Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все материалы, которые смог собрать. Это принципиальная позиция, так было всегда, и так будет вечно. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Книги можно за несколько минут заказать по почте в любую точку планеты, кроме Северной Кореи!

В Москве все мои книги очень легко приобрести в магазине «Русская Деревня». Магазин расположен недалеко от станции метро «Кузнецкий Мост», по адресу: улица Рождественка, 12. Работает ежедневно, кроме воскресенья, с 11 до 20 часов.

Схема расположения магазина, контактный телефон.

Рядом находится станция метро «Кузнецкий Мост», однако подходят также станции метро «Трубная», «Театральная», «Лубянка», и другие.

Ориентир — монументальное старинное здание института на правой (от центра) стороне улицы Рождественка. Входить нужно в главные ворота института. Магазин — сразу за дверью, справа. Вход свободный, расположение удобное!

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги»).

Если бы каждый из тысячи ежедневных читателей сайта переводил один рубль, или каждый десятый переводил десять рублей — существование не было бы полуголодным, жизнь была бы другой и сайт был бы другим! По состоянию на 2015 год, переводы — исключительная редкость.











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ ШИРОКОЙ КОЛЕИ НА ТУКАНСКОМ РУДНИКЕ







Тукан — небольшой посёлок городского типа в Белорецком районе республики Башкортостан (административно подчинён городу Белорецку). Датой основания Тукана считается 1888 год. Тогда здесь был открыт Зигазинский чугунолитейный завод, работавший на железной руде Ермотаевского, Карандинского и Туканского рудников Комарово-Зигазинского железорудного месторождения.

В 1920-х годах труднодоступный посёлок обрёл надёжную связь с внешним миром — сюда пришла линия Белорецкой узкоколейной железной дороги от города Белорецка.

Вплоть до конца 1970-х годов на Туканском руднике действовала только узкоколейная железная дорога. Затем руководство Белорецкого металлургического комбината, к которому относился Туканский рудник, приняло решение о строительстве на нём изолированной железной дороги широкой колеи. Связать её с основной сетью не позволял сложный рельеф местности — при таких уклонах и кривых может работать только «узкоколейка».

Весь подвижной состав и все элементы верхнего строения пути ширококолейной линии завозились сюда по горной линии узкой колеи. Ширококолейные вагоны и тепловозы ставились на специализированные тележки колеи 750 мм, и в буквальном смысле «перетаскивались» до Тукана узкоколейным локомотивом.

Движение происходило со скоростью 3—5 километров в час, на «серпантинах» — ещё медленнее (1-2 км/час). Перед составом шли дорожные мастера, проверявшие состояние пути: любой незначительный дефект грозил сходом тяжёлых крупногабаритных вагонов. По времени каждая такая транспортировка затягивалась почти на неделю.

Добытая в карьерах руда доставлялась по широкой колее на обогатительную фабрику. Карьеры расположены компактно, поэтому протяжённость сети всегда оставалась небольшой (особенно — если не учитывать временные внутрикарьерные пути).

Приблизительно в 1993 году эксплуатация ширококолейных линий на Туканском руднике прекратилась. В последующие годы большая часть путей была разобрана.

Узкая колея продолжала работать. Руда вывозилась на Белорецкий металлургический комбинат вплоть до 2002 года. Узкоколейные линии на Зигазу, Ермотаево и Тару были разобраны во второй половине 1990-х годов.

В 2002 году добыча руды в Тукане прекратилась. Началась окончательная разборка узкоколейной железной дороги. В 2003 году рельсы были сняты на участке Тукан — Ишля.

По состоянию на 2004 год, в Тукане сохраняется здание локомотивного депо, отдельные участки путей (как широкой, так и узкой колеи, а также «трёхниточных»), несколько ржавых вагонов-думпкаров широкой колеи.

Руда здесь пока не добывается, но производится вывоз «отсева» на станцию Улу-Елга грузовыми автомобилями, по грунтовой дороге низкого качества. Возможно, в перспективе будет восстановлена и добыча руды.








Впереди — бывшее «ширококолейное» депо (ныне оно переоборудовано для обслуживания
автотранспорта). Вблизи депо сохранились «трёхниточные» участки пути.
06.05.2004






Сохранившийся участок «трёхниточного» пути (1520 мм и 750 мм) вблизи бывшего депо
(вид приблизительно оттуда же в обратном направлении — на запад).
06.05.2004






Немногим далее. Третий («узкоколейный») рельс исчезает.
06.05.2004






Впереди стоит «забытый» вагон широкой колеи, сошедший с рельсов более 10 лет назад.
06.05.2004






Тот же самый вагон.
06.05.2004






Вид от «вагона-памятника» в восточном направлении. Слева — заброшенный стрелочный пост.
06.05.2004






Снова окрестности бывшего депо широкой колеи. «Недоразобранные» участки
сменяются полностью разобранными.
06.05.2004






Вид на «дальний» отвал.
06.05.2004






Разобранный участок ширококолейной линии.
06.05.2004









11.04.2005 © С. Болашенко

назад

на главную страницу