Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











МАЛАЯ ГОРЬКОВСКАЯ (НИЖЕГОРОДСКАЯ) ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Информация, касающаяся истории железной дороги, получена в основном из книги «Поезд длинною в 60 лет», изданной в г. Нижнем Новгороде в 1999 году.

Официальное решение о создании Горьковской детской железной дороги было принято Горьковским обкомом ВКП(б) 13 мая 1939 года. Железная дорога была построена в том же году. С учётом огромного объёма требуемых работ, это было значительным достижением.

20 июня 1939 года в город Горький поступили два паровоза серии К (тип 63/65) производства Коломенского завода, пассажирские вагоны. Весь подвижной состав был взят из депо Тумская, которое обслуживало бывшую Рязанско-Владимирскую узкоколейную железную дорогу.

Паровозы было решено модернизировать на судостроительном заводе «Красное Сормово». После ремонта они приобрели «ультрасовременный» для того времени дизайн, главным элементом которого была обтекаемая форма. Паровозам были присвоены обозначения ЛК-01 и ЛК-02, в честь Лазаря Кагановича (в 1935-1944 годах народного комиссара путей сообщения СССР).

8 ноября 1939 года было торжественно открыто движения поездов. Вскоре после открытия детской железной дороге было присвоено имя писателя А.М. Горького.

На момент открытия Горьковская детская железная дорога являлась крупнейшей в СССР — протяжённость главного пути составляла свыше девяти километров (9 100 метров — главный путь, 11 200 метров — развёрнутая длина). Северная конечная станция (Родина) находилась на современном месте, южная конечная станция (Счастливая) находилась вблизи нынешнего остановочного пункта Счастливая на железнодорожной линии широкой колеи Доскино — Кустовая.

Полный список раздельных и остановочных пунктов был следующим: станция Родина, платформа имени Железнодорожников (находилась вблизи современной станции Пушкино), станция Маяковская (имени Маяковского), станция Пушкинская (Пушкино), платформа Ипподром, станция Счастливая.

На обеих конечных станциях были построены огромные (по меркам узкоколейных железных дорог) здания вокзалов. Эти здания строились по индивидуальным проектам, в настоящее время они заслуживают статуса памятников архитектуры. На промежуточных станциях Пушкинская и Маяковская были построены менее крупные деревянные вокзалы.

Пассажиры пользовались детской железной дорогой не только для «развлекательных» поездок. Благодаря большой протяжённости и выгодному географическому положению, дорога, по сути, стала одним из видов городского транспорта, дублирующим перегруженные трамвайные маршруты. По неподтверждённым данным, дорога работала круглогодично.

В период Великой Отечественной войны Малая Горьковская детская железная дорога не работала. Её имущество было частично передано на нужды обороны. Один из двух имевшихся паровозов был передан в аренду горьковскому заводу металлоизделий «Красная Этна». Скорее всего, паровоз использовался на внутризаводской узкоколейной железной дороге, либо (что представляется менее вероятным) выполнял функцию парогенератора. Второй паровоз был передан на Борскую лесовозную узкоколейную железную дорогу (позднее ставшую частью сети узкоколейных железных дорог Горьковского ППЖТ). На детскую железную дорогу он не вернулся.

25 июля 1944 года был издан приказ по Горьковской железной дороге о восстановлении детской железной дороги, однако движение поездов возобновилось лишь в 1946 году.

Автор не располагает достоверными сведениями касательно того, был ли возвращён на детскую железную дорогу паровоз, переданный заводу металлоизделий «Красная Этна».

По утверждению Д. Сутягина, в 1946 году взамен двух «коломенских» паровозов на детскую железную дорогу был передан из депо Тумская один паровоз типа 157 (Ш.32), построенный Сормовским заводом. В близкий период времени на дорогу поступил один паровоз серии 159. Однако он оказался ненадёжным в эксплуатации и практически не использовался.

В 1955 году на узкоколейную железную дорогу поступил новый паровоз Кп4-430, построенный в Польше в 1953 году, в 1958 году — тепловоз ТУ2-155, построенный Калужским машиностроительным заводом. Позднее появился тепловоз ТУ2-233. Паровозы типа 157 и 159 после появления тепловозов были списаны, паровоз Кп4-430 было решено сохранить.

В 1965 году была разобрана значительная часть линии узкоколейной железной дороги, за исключением небольшого участка у станции Родина. По мнению городских властей, узкоколейная железная дорога создавала проблемы для застройки и движения транспорта. Разборка была осуществлена без уведомления руководства Горьковской железной дороги, что едва не привело к крушению — в июле 1965 года юный машинист поезда обнаружил, что путь обрывается, и сумел остановить поезд в нескольких метрах от конца рельсов.

После варварской акции по тайному демонтажу детской железной дороги вокзал станции Счастливая был превращён в дворец бракосочетания. Деревянные вокзалы на промежуточных станциях Маяковская и Пушкинская, скорее всего, вскоре были снесены.

Крайний участок рельсового пути, сохранённого при демонтаже основной части дороги, был расположен на перегоне между станциями Родина и Маяковская. Для того, чтобы возобновить движение по «усечённому» маршруту, потребовалось соорудить новую станцию. Эта станция была названа Пушкино — в память о старой станции Пушкино (Пушкинская), находившейся в нескольких километрах южнее. Протяжённость главного пути составила менее 2 километров.

В 1992 году протяжённость железной дороги возросла более чем на 1 километр. Была открыта новая станция Счастливая (со старой станцией Счастливая её связывает только название). С этого момента дорога в плане представляет собой треугольник.

Пассажирский поезд, отправившись от станции Родина, как и прежде, вначале прибывает на станцию Пушкино, где локомотив обгоняется. Затем поезд меняет направление движения, следуя до станции Счастливая. Там локомотив вновь обгоняется для следования в направлении станции Родина.

В конце 1990-х годов в городе распространялись слухи о возможном увеличении протяжённости детской железной дороги до 12 километров (предположительно, новый участок должен был пролегать от станции Счастливая до станции Горький-Сортировочный, в основном по незастроенной территории вдоль искусственных прудов). Вероятность реализации этого проекта представляется низкой. Помимо прочего, для его реализации потребовалось бы строительство как минимум одного разноуровневого пересечения с оживлённой автодорогой (одноуровневые пересечения едва ли могут быть приемлемыми, исходя из соображений безопасности).

По состоянию на 2007 год, Малая Горьковская (Нижегородская) детская железная дорога является одной из двух детских железных дорог России, где сохранились действующие паровозы (вторая — Малая Северо-Кавказская детская железная дорога, расположенная в Ростове-на-Дону). Паровоз обычно растапливается дважды в год — в День защиты детей (1 июня), совпадающий с началом сезона эксплуатации дороги, и в День города (последние выходные августа).

Длина главных путей составляет 3 200 метров, развёрнутая длина — 4 100 метров. Все три станции — тупиковые. Станции Родина и Счастливая оборудованы элекрической централизацией стрелок и сигналов. На станции Пушкино стрелки переводятся вручную, предусмотрена ключевая зависимость стрелок и сигналов. Стрелки на станции Родина, находящиеся на путях, подводящих к депо, и «западная» стрелка на станции Счастливая также переводятся вручную.

Пассажирский поезд отправляется от станции Родина по вторникам, средам, четвергам, пятницам и субботам в 10:00, 11:00, 14:00, 15:00. Сезон эксплуатации дороги начинается 1 июня и заканчивается в 10-х числах сентября.

Местность, в которой находится детская железная дорога, выглядит непривлекательно: значительная часть трассы пролегает по болотам и промышленной зоне. Однако станция Родина, напротив, представляется едва ли не лучшей среди станций детских железных дорог России (замечательная архитектура, высокий уровень благоустройства территории).

По уровню обеспеченности подвижным составом Малая Горьковская детская железная дорога, по данным на 2007 год, находится на первом месте в стране. Здесь имеется 14 пассажирских вагонов ПВ40 (производства Демиховского машиностроительного завода), 2 открытых вагона, построенных локомотивным депо Тумская в 1999 году (эти вагоны получили название «дилижанс»), 4 грузовых вагона-платформы, плужный снегоочиститель, 3 пассажирских вагона Pafawag. Тяговый подвижной состав представлен тепловозами ТУ2-155, ТУ2-233, ТУ7-2567, паровозом Кп4-430.

Количество подвижного состава явно избыточное для дороги в её современном виде. Пассажирский поезд обычно состоит из тепловоза (в разные дни — ТУ7-2567 либо один из тепловозов ТУ2), четырёх вагонов ПВ40 и двух «дилижансов» (находятся в середине состава).




Пассажирский поезд отправляется со станции Родина. В составе поезда —
тепловоз ТУ7-2567, 4 вагона ПВ40 и 2 открытых вагона («дилижанса»).
22.07.2006



В 2010 году на Малую Горьковскую детскую железную дорогу поступил тепловоз ТУ10-003. Осенью 2011 года началась реконструкция дороги, в ходе которой было полностью обновлено верхнее строение пути. Всюду был уложен путь на железобетонных шпалах и щебёночном балласте, обновлены станции и подвижной состав.

По состоянию на июнь 2012 года, на Малой Горьковской детской железной дороге находились следующие локомотивы: ТУ10-003, ТУ2-155, ТУ2-233, ТУ7-2567, паровоз Кп4-430. Предполагалось, что один из двух тепловозов ТУ2 вскоре будет списан.






ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ    


    РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ    


    БИЛЕТЫ    


    ИЗОБРАЖЕНИЯ РАЗНЫЕ (ЧАСТЬ 1)    

    ИЗОБРАЖЕНИЯ РАЗНЫЕ (ЧАСТЬ 2)    


    КНИГА, ИЗДАННАЯ В 1999 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    КНИГА, ИЗДАННАЯ В 1999 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    КНИГА, ИЗДАННАЯ В 1999 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    


    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 3)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 4)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 5)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 6)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 7)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 8)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2006 ГОДУ (ЧАСТЬ 9)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ОКРЕСТНОСТИ СТАНЦИИ РОДИНА)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ РОДИНА, БЫВШАЯ СТАНЦИЯ СЧАСТЛИВАЯ — НЫНЕ ДВОРЕЦ БРАКОСОЧЕТАНИЯ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ)    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ РОДИНА, ТЕПЛОВОЗЫ ТУ10-003 И ТУ2-233)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (СТАНЦИЯ РОДИНА, ТЕПЛОВОЗЫ И ПУТИ)    












09.03.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Нижегородской области»

на главную страницу