Яндекс.Метрика

Работу над сайтом и сбор материалов для него в рабочих экспедициях я выполняю почти круглые сутки с 1990-х годов, без перерывов. Они невозможны, с учётом предстоящего объёма работы.

Расходы на экспедиционную деятельность являются значительными, несмотря на аскетичный стиль экспедиций. Реализация книг — почти единственный источник дохода не только на рабочие экспедиции, но и на всю остальную жизнь, на содержание семьи, включая троих детей.

Я делаю общедоступными и бесплатными все публикации, которые мной созданы. Но при заинтересованности в долговременном существовании и развитии сайта — просьба поддержать его хотя бы минимально!

Или же приобрести книги, что намного лучше. В каждой из двух десятков изданных мной книг намного больше информации, чем на сайте. Материалы, созданные лично мной, доступны и на сайте. Но в каждой книге есть фотографии, схемы, тексты не моего авторства. Как правило, не присутствующие в компьютерной сети Internet и не предполагаемые к размещению в ней.

У меня можно и нужно заказывать книги!

Для меня это вопрос выживания, а для вас — ценная информация, отсутствующая в компьютерной сети Internet, и библиографическая редкость, которая с годами будет дорожать. Стандартный тираж книг — 100 экземпляров.

С 2003 года я продавал книги в магазинах — и получил, возможно, лишь треть причитающейся за проданные книги суммы. Типовая ситуация: магазин закрывается, владельцы бесследно исчезают, я не получаю никаких денег за проданные книги и не могу забрать непроданные.

В феврале 2018 года без всякого предупреждения закрылся старейший московский железнодорожный магазин «Транспортная Книга». Бывшие владельцы уклоняются от любых контактов, содержимое магазина исчезло в неизвестном направлении. Ущерб — под 100 тысяч рублей за проданные и непроданные книги.

Магазин «Русская Деревня», Москва, улица Рождественка. Владелец магазина задолжал мне 120 000 рублей и не собирается отдавать.

С 2019 года книги приобретаются по почте или при личной встрече. Повторюсь, для меня это вопрос выживания! Продажа книг жизненно важна для автора, не имеющего других источников дохода!

Доставка по почте возможна в любую точку мира!

Возможна личная встреча в Москве и не только, по предварительной договорённости. Адрес электронной почты: sbchf@ya.ru

Если ситуация с продажей книг не улучшится, мне придётся постепенно удалять из компьютерной сети Интернет материалы «Сайта о железной дороге» в пользу книг. Очень печально и очень неприятно, но это может стать вынужденной крайней мерой.

Для тех, кто затрудняется приобрести книги — есть возможность перевода в поддержку сайта, что осуществляется за одну минуту в режиме онлайн, или за несколько минут наличными в любом терминале оплаты (на территории России имеются в каждом салоне связи «Евросеть» или «Связной», для этого нужно записать номер счёта на «Яндекс-Деньги», комиссии нет).

Перевод с помощью системы «Paypal» из любой страны мира. Для онлайн-перевода достаточно только указать адрес sbchf@ya.ru и ничего больше.

Перевод на карту «Сбербанка России». Номер карты: 6390 0238 9032 9665 90 (действует по 08.2024).












ВЕРХНЕТУРИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Начальным пунктом Верхнетуринской узкоколейной железной дороги являлся город Верхняя Тура, расположенный вблизи станции Верхняя на железнодорожной линии Гороблагодатская — Серов. Узкоколейная железная дорога была лесовозной.

Первые участки узкоколейной железной дороги были построены в годы Первой мировой войны (по другим данным — ранее, возможно, в 1911 году). Ширина колеи первоначально составляла 1000 мм.

С 1915 года на строительстве новых участков работали пленные австрийцы. В прилегающих к линиям узкоколейной железной дороги лесных дачах было развито углежжение. Основным грузом являлся древесный уголь.

Вблизи линий узкоколейной железной дороги возникло много лесных посёлков, первоначально в них проживали лесозаготовители и углежоги. Два посёлка (Чирок и Бородинка) сохранились до нашего времени.

В 1949 году (ориентировочно) узкоколейная железная дорога была перестроена на стандартную узкую колею 750 мм. Одну рельсовую нить сдвигали «внутрь» колеи.

На протяжении нескольких последующих десятилетий узкоколейная железная дорога принадлежала организации, подчинявшейся Министерству Обороны СССР — лесозаготовительному управлению (ЛЗУ) №767. Его называли леспромхозом стройбата. На лесозаготовках работали военнослужащие, проходившие срочную службу в строительных частях. Помимо них, среди лесозаготовителей были и гражданские лица. Протяжённость линий узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 100 километров.

Вплоть до середины 1990-х годов дважды в сутки курсировал пассажирский поезд сообщением Абатуровка (Красноуральск) — Бородинка. На участке Верхняя Тура — Абатуровка было только грузовое движение. Массовая вывозка леса была прекращена в 1988 (?) году, после чего участок Верхняя Тура — Абатуровка использовался лишь эпизодически.

В 1990-х годах на участке Абатуровка — Чирок параллельно узкоколейной железной дороге была проложена автодорога. В 2000 (?) году был разобран участок Верхняя Тура — Абатуровка — Чирок. Тогда же на узкоколейной железной дороге прекратилось движение «тяжёлого» подвижного состава.

В 2003-2004 годах были разобраны все линии узкоколейной железной дороги, расположенные к востоку от посёлка Бородинка, по кордона Вогулка (местные жители называют кордон Вогулка «Юрьевка»). С этого времени протяжённость узкоколейной железной дороги составляет 7 километров.

Посёлок Бородинка не имеет круглогодичной автодороги. В летнее время последний сохранившийся участок узкоколейной железной дороги (Чирок — Бородинка) является единственным средством сообщения этого посёлка с внешним миром.

По состоянию на 2005 год, путь находится в сравнительно хорошем состоянии, и мог бы быть пригоден для движения «тяжёлого» подвижного состава, однако ни одного тепловоза ни в Чирке, ни в Бородинке не осталось. Движение производится только на съёмных мотодрезинах. «Рейсовая» мотодрезина курсирует 2 раза в день (расписание согласовано с расписанием движения автобуса Красноуральск — Чирок). Частные мотодрезины можно встретить на линии в любое время суток.

Зимой узкоколейная железная дорога непригодна для проезда. В это время средством сообщения посёлка Бородинка с внешним миром становится зимник (зимняя автодорога).

Нижний склад в городе Верхняя Тура, по состоянию на 2005 год, оставался действующим. Лес доставляется на нижний склад автотранспортом. В качестве помещения сотрудников охраны нижнего склада используется фрагмент тепловоза-автомотрисы ТУ6П-0044, поднятый на непривычно высокий деревянный «постамент».


По состоянию на 2009 год, участок Чирок — Бородинка продолжал использоваться для движения съёмных дрезин. Выделение средств из бюджета Свердловской области средства на строительство автодороги Чирок — Бородинка запланировано на 2011 год. Как только автодорога будет построена (ориентировочно в 2012 году), последний участок узкоколейной железной дороги будет разобран.


http://www.rg.ru/2008/07/03/reg-ural/uzkokolejka.html — публикация
в «Российской газете», посвящённая посёлку Бородинка, 2008 год
http://www.rg.ru/2009/10/06/doroga.html публикация в «Российской газете», посвящённая посёлку Бородинка, 2009 год
http://www.rg.ru/2009/10/15/borodinka.html публикация в «Российской газете», посвящённая посёлку Бородинка, 2009 год








ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    


    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    












30.12.2005 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»

на главную страницу