Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
СОКОЛЬСКОГО ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОГО КОМБИНАТА







Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат находится в городе Сокол Вологодской области. Местонахождение комбината — восточная окраина города, левый берег реки Сухоны. Завод связан подъездным путём широкой колеи со станцией Печаткино на железнодорожной магистрали Вологда — Коноша.

Не следует путать Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат с Сухонским целлюлозно-бумажным комбинатом. Он тоже находится в городе Соколе, на левом берегу реки Сухоны, но на противоположной, западной окраине, в 5 километрах от Сокольского целлюлозно-бумажного комбината. Между двумя предприятиями — обширная территория с жилой застройкой. Два предприятия никак не связаны друг с другом.

В ведении Сокольского целлюлозно-бумажного комбината находится узкоколейная железная дорога. До 1997 года она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Сухонского торфопредприятия, которая соединяла город Сокол с посёлком Торфяное и близлежащим торфомассивом. В 1997 году узкоколейная железная дорога от Сокольского целлюлозно-бумажного комбината до торфомассива была разобрана.

Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат — одно из старейших промышленных предприятий региона. Отсчёт его истории ведётся с 1897 года.


Цитата из публикации на официальном сайте города Сокола (http://www.sokoladm.ru/?razdel=gorod&p=gorod_geografy)

В день вешнего Николы, 9 (22) мая 1897 года заложен первый камень фундамента здания целлюлозного производства. С тех пор праздник Николы стал считаться фабричным. Под руководством бельгийских специалистов фабрика строилась быстро и уже в декабре 1899 года стали работать первая бумагоделательная машина производительностью около десяти тонн бумаги в сутки и шесть варочных котлов. Построены котельная и лесопильный завод.

В музее комбината хранится фотография Сурковской фабрики 1900 года. Она опубликована и в книге Н.Пашичева и С.Дмитриева «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат». С этой маленькой фабрики начинается зарождаться промышленность и будущий город. 19 декабря считается днем основания фабрики «Сокол». В 1903 году установлена вторая бумагоделательная машина и пущена турбина мощностью 500 киловатт. Впоследствии, в 1920 году эту машину обменяли на муку и изюм в «хлебном» городе Ташкенте.



В 1943 году была построена узкоколейная железная дорога для доставки на Сокольский ЦБК топливного торфа из Михалёвского торфомассива.


Цитата из публикации «Всё для фронта... (1941-1945 годы)» (http://gorodsokol.ru/index.php?id=history&id_hist=4)

Самоотверженным трудом строится узкоколейная железная дорога с Михалевского болота и 25 июля 1943 года по ней отправлены первые вагоны с топливным торфом.



Протяжённость узкоколейной железной дороги на торфомассив соствляла около 10 километров. У торфомассива возник посёлок торфяников Торфяное. Было создано Сухонское торфопредприятие, оно считалось подразделением Сокольского ЦБК. На протяжении нескольких десятилетий по узкоколейной железной дороге на Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат доставлялось торфяное топливо.

Добыча торфа прекратилась в начале 1990-х годов. Это привело к прекращению перевозок по торфовозной линии узкоколейной железной дороги.

По состоянию на май 1997 года (первая поездка автора транзитом через город Сокол), рельсовый путь на торфовозной линии в черте города лежал. Но движения по нему уже не было.

Ориентировочно в конце 1997 года узкоколейная железная дорога от территории комбината до торфомассива была разобрана. Однако внутри территории Сокольского целлюлозно-бумажного комбината узкоколейная железная дорога продолжила активно работать.


Автор побывал здесь 12 августа 2008 года. По состоянию на тот момент, узкоколейная железная дорога на Сокольском целлюлозно-бумажном комбинате действовала.

Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги в августе 2008 года составляла около 2 километров. Узкоколейная железная дорога считалась частью оборудования лесной биржи Сокольского целлюлозно-бумажного комбината.

На комбинате имеется Железнодорожный цех. Однако узкоколейная железная дорога не имеет к нему никакого отношения. Железнодорожный цех обслуживает заводские железнодорожные линии широкой колеи, пролегающие внутри территории комбината и соединяющие его со станцией Печаткино на магистральной железнодорожной линии общего пользования Вологда — Коноша.

Назначение узкоколейной железной дороги — доставка древесины от лесной биржи к одному из цехов в западной части территории комбината.

Депо находится на территории лесной биржи (восточная часть территории комбината). Вблизи депо в августе 2008 года находился разграбленный тепловоз ТУ7-276(?)Х без двигателя, со снятыми дверями капота.

В депо находились следующие локомотивы и снегоочистители: ТУ7Р-0096, ТУ7-2384 (в разграбленном состоянии), ТУ8-0421, ТУ8-0423 (в «условно рабочем» состоянии, однако уже давно не использовались), ТУ8Г-0012 (единственный используемый локомотив). Всюду уложены легковесные рельсы (Р24 и более лёгкие). Состояние пути практически повсеместно плохое. Порой остаётся только удивляться, каким образом узкоколейная железная дорога ещё работает.

Имелся плужный снегоочиститель (судя по внешнему виду — в нерабочем состоянии). Со слов машиниста, очистка путей от снега производилась трактором, а также вручную с помощью лопат.

Состояние пути и общий крайне депрессивный облик узкоколейной железной дороги (при том, что комбинат нормально работает) — всё это вызывало уверенность в том, что узкоколейная железная дорога в близком будущем будет разобрана. Скорее всего, перевозки здесь будут переведены на автомобильный транспорт. Однако сроки перевода в августе 2008 года не были определены.

Узкоколейная железная дорога на всём протяжении пролегает по огороженной и строго охраняемой территории. Мне удалось оформить пропуск для прохода на неё, но для этого пришлось приложить немало усилий.

Обсуждение поездки в 2008 году: http://ru-uzd.livejournal.com/49953.html

Состояние узкоколейной железной дороги на 2012 год не выяснено. С равной вероятностью можно предполагать, что узкоколейная железная дорога действует, либо что узкоколейная железная дорога разобрана.








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    










30.06.2012 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу