Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90.

Темпы продажи книг, по состоянию на 2017 год, остаются крайне низкими. Переводы от читателей сайта жизненно важны для автора, не имеющего других источников дохода!






УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МОКЕИХА-ЗЫБИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

ИСТОРИЯ






Строительство посёлка Мокеиха 1 (официальное название — Октябрь) началось в 1949 году. До этого времени массовой добычи торфа здесь не велось.

Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1950 году. На узкоколейной железной дороге первоначально работали паровозы ВП, мотовозы Муз, автодрезины. В начальный период истории торфопредприятия торф добывался в 3-4 километрах от посёлка Мокеиха 1 (Октябрь).

В 1953 году началось строительство посёлка Мокеиха 2, освоение торфяных болот к северу от будущего посёлка. Вскоре была построена магистральная линия узкоколейной железной дороги от Мокеихи 1 до Мокеихи 2.

В 1957 году вступила в эксплуатацию крытая перегрузочная эстакада, предназначенная для перегрузки торфа из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи. Это позволило начать массовую отгрузку топливного торфа для электростанций.

Первый тепловоз ТУ4 (ТУ4-349?) поступил в сентябре 1964 года. Позднее поступили тепловозы ТУ4-444, ТУ4-446. Была по меньшей мере одна автомотриса АМ1.

В 1967 году либо 1968 году поступил один тепловоз ТУ5 — ТУ5-0038. Он проработал около пяти лет. «Экспериментальный» локомотив оказался непрост для эксплуатации, на нём нередко выходила из строя гидропередача. Позднее тепловоз ТУ5 был списан.

Экипажная часть тепловоза была порезана. Кабину тепловоза поставил себе во двор один из жителей посёлка Октябрь. По состоянию на 2014 год, кабина тепловоза ТУ5-0038 сохраняется. Это из трёх тепловозов ТУ5, которые уцелели хотя бы в виде кабины. Другие кабины тепловозов ТУ5 находятся в Каринторфе и в посёлке Чистое Нижегородской области.

Последний паровоз перестал эксплуатироваться в 1968 году либо 1969 году.

Узкоколейная железная дорога активно развивалась. Появились вокзалы в обоих главных посёлках – Октябре («Первой Мокеихе») и Мокеихе 2. Между станциями Октябрь и Мокеиха 2 строго по расписанию курсировал пассажирский поезд.

Линия между двумя главными посёлками (от станции Перегрузочная до станции Участковая), протяжённостью 15 километров, в 1966 году стала полностью двухпутной.

В 1995 (?) году было прекращено пассажирское движение по маршруту Октябрь – Мокеиха 2. Вместо пассажирских поездов было решено открыть автобусный маршрут.

В мае 2000 года я совершил первую поездку на узкоколейную железную дорогу. На тот момент она активно работала.

В апреле 2006 года была совершена вторая поездка. Значительных изменений в худшую сторону не произошло. По-прежнему действовала двухпутная линия между Перегрузочной и Участковой. Вероятно, самый длинный в мире двухпутный участок колеи 750 мм.

Катастрофические изменения в худшую сторону начали происходить с 2008 года. В 2008 году многие крупные торфовозные узкоколейные железные дороги были полностью разобраны. Среди них — узкоколейная железная дорога Шатурского транспортного управления, узкоколейная железная дорога Радовицкого транспортного управления.

Узкоколейную железную дорогу Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия удалось сохранить. Но объём перевозки торфа сократился во много раз, по сравнению с началом 2000-х годов. Отправка торфа в адрес электростанций была прекращена. Огромный и мощный перегрузочный комплекс (перегрузка из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи) был законсервирован.

На двухпутном участке движение по одному из путей, расположенному с западной стороны, было прекращено. Несколько лет он лежал недействующим.

В конце 2013 года началась разборка второго пути на всём его протяжении, и полная разборка линии от 5-го поста на 6-й участок. В начале 2014 года была разобрана пассажирская станция Октябрь.

По состоянию на май 2014 года, продолжается разборка второго пути и линии от 5-го поста на 6-й участок. Линия от станции Техническая (посёлок Октябрь) через станцию Участковая (посёлок Мокеиха 2) до 3-го участка действует. Бывший 3-й участок ныне стал единственным.

Движение рабочих поездов сохраняется по единственному короткому маршруту: от пассажирской станции Мокеиха 2 до 3-го участка (ныне это единственный производственный участок). Протяжённость маршрута составляет 5 километров.

Торф доставляется на котельные в посёлках Октябрь и Мокеиха 2. В минимальном объёме торф перегружается в Мокеихе 2 из вагонов в автомобили.

Будущее узкоколейной железной дороги предсказать трудно.







11.2002 © С. Болашенко


«Узкоколейная железная дорога Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия»