


По мнению автора, необходимо возобновить движение на Железноводск, обязательно в виде прямого маршрута Кисловодск — Железноводск. Никак не в виде «обрубка» Бештау — Железноводск, который не будет пользоваться спросом.

Дальнейшее желательное развитие — продление маршрута электропоездов до аэропорта Минеральные Воды. Такие планы обсуждаются десятки лет, но не реализованы.




Поездки автора

Март 2001 года. Минеральные Воды — Пятигорск — Минеральные Воды. Фотографии не делались. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2001ir.html.

Сентябрь 2011 года. Минеральные Воды — Кисловодск, пешком Кисловодск — Минутка, Минутка — Скачки, трамвай Скачки — Пятигорск, Пятигорск — 3 км, пешком в темноте в Минеральные Воды. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2011sk.html.

Ноябрь 2013 года. Минеральные Воды — Бештау — Железноводск — Бештау пешком — Лермонтовская — Пятигорск трамвай и пешком — Бештау — Железноводск — Бештау — Минеральные Воды. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013bkp.html.

Июль 2015 года. Минеральные Воды — Пятигорск — 5 км, пешком в темноте в Минеральные Воды. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2015geaz.html.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ, ИНОЗЕМЦЕВО, ЛЕРМОНТОВСКАЯ, ЕССЕНТУКИ, ПОДКУМОК, КИСЛОВОДСК)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (МИНУТКА, СКАЧКИ, ПЯТИГОРСК, 3 КМ)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ, ЗМЕЙКА, БЕШТАУ, ИНОЗЕМЦЕВО, ЛЕРМОНТОВСКАЯ, ПЯТИГОРСК)
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ, ИНОЗЕМЦЕВО, МАШУК, ЛЕРМОНТОВСКАЯ, ПЯТИГОРСК, 5 КМ)
   









08.01.2017 © С. Болашенко

назад

на главную страницу