Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!







УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ГОРЬКОВСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ















«Железнодорожники торфопредприятий на трудовой вахте» («Торфяная промышленность», 1976 год).









«Железнодорожники торфопредприятий на трудовой вахте» («Торфяная промышленность», 1976 год).









«Железнодорожники торфопредприятий на трудовой вахте» («Торфяная промышленность», 1976 год).









«О работе Горьковского транспортного управления в 1976 году и задачи на 10-ю пятилетку»
(«Торфяная промышленность», 1977 год).









«Передовые методы труда слесаря по ремонту тепловозов М.Я. Грозных» («Торфяная промышленность», 1977 год).









«Модернизация оборудования - путь к повышению эффективности производства»
(«Торфяная промышленность», 1978 год).









«Горьковское транспортное управление в четвёртом году 10-й пятилетки» («Торфяная промышленность», 1979 год).









«Горьковское транспортное управление в четвёртом году 10-й пятилетки» («Торфяная промышленность», 1979 год).












Этот материал был опубликован в горьковской областной газете «Ленинская смена», номер от 12 июня 1988 года.
Оцифрован Сергеем «SASPD».



______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

ЖИВИ, УЗКОКОЛЕЙКА!

Всё здесь кажется каким-то игрушечным, ненастоящим. Маленький вокзал, в несколько шагов ширины перрон. Поезд всего из трёх вагонов. И каких ! — пожалуй, шириной с «рафик».

А путешествие предстояло настоящее. Пять часов в дороге.

Старший проводник Клавдия Алексеевна Сукманова сообщила: - От Ситников до Камской 107 километров. Сейчас поезд идёт уже до конца дороги. А то в мае после половодья мост через Керженец ремонтируют путейцы, и тогда едем только до Берёзовки. Ну, в этом году они постарались — за неделю управились.

Когда мы говорим о пассажирском транспорте в нашей области, то вспоминаем Горьковскую железную дорогу с электричками и с дальними экспрессами, автобус, самолет, «Метеор». А вот про узкоколейку забываем. А зря. Длина этих дорог, по которым ездят тысячи людей в нашей области, больше, чем расстояние от Горького до Москвы.

Выксунцы ездят по своей существующей почти сто лет узкоколейке и на работу, и отдыхать, и в гости — в Вилю, в Верхнюю Верею, к соседям в Вознесенский р-н, а также в Рязанскую область. От Балахны стокилометровый путь пролег почти до Южи, по ивановской земле. Еще одна линия соединяет Арью с берегом Ветлуги, путь через целых три района. Целых две дороги у тоншаевцев...

Взгляните на карту области. Севернее Волги — на полторы сотни километров ни дорог, ни городов. Болота, озера да редкие кружочки маленьких поселков. Как же в них люди попадают? А так и попадают — по узкоколейке.

Полвека назад начали люди обживать Каму, добывать торф из её болот. Тогда прорезала её единственная до сих пор линия узкоколейки.

...Поезд наш идёт не спеша. Из окна тепловоза вижу узкий — как раз по ширине поезда — коридор в кустарнике. Иногда он чуть откроется, — и сверкнёт озеро с яркой болотной зеленью у берегов.

- И всю дорогу так, — объясняет машинист Сергей Федорович Семериков. — Разные звери к пути выходят. Лоси, волки, зайцы. Озера Ситниковского заказника с самой крупной в континентальной Европе колонией чаек. Сосновые боры.

Маленькие лесные посёлки — Керженец, Орлы. Сам Керженец — с тугими омутами, с коричневой водой. Низенький мост и посёлок за мостом — Рустай.

В вагонах с кондукторскими сумками проводницы Лия Васильевна Рязанова, Татьяна Лушина. Присматриваюсь к рулонам билетов. На каждом непривычное – «Ведомственный транспорт». Узкоколейка в системе «Горэнерго», по ней возят всё-таки торф.

Но и пассажирский поезд, оказывается, хозяевам не в убыток. Всего на дороге 24 поезда. Есть рабочие, есть для школьников, есть для отдыхающих в выходные. Кроме основного пути составы с пассажирами идут и по двум боковым веткам.

В иные дни тепловоз таскает по 19 вагонов, а проводники продают по 600 — 800 билетов. Как и на настоящей дороге тут есть почтовый поезд. В середине дня корреспонденцию для Рустая машины привозят в Керженец, на станцию. Кстати, в нашем поезде есть и овощной вагон — продукты везут в Кузьмияр, в ОРС.

Тут от живописания экзотики перейду к вещам грустным. Мы забываем про узкоколейку. Да, мне было приятно подержать в руках эстафетный жезл от перегона «Орлы – Керженец» (так на нем написано). Железная болванка, которую вручают машинисту, когда он выходит на перегон, — вещь почти музейная. А вот наблюдать, какими волнами уложен путь, из кабины машиниста было не радостно — на самых скверных участках поезд прямо-таки мотало.

Грязно, неуютно на всех вокзалах. Сломанные диваны, ржавые вывески, написанные разве что без ятей, почти полное отсутствие информации для пассажиров. Некрашенные, прокопчённые вагоны. Зимой в них всегда тепло, но это в депо Ситники было достигнуто дорогой ценой. К вагонам нет запасных частей, стекол. И если разбивается окно, вставлять приходится новое, обыкновенное стекло в новую деревянную раму меньших размеров.

Вагоны вообще в дефиците. Делают их в стране очень немного, в подмосковном посёлке Демихово возле Орехово-Зуево.

В этом году новых вагонов пришло только два — просили же как минимум восемь. Ведь в грибной, ягодный сезон в Ситниках ждут поезда не восемь сотен людей — больше. Кому места не хватило, довольствуются ближним лесом. Обращали внимание, какие толпы людей выходят в эту пору из горьковской электрички в Киселихе и движутся вереницей куда-то влево? Это на узкоколейку...

Живёт дорога. На памяти тех, кому лет 50, поезда ходили и из Бора прямо до Воскресенского. Сейчас путь туда разобрали, зато сделали в Воротынский район, в Кузьмияр (до Воскресенского теперь отлично ходят автобусы). Очень медленно, но все же путейцы укладывают на трассе бетонные шпалы.

В прошлом году машинисты получили приказ — на 23-м км делать остановку для садоводов. Там теперь участки горьковских метростроевцев. А этим летом начнёт ходить дополнительный дневной поезд по самому дальнему маршруту — до Камской.

Нет, не времянкой оказался путь на Каму — дорогой, которая уже полвека служит здесь тысячам людей. И долго ещё будет служить. Поэтому хочется видеть её ухоженной, удобной...

В. БАХАРЕВ














12.02.2007 © С. Болашенко


«Узкоколейная железная дорога Горьковского предприятия промышленного железнодорожного транспорта»