Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЗАВОДА «КАПРОЛАКТАМ»







Узкоколейная железная дорога завода «Капролактам» до 2013 года являлась одной из немногих в России активно действующих промышленных узкоколейных железных дорог.

Узкоколейная железная дорога варварски разобрана в 2013 году. Город Дзержинск потерял ценную достопримечательность.

Химический завод «Капролактам» находится в городе Дзержинске Нижегородской области, вблизи станции Игумново на железнодорожной линии Ковров — Нижний Новгород.

Строительство завода началось в 1930-е годы. Первая продукция была выпущена в 1939 году. Первоначальные названия предприятия — «завод № 92», «почтовый ящик № 16». Название «Химический комбинат «Капролактам» было дано в 1966 году, когда завод первым в Советском Союзе начал производство капролактама, являющегося основным сырьём для изготовления искусственных волокон.

Выпуск капролактама был прекращён в 1980-х годах. Тем не менее, по состоянию на 2007 год, название предприятия сохраняется.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога была построена одновременно с заводом. Основным назначением узкоколейной дороги является доставка соли от пристани на реке Ока до цехов завода. Протяжённость главного хода узкоколейной железной дороги (от пристани до завода) составляет 5 километров, развёрнутая протяжённость (с учётом путей на заводской территории) — не менее 8 километров.





Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 197? году.
Восточный участок дороги, расположенный вблизи станции Игумново, не обозначен.




К пристани соль доставляется водным путём по реке Оке. В основном, используется соль Баскунчакского месторождения, находящегося в Астраханской области. По некоторым данным, производятся также поставки соли из Туркменистана (посёлок Бекдаш). Вблизи пристани создаются запасы соли для использования в межнавигационный период. Вывозка по узкоколейной железной дороге производится круглый год.

Узкоколейная железная дорога частично пролегает по огороженной и охраняемой территории завода. Локомотивное депо находится на территории завода.

По состоянию на май 2000 года (первая поездка автора на узкоколейную железную дорогу), движение в рабочие дни было регулярным, по выходным дням его, как правило, не было. Станция вблизи пристани на Оке в то время ещё не была окружена забором, что позволило осмотреть пути и сооружения. На территорию завода я решил не идти.







Станция, находящаяся вблизи пристани на реке Ока. Вид в сторону территории завода.
05.2000





Станция, находящаяся вблизи пристани на реке Ока. Вид в сторону реки. Слева — запасы соли.
05.2000




В 2000 году завод «Капролактам» вошёл в структуру ОАО «Сибур-Нефтехим», объём производства продукции увеличился. Интенсивность движения по узкоколейной железной дороге возросла. В период между 2000 годом и 2003 годом на узкоколейную железную дорогу поступил тепловоз ТУ8-0393, ранее находившийся на узкоколейной железной дороге Яхромской прядильно-ткацкой фабрики (Московская область, город Яхрома).

В 2006 году ОАО «Сибур-Нефтехим» организовало конкурс на право заключения договора поставки узкоколейного тепловоза ТУ7А. Позднее стало известно, что летом 2006 года в Дзержинск поступили два тепловоза, ранее находившихся в Егорьевске: ТУ7А-3272 и ТУ7-2557.


ТУ7А-3272 в Егорьевске, 11 мая 2006 года

ТУ7-2557 в Егорьевске, 11 мая 2006 года

ТУ7А-3272 в Дзержинске, 21 мая 2007 года



По состоянию на 21 мая 2007 года, узкоколейная железная дорога активно работала. Со слов машиниста, тяговый подвижной состав на тот момент был представлен шестью тепловозами, из них пять ТУ7А и один ТУ8. По неподтверждённым данным, имелась также одна самоходная электростанция (мотовоз) ЭСУ2А. Установленные номера локомотивов: ТУ7А-2892, «егорьевские» ТУ7А-3272 и ТУ7-2557, «яхромский» ТУ8-0393.

Со слов работников завода, дорога имела перспективы работы в обозримом будущем. На линии производился ремонт пути, укладывались новые пропитанные шпалы. Однако в 2006 году представителями администрации завода рассматривались планы замены «морально устаревшей узкоколейной железной дороги» трубопроводом, по которому соль в виде пульпы должна была бы поступать от пристани в заводские цеха.

Самым проблемным местом узкоколейной железной дороги являлся деревянный мост, находившийся в аварийном состоянии. Каждый проход поезда по мосту был сопряжён с риском происшествия — мост мог разрушиться в любой момент. Никаких признаков его ремонта либо строительства нового моста заметно не было.


По состоянию на лето 2008 года, узкоколейная железная дорога оставалась действующей. «Доисторический» деревянный мост был заменён капитальным железобетонным мостом.



Было заявлено о закрытии узкоколейной железной дороги с 25 марта 2013 года.

В течение апреля 2013 года узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Весь или почти весь подвижной состав был порезан.

Возможно, некоторые тепловозы были проданы на узкоколейные железные дороги Республики Беларусь.










ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)    












19.01.2007 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Нижегородской области»

на главную страницу