ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ВЕРТУНОВСКАЯ — БЕКОВО








Железнодорожная линия Вертуновская — Беково находится в Пензенской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 15 километров. Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Юго-Восточная железная дорога.

На линии имеются промежуточные остановочные пункты 5 км, 10 км, 12 км. Есть промежуточное место с путевым развитием — пост 6 км, где отходит подъездной путь к Бековскому сахарному заводу.

Регулярное пассажирское движение на линии было прекращено ориентировочно в 2008 году. Затем до 2014 года пассажирское движение было нерегулярным — в пределах двадцати пар поездов в год, обычно только по некоторым дням в апреле и июле. После этого пассажирское движение было прекращено полностью.


Линия является одной из старейших в России малых тупиковых ветвей. «Бековская ветвь» была построена землевладельцем Михаилом Устиновым на собственные средства, открыта в 1874 году. Возможно, является первой в России железной дорогой, построенной одним человеком за собственный счёт.

М. А. Устинов сдал Бековскую ветвь в аренду Тамбовско-Саратовской железной дороге, которая затем превратилась в Рязано-Уральскую железную дорогу. В 1896 году Бековская ветвь была выкуплена Рязано-Уральской железной дорогой и вошла в её состав.

На момент строительства железной дороги Беково было крупным селом с населением 3500 человек. Имелись паровые мельницы. Основным грузом на железной дороге стала мука.



Расписание движения поездов с 15 мая 1882 года (из «Путеводителя по Российским
железным дорогам и пароходным сообщениям», изданного в 1882 году).




Расписание движения поездов на лето 1897 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).




Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).




Расписание движения поездов с июня 1979 года (из «Указателя пассажирских железнодорожных сообщений»).




Расписание движения поезда Беково — Ртищево в апреле 2012 года («Яндекс-Расписания»).


Станция Вертуновская первоначально называлась Сосновка. Станция Беково всегда называлась именно так.

Ориентировочно в 2008 году прекратилось регулярное пассажирское движение на линии. Все последние годы оно было представлено одной парой пригородных поездов Ртищево — Беково.

Однако в последующие пять лет движение сохранялось в отдельные периоды года, обычно в апреле и в июле. В апреле назначение поезда мотивировалось тем, что река Хопёр затапливает автомобильный мост, и автомобильное движение из Беково в Ртищево по прямой становится невозможным — только с объездом в десятки километров. Летом это мотивировалось отдыхом детей из Ртищево в пионерлагерях вблизи Беково.

В 2013 году поезд Ртищево — Беково назначался с 29 июня по 4 августа по выходным дням, вдобавок и в некоторые рабочие дни, а именно: 25 июня, 18 июля, 6 августа.

Вероятно, 6 августа 2013 года — дата прохода последнего пассажирского поезда в истории. Потом — 2014 год, военный конфликт с Украиной, обвал экономики. Нет денег на поезд до Беково хотя бы пару десятков раз в год.

В течение долгого времени пригородных поездов был лишён и участок главного хода Ртищево — Кирсанов! Это выглядело совершенно «из ряда вон выходящим».

Летом 2014 года на станции Беково снесли деревянное здание вокзала, построенное вместе с железной дорогой в 1870-е годы. На первом этаже здания были служебные помещения дежурного по станции и другого персонала, но основная часть служила жилым домом.

Жильцы квартир в здании вокзала жаловались на плохие бытовые условия — наверное, небезосновательно. Там не было нормального отопления и водоснабжения. Но это не повод сносить большое и ценное старинное здание!

Между тем, как только были изысканы средства на переселение жильцов, Юго-Восточная железная дорога варварски расправилась с историческим памятником. Без всяких разумных причин. Железнодорожным властям свойственна неприязнь к старинным вокзалам, особенно деревянным.

С 1 сентября 2016 года движение пригородных поездов по маршруту Ртищево — Кирсанов восстановили. Но движения на Беково нет ни в каком виде. Вероятность его восстановления близка к нулю.


По состоянию на 2019 год, железная дорога Вертуновская — Беково действует. Есть редкое грузовое движение.



Я проехал по линии 22 июля 2012 года, заранее зная о том, что в этот день поезд пойдёт на Беково. Исполненный маршрут рабочей экспедиции: Москва — Рязань — Мичуринск — Тамбов — Балашов — Ртищево — Беково пригородные поезда, Беково — Ртищево автостоп, Ртищево — Пенза III — Рузаевка — Саранск пригородные поезда, Саранск — Арзамас автостоп, Арзамас — Вековка — Москва пригородные поезда.

Поезд Ртищево — Беково состоял из тепловоза ЧМЭ3-3647 и одного сидячего вагона. Стоянка по станции Вертуновская один час, в течение которого фотодокументирую начальный участок «Бековской ветви». К сожалению, пассажиров очень мало.

Нормальной автодороги на участке Беково — Ртищево нет, есть только «грунтовка». Автобусного сообщения по ней нет. Да и вообще, в Бековском районе автобусы есть в лучшем случае только по маршруту Беково — Пенза.







ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
   

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ВЕРТУНОВСКАЯ, НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ, ПОСТ 6 КМ, БЕКОВО)
   
    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ БЕКОВО)
   









25.03.2020 © С. Болашенко

назад

на главную страницу