Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).











ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ ШИРОКОЙ КОЛЕИ НА ТУКАНСКОМ РУДНИКЕ







Тукан — небольшой посёлок городского типа в Белорецком районе республики Башкортостан (административно подчинён городу Белорецку). Датой основания Тукана считается 1888 год. Тогда здесь был открыт Зигазинский чугунолитейный завод, работавший на железной руде Ермотаевского, Карандинского и Туканского рудников Комарово-Зигазинского железорудного месторождения.

В 1920-х годах труднодоступный посёлок обрёл надёжную связь с внешним миром — сюда пришла линия Белорецкой узкоколейной железной дороги от города Белорецка.

Вплоть до конца 1970-х годов на Туканском руднике действовала только узкоколейная железная дорога. Затем руководство Белорецкого металлургического комбината, к которому относился Туканский рудник, приняло решение о строительстве на нём изолированной железной дороги широкой колеи. Связать её с основной сетью не позволял сложный рельеф местности — при таких уклонах и кривых может работать только «узкоколейка».

Весь подвижной состав и все элементы верхнего строения пути ширококолейной линии завозились сюда по горной линии узкой колеи. Ширококолейные вагоны и тепловозы ставились на специализированные тележки колеи 750 мм, и в буквальном смысле «перетаскивались» до Тукана узкоколейным локомотивом.

Движение происходило со скоростью 3—5 километров в час, на «серпантинах» — ещё медленнее (1-2 км/час). Перед составом шли дорожные мастера, проверявшие состояние пути: любой незначительный дефект грозил сходом тяжёлых крупногабаритных вагонов. По времени каждая такая транспортировка затягивалась почти на неделю.

Добытая в карьерах руда доставлялась по широкой колее на обогатительную фабрику. Карьеры расположены компактно, поэтому протяжённость сети всегда оставалась небольшой (особенно — если не учитывать временные внутрикарьерные пути).

Приблизительно в 1993 году эксплуатация ширококолейных линий на Туканском руднике прекратилась. В последующие годы большая часть путей была разобрана.

Узкая колея продолжала работать. Руда вывозилась на Белорецкий металлургический комбинат вплоть до 2002 года. Узкоколейные линии на Зигазу, Ермотаево и Тару были разобраны во второй половине 1990-х годов.

В 2002 году добыча руды в Тукане прекратилась. Началась окончательная разборка узкоколейной железной дороги. В 2003 году рельсы были сняты на участке Тукан — Ишля.

По состоянию на 2004 год, в Тукане сохраняется здание локомотивного депо, отдельные участки путей (как широкой, так и узкой колеи, а также «трёхниточных»), несколько ржавых вагонов-думпкаров широкой колеи.

Руда здесь пока не добывается, но производится вывоз «отсева» на станцию Улу-Елга грузовыми автомобилями, по грунтовой дороге низкого качества. Возможно, в перспективе будет восстановлена и добыча руды.








Впереди — бывшее «ширококолейное» депо (ныне оно переоборудовано для обслуживания
автотранспорта). Вблизи депо сохранились «трёхниточные» участки пути.
06.05.2004






Сохранившийся участок «трёхниточного» пути (1520 мм и 750 мм) вблизи бывшего депо
(вид приблизительно оттуда же в обратном направлении — на запад).
06.05.2004






Немногим далее. Третий («узкоколейный») рельс исчезает.
06.05.2004






Впереди стоит «забытый» вагон широкой колеи, сошедший с рельсов более 10 лет назад.
06.05.2004






Тот же самый вагон.
06.05.2004






Вид от «вагона-памятника» в восточном направлении. Слева — заброшенный стрелочный пост.
06.05.2004






Снова окрестности бывшего депо широкой колеи. «Недоразобранные» участки
сменяются полностью разобранными.
06.05.2004






Вид на «дальний» отвал.
06.05.2004






Разобранный участок ширококолейной линии.
06.05.2004









11.04.2005 © С. Болашенко

назад

на главную страницу