Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
СОКОЛЬСКОГО ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОГО КОМБИНАТА







Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат находится в городе Сокол Вологодской области. Местонахождение комбината — восточная окраина города, левый берег реки Сухоны. Завод связан подъездным путём широкой колеи со станцией Печаткино на железнодорожной магистрали Вологда — Коноша.

Не следует путать Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат с Сухонским целлюлозно-бумажным комбинатом. Он тоже находится в городе Соколе, на левом берегу реки Сухоны, но на противоположной, западной окраине, в 5 километрах от Сокольского целлюлозно-бумажного комбината. Между двумя предприятиями — обширная территория с жилой застройкой. Два предприятия никак не связаны друг с другом.

В ведении Сокольского целлюлозно-бумажного комбината находится узкоколейная железная дорога. До 1997 года она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Сухонского торфопредприятия, которая соединяла город Сокол с посёлком Торфяное и близлежащим торфомассивом. В 1997 году узкоколейная железная дорога от Сокольского целлюлозно-бумажного комбината до торфомассива была разобрана.

Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат — одно из старейших промышленных предприятий региона. Отсчёт его истории ведётся с 1897 года.


Цитата из публикации на официальном сайте города Сокола (http://www.sokoladm.ru/?razdel=gorod&p=gorod_geografy)

В день вешнего Николы, 9 (22) мая 1897 года заложен первый камень фундамента здания целлюлозного производства. С тех пор праздник Николы стал считаться фабричным. Под руководством бельгийских специалистов фабрика строилась быстро и уже в декабре 1899 года стали работать первая бумагоделательная машина производительностью около десяти тонн бумаги в сутки и шесть варочных котлов. Построены котельная и лесопильный завод.

В музее комбината хранится фотография Сурковской фабрики 1900 года. Она опубликована и в книге Н.Пашичева и С.Дмитриева «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат». С этой маленькой фабрики начинается зарождаться промышленность и будущий город. 19 декабря считается днем основания фабрики «Сокол». В 1903 году установлена вторая бумагоделательная машина и пущена турбина мощностью 500 киловатт. Впоследствии, в 1920 году эту машину обменяли на муку и изюм в «хлебном» городе Ташкенте.



В 1943 году была построена узкоколейная железная дорога для доставки на Сокольский ЦБК топливного торфа из Михалёвского торфомассива.


Цитата из публикации «Всё для фронта... (1941-1945 годы)» (http://gorodsokol.ru/index.php?id=history&id_hist=4)

Самоотверженным трудом строится узкоколейная железная дорога с Михалевского болота и 25 июля 1943 года по ней отправлены первые вагоны с топливным торфом.



Протяжённость узкоколейной железной дороги на торфомассив соствляла около 10 километров. У торфомассива возник посёлок торфяников Торфяное. Было создано Сухонское торфопредприятие, оно считалось подразделением Сокольского ЦБК. На протяжении нескольких десятилетий по узкоколейной железной дороге на Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат доставлялось торфяное топливо.

Добыча торфа прекратилась в начале 1990-х годов. Это привело к прекращению перевозок по торфовозной линии узкоколейной железной дороги.

По состоянию на май 1997 года (первая поездка автора транзитом через город Сокол), рельсовый путь на торфовозной линии в черте города лежал. Но движения по нему уже не было.

Ориентировочно в конце 1997 года узкоколейная железная дорога от территории комбината до торфомассива была разобрана. Однако внутри территории Сокольского целлюлозно-бумажного комбината узкоколейная железная дорога продолжила активно работать.


Автор побывал здесь 12 августа 2008 года. По состоянию на тот момент, узкоколейная железная дорога на Сокольском целлюлозно-бумажном комбинате действовала.

Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги в августе 2008 года составляла около 2 километров. Узкоколейная железная дорога считалась частью оборудования лесной биржи Сокольского целлюлозно-бумажного комбината.

На комбинате имеется Железнодорожный цех. Однако узкоколейная железная дорога не имеет к нему никакого отношения. Железнодорожный цех обслуживает заводские железнодорожные линии широкой колеи, пролегающие внутри территории комбината и соединяющие его со станцией Печаткино на магистральной железнодорожной линии общего пользования Вологда — Коноша.

Назначение узкоколейной железной дороги — доставка древесины от лесной биржи к одному из цехов в западной части территории комбината.

Депо находится на территории лесной биржи (восточная часть территории комбината). Вблизи депо в августе 2008 года находился разграбленный тепловоз ТУ7-276(?)Х без двигателя, со снятыми дверями капота.

В депо находились следующие локомотивы и снегоочистители: ТУ7Р-0096, ТУ7-2384 (в разграбленном состоянии), ТУ8-0421, ТУ8-0423 (в «условно рабочем» состоянии, однако уже давно не использовались), ТУ8Г-0012 (единственный используемый локомотив). Всюду уложены легковесные рельсы (Р24 и более лёгкие). Состояние пути практически повсеместно плохое. Порой остаётся только удивляться, каким образом узкоколейная железная дорога ещё работает.

Имелся плужный снегоочиститель (судя по внешнему виду — в нерабочем состоянии). Со слов машиниста, очистка путей от снега производилась трактором, а также вручную с помощью лопат.

Состояние пути и общий крайне депрессивный облик узкоколейной железной дороги (при том, что комбинат нормально работает) — всё это вызывало уверенность в том, что узкоколейная железная дорога в близком будущем будет разобрана. Скорее всего, перевозки здесь будут переведены на автомобильный транспорт. Однако сроки перевода в августе 2008 года не были определены.

Узкоколейная железная дорога на всём протяжении пролегает по огороженной и строго охраняемой территории. Мне удалось оформить пропуск для прохода на неё, но для этого пришлось приложить немало усилий.

Обсуждение поездки в 2008 году: http://ru-uzd.livejournal.com/49953.html

Состояние узкоколейной железной дороги на 2012 год не выяснено. С равной вероятностью можно предполагать, что узкоколейная железная дорога действует, либо что узкоколейная железная дорога разобрана.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    










30.06.2012 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу