ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ ШИРОКОЙ КОЛЕИ НА ТУКАНСКОМ РУДНИКЕ







Тукан — небольшой посёлок городского типа в Белорецком районе республики Башкортостан (административно подчинён городу Белорецку). Датой основания Тукана считается 1888 год. Тогда здесь был открыт Зигазинский чугунолитейный завод, работавший на железной руде Ермотаевского, Карандинского и Туканского рудников Комарово-Зигазинского железорудного месторождения.

В 1920-х годах труднодоступный посёлок обрёл надёжную связь с внешним миром — сюда пришла линия Белорецкой узкоколейной железной дороги от города Белорецка.

Вплоть до конца 1970-х годов на Туканском руднике действовала только узкоколейная железная дорога. Затем руководство Белорецкого металлургического комбината, к которому относился Туканский рудник, приняло решение о строительстве на нём изолированной железной дороги широкой колеи. Связать её с основной сетью не позволял сложный рельеф местности — при таких уклонах и кривых может работать только «узкоколейка».

Весь подвижной состав и все элементы верхнего строения пути ширококолейной линии завозились сюда по горной линии узкой колеи. Ширококолейные вагоны и тепловозы ставились на специализированные тележки колеи 750 мм, и в буквальном смысле «перетаскивались» до Тукана узкоколейным локомотивом.

Движение происходило со скоростью 3—5 километров в час, на «серпантинах» — ещё медленнее (1-2 км/час). Перед составом шли дорожные мастера, проверявшие состояние пути: любой незначительный дефект грозил сходом тяжёлых крупногабаритных вагонов. По времени каждая такая транспортировка затягивалась почти на неделю.

Добытая в карьерах руда доставлялась по широкой колее на обогатительную фабрику. Карьеры расположены компактно, поэтому протяжённость сети всегда оставалась небольшой (особенно — если не учитывать временные внутрикарьерные пути).

Приблизительно в 1993 году эксплуатация ширококолейных линий на Туканском руднике прекратилась. В последующие годы большая часть путей была разобрана.

Узкая колея продолжала работать. Руда вывозилась на Белорецкий металлургический комбинат вплоть до 2002 года. Узкоколейные линии на Зигазу, Ермотаево и Тару были разобраны во второй половине 1990-х годов.

В 2002 году добыча руды в Тукане прекратилась. Началась окончательная разборка узкоколейной железной дороги. В 2003 году рельсы были сняты на участке Тукан — Ишля.

По состоянию на 2004 год, в Тукане сохраняется здание локомотивного депо, отдельные участки путей (как широкой, так и узкой колеи, а также «трёхниточных»), несколько ржавых вагонов-думпкаров широкой колеи.

Руда здесь пока не добывается, но производится вывоз «отсева» на станцию Улу-Елга грузовыми автомобилями, по грунтовой дороге низкого качества. Возможно, в перспективе будет восстановлена и добыча руды.








Впереди — бывшее «ширококолейное» депо (ныне оно переоборудовано для обслуживания
автотранспорта). Вблизи депо сохранились «трёхниточные» участки пути.
06.05.2004






Сохранившийся участок «трёхниточного» пути (1520 мм и 750 мм) вблизи бывшего депо
(вид приблизительно оттуда же в обратном направлении — на запад).
06.05.2004






Немногим далее. Третий («узкоколейный») рельс исчезает.
06.05.2004






Впереди стоит «забытый» вагон широкой колеи, сошедший с рельсов более 10 лет назад.
06.05.2004






Тот же самый вагон.
06.05.2004






Вид от «вагона-памятника» в восточном направлении. Слева — заброшенный стрелочный пост.
06.05.2004






Снова окрестности бывшего депо широкой колеи. «Недоразобранные» участки
сменяются полностью разобранными.
06.05.2004






Вид на «дальний» отвал.
06.05.2004






Разобранный участок ширококолейной линии.
06.05.2004









11.04.2005 © Автор «Сайта о железной дороге»

назад

на главную страницу




Яндекс.Метрика